Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Мошиахальное время и наши усилия.
Можно заметить интересную
тенденцию среди творческих и духовных
евреев.
Периодически кто-то из
творческих евреев «новаторов» предлагает
интересный и важный проект по существенной
трансформации мира.
На это предложение —
находится часть евреев, которые заявляют,
что этот проект — связан с приходом
Мошиаха. И когда Мошиах прийдет, эта
идея реализуется, а пока — мы не имеем
ни прав, ни шансов — ввязываться в этот
проект (он нам «не по зубам»). То есть
отсылка проекта к Мошиаху у этих людей
нв деле означает отказ от наших
усилий и «замораживание» проекта
до «лучших времен».
= - = - =
Тем не менее — часть
таких проектов постепенно реализуется,
что приводит в смущение многих.
= - = - =
Приведем два самых
важных подобных проекта.
а) приобщение народов
мира к мудрости Торы.
б) создание государства
Израиль.
Суть ситуации в том,
что оба проекта «стартовали», но находятся
в далеко не идеальном состоянии и
нуждаются в постепенном, но планомерном
усовершенствовании.
= - = - =
Оба этих проекта интересно
вписываются в более общую концепцию.
Создание государства Израиль
напоминает появление «головы» у
организма, который состоял из разрозненных
частей. Государство стало объединяющим
фактором.
С другой стороны, обращение
евреев к народам мира — напоминает
появление «ног», позволяющих еврейской
идее — двигаться в сторону ее
распространения.
= - = - =
В чем суть разногласий
между двумя сторонами?
Есть проблема в
классическом понимании идеи прихода
Мошиаха на которое ссылаются
«консервативные» оппоненты «новаторов».
На упрощенном уровне
понимания идеи Мошиаха, многим кажется,
что сначала мир будет двигаться своим
чередом и вдруг (сам по себе) —
появится Мошиах, и сразу все изменится
и станет хорошо.
Более того, некоторые
думают, что должен быть еще больший
контраст. Сначала все будет портиться
(то есть двигаться в противоположную
сторону), и когда все будут думать, что
совсем плохо — придет Мошиах — и из
совсем плохо станет совсем хорошо.
= - = - =
Такой резкий переворот
— может напомнить два сюжета из Торы,
связанные с жизнью Йосефа.
Первый момент «вдруг»
- происходит когда Йосеф в Египте
раскрывается братьям.
Перед этим ситуация доходит до
максимального накала — и вдруг —
мгновенно — раскрывается суть и перед
потрясенными братьями появляется Йосеф
в роли властителя и спасителя.
Второй момент «вдруг»
также связан с Йосефом. Это момент, когда
Йосеф сидит в тюрьме — на самом «дне»
Египетской иерархической лестницы.
Фараону снятся сны — и «вдруг» - Йосефа
вызывают из тюрьмы и после блестяще
проведенной «презентации» его мгновенно
возвышают до роли премьер-министра —
властителя и спасителя.
Кстати, оба этих сюжета
связаны с упомянутыми нами проектами.
В первом сюжете — Йосеф становится над
братьями — как внутриеврейская «голова».
Во втором сюжете — Йосеф становится
спасителем и властителем над народами
мира.
= - = - =
Кстати, у этих «вдруг» был
длинный подготовительный период.
В случае истории с братьями —
Йосеф несколько лет готовил эту
«комбинацию», так что — вдруг она стала
только для братьев, но не для Йосефа.
В случае с разгадыванием снов —
Йосеф сначала разгадал сны царедворцам,
а до этого он прошел сложнейшую комбинацию
(на этот раз организованную Вс-вышним),
которая привела его на это место.
= - = - =
Это самое психологическое
«вдруг» - играет плохую службу еврейству.
Оно парализует нашу волю.
Оно внушает нам, что от нас мало
что зависит в глобальной перспективе.
Мы должны только «ждать и верить» и
«счастье - само прийдет».
И хотя истории с Йосефом
— отражают идею прихода Мошиаха, но они
не «закрывают» тему, а только дают
частичный ответ, в том числе связанный
с аспектами Мошиаха бен-Йосефа.
Наш подход больше связан
с «карьерой» Царя Давида, который
«медленно, но верно» шел к власти, в том
числе и в противостоянии с предыдущим
Царем. Эту линию развития мы рассмотрим
отдельно — во второй части.
= - = - =
Нам нужно понять две
важнейшие вещи.
А) Приход Мошиаха — это
не моментальное событие, а эпоха и работа
поколения, живущего в эту эпоху.
То что в наше время об
идеях прихода Мошиаха стали говорить
более активно, означает, что мы вступили
в некую эпоху, когда Мошиахальные
качества становятся все более
активными.
А.1) Любавичский Ребе —
организовывал целые кампании, связанные
с Мошиахом. Некоторые восприняли эти
кампании как необходимость «громкого»,
но пассивного призывания «We
want Moshiach now” (Мы хотим
Мошиаха сейчас). Но смысл происходящего
не просто в «хотении» и громких
«заклинаниях», а в активном
участии в этом процессе.
И если ограничиться только хотением,
то это окажется неадекватным тому, что
от нас ожидает Вс-вышний.
А1.1) Существуют
хронологические подсказки на этом пути.
Талмуд в
трактате «Авода Зара»
- делит 6.000 летнюю историю на три периода
по 2.000 лет.
Последние 2.000 лет —
он называет «Эпохой Мошиаха».
А1.2) Если
рассмотреть более позднюю историю, то
можно увидеть еще более интересные
закономерности.
5.500 год = 1740
год — важная веха в еврействе — появление
хасидизма — как мощной обновляющейвнутренней
силы.
5.600 год = 1840
год — важная веха в истории Западной
цивилизации — резкое ускорение прогресса.
Включилась обновляющая
внешняя сила при активном
участии ассимилированных евреев.
5.700 год = 1940 год
— самая «темная» страница (начало
Холокоста) перед самой принципиальной
страницей — созданием государства
Израиль.
5.750 год = 1990
год — переход в еще более интенсивный
этап развития (распад Советского Союза,
появление Интернета, уход Любавичского
Ребе) — возможность новых связей между
евреями, выход в мир, возможность
распространения знаний без физических
усилий и т.д.
= - = - =
Ситуация
выглядит таким образом, что приход
Мошиаха — это не одномоментное событие,
но человечество и еврейство — проходят
различные Мошиахальные процессы,
интенсивность которых увеличивается
по мере продвижения в рамках новых
этапов истории.
= - = - =
Поэтому вместо
все более интенсивного, но пассивного
ожидания, мы должны включаться во все
более активную работу.
= - = - =
Б) Если мы
занимаем пассивную позицию ожидания —
вместо активной позиции соучастия —
это означает, что мы так и не поняли
главную идею нашей истории.
Цель истории
— во взрослении
еврейства и человечества.
Первый человек
— Адам — был велик своей близостью к
Б-гу, но он был незрелым
с точки зрения своей сознательности.
Мудрецы
сравнивают ситуацию с отношением между
младенцем и родителем в семье.
Младенец живет в максимальной близости
к родителю, и родитель делает максимум,
так как сам младенец еще не
может контролировать
свои поступки из-за своей незрелости.
В отношениях
между родителем (Б-гом) и ребенком
(людьми) — взросление ребенка должно
сопровождаться «плавным» дистанцированием
родителя от опеки над ребенком, чтобы
ребенок сам стал самостоятельным —
повзрослел.
= - = - =
Классический
пример взросления в еврейской истории
— это переход от эпохи пророков, которые
выдавали народу готовые
решения, «продиктованные» через пророков
самим Вс-вышним - к эпохе мудрецов,
которые должны были сами
найти правильное решение, опираясь на
знание Б-жественных принципов управления
миром.
= - = - =
Исходя из
этого, мы должны не ждать, пока к нам
спустятся готовые решения и готовый
правитель, а постепенно создавать эти
условия и готовить «новые кадры» своими
усилиями.
= - = - =
Приход Мошиаха
нуждается в новом мышлении и новой
«команде» тех, кто смогут своими усилиями
(конечно же с Б-жьей помощью) строить
новые реалии, которые будут входить в
план прихода Мошиаха.
= - = - =
И еще один важный принцип.
В духовных
мирах существует идея сокрытия,
которая также связана с идеей свободы
выбора.
Различные
процессы, приближающие нас к приходу
Мошиаха — в современном мире могут быть
«тщательно перемешаны»
с различными сомнительными или даже
деструктивными событиями.
Мы не видим
моменты приближения Мошиаха — в «чистом
виде».
Более того,
деструктивные события — могут выглядеть
гораздо более заметными (даже одиозными).
И одной из
наших задач является брира
(разделение)
— умение увидеть факторы нового в их
смеси с другими факторами.
= - = - =
Наши два примера
— создание Израиля и обучение неевреев
еврейской мудрости — очень хорошо
соответствуют данному процессу.
Мы видим, что
вокруг важных конструктивных факторов
— происходит масса паразитирующих и
даже деструктивных аспектов. И наша
задача — выделить те факторы, которые
соответствуют мошиахальной программе.
Это соответствует
концепции «искр» и «клипот», которую
рав Кук применил для описания процессов
работы с различными источниками мудрости.
Часть 2
Описание
препятствий на пути к приходу Мошиаха
— на примере истории Царя Давида.
История из
Танаха — о приходе к власти Царя Давида
— работает в жанре «Маасэ
Авот — Симан ле-Баним»,
(деяния отцов — урок для потомков) уча
нас распознаванию в нашей жизни разных
аспектов процесса прихода Мошиаха.
= - = - =
Вступительное замечание. В этом
тексте я выделю только самые заметные
моменты. Я предлагаю читателям дополнить
список, так как совместными усилиями —
можно найти гораздо больше идей, особенно
если знать «где копать».
= - = - =
Итак, наша
задача — увидеть те трудности и те
особенности, которые проходит Мошиахальный
процесс — на своем пути.
а) Первым Царем
— объединившим колена в единый народ
— был царь Шауль. Он был человеком
талантливым, но недостаточно «глубоким»
(по сравнению с Давидом).
При этом его
отношения к Давиду были как конструктивные,
так и деструктивные.
Рассмотрим
позитивные аспекты:
Царь Давид
выступил в роли воина, победившего
Голиафа — в армии Шауля.
Б) Какие
интересные «симаним»
(уроки) видятся из этого сюжета?
«Один в
поле воин». Невзирая
на противоположную поговорку, Давид
совместив
свои таланты
(точного метателя пращи) с Б-жественной
помощью
— в одиночку добился цели, победил
Голиафа.
Заметим, что он
в тот момент не был царем, но вполне
частным лицом — с «сомнительной»
биографией.
Переведем образ
на наши реалии.
История учит
нас, что Творцов современных идей,
работающих в Мошиахальной парадигме —
может быть совсем немного.
При этом — у них есть
свой опыт и таланты.
И они опираются на
Б-жественную помощь,
которая помогает им находить
«победные» решения.
Важное
качество члена Мошиахальной команды —
точность
— в движении к цели.
в) второй
позитивный аспект — Царь Давид занимался
духовной «психотерапией»
—
он «лечил» Царя
Шауля от депрессии — с помощью своих
поэтическо-музыкальных талантов.
(и даже без
таблеток :)
Когда на Царя
Шауля нападала тоска и депрессия — он
приглашал к себе юного Давида, который
пел и играл ему
Учитывая те
гигантские перспективы, которые
открываются сегодня перед этим
направлением «лепки» человеческих душ
— можно предположить, что этот жанр —
также относится к Мошиахальному арсеналу.
= - = - =
Особенно
драматичным является негативный аспект
отношений к Давиду.
г) уже сам факт
помазания Давида пророком Шмуэлем —
освещает «темные стороны» этого выбора.
Мы видим, что родной папа Давида
даже не выдвинул Давида среди своих
сыновей на «соискание» звания Царя, так
как по «формальным» признакам — Давид
не считался серьезным претендентом.
Это означает,
что в Мошиахальной
команде могут оказаться люди, которые
не входят в формальную элиту.
д) самое
драматическое — это то, с каким рвением
царь Шауль «гонялся» за Давидом уже
после того как тот был помазан на царство.
Это говорит о
том, что члены Мошиахальной команды
должны быть готовы столкнуться с
неприятием — со стороны своих же,
представителей официальной элиты.
Мы видим, что с
момента помазания — до момента прихода
к реальной власти — Давид нахлебался
многого и должен был пройти всевозможные
истории — например, историю с Авигайль
и ее мужем.
= - = - =
Мы сейчас не будем упоминать
историю Бат-Шевы, так как она происходила
уже в пору царствования Давида. Мы
просмотрели очень коротко только два
периода:
1) когда Давид еще не был помазанным,
но уже взаимодействовал с предыдущим
царем — Шаулем. В этой роли еще не было
противостояния, но уже было раскрытие
ценных качеств будущего Помазанника. 2)
между помазанием Давида и его вступлением
во власть. На этом этапе Давид вынужден
был сталкиваться с самыми разными
вызовами и препятствиями. Эти сюжеты
говорят нам о том, что приход Мошиаха
(помазанника) — это не момент в истории,
а процесс, в котором нас будут ожидать
серьезные задачи и Вс-вышний — относясь
к нам как ко взрослым людям — будет
предлагать нам самим находить решения
этих задач — а не ждать готового Мошиаха,
который «по мановению волшебной палочки»
все за нас решит.