Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Метод шести шляп.

Доброго времени суток, дорогие друзья! :-)
Это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный
английским писателем, психологом и специалистом в области творческого
мышления Эдвардом де Боно. В своей книге <<Шесть шляп мышления>> / <<Six
Thinking Hats>>, де Боно описывает приемы помогающие структурировать как
коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более
продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность,
отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять
решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и
стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и
инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию
под разными плоскостями.

- Суть метода шести шляп
В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления.
Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в
дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь
не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в
полемике. При параллельном мышлении (конструктивном, по сути) разные
подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не
сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают
справиться с тремя главными сложностями:

1. Эмоциями.
Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной
реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

2. Растерянностью.
Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно
это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная
многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

3. Путаницей.
Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с
задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими,
быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди
(собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не
к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения
процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в
виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает
мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать
различными его аспектами по очереди.

- Шесть думающих шляп

1. Белая шляпа мышления.
Это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем:
факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, <<надевая
белую шляпу>>, важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной
информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

2. Красная шляпа.
Шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на
этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями
(страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о
том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с
самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

3. Желтая шляпа позитивная.
Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает
решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой
определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не
сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую
сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

4. Черная шляпа полная противоположность желтой.
В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации
(идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные
риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим
поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

5. Зеленая шляпа.
Шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте
уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте
нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

6. Синяя шляпа.
Шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для
управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для
оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование
синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что
предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце - подведение итогов
и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

- Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления?

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в
любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это
может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка
чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При
работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность
метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров
и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как
часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways,
IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

С уважением, Ирина Латкина.
Отправлено с iPhone

Ответить   Mon, 17 Apr 2017 22:05:09 +0300 (#3487336)

 

Ответы:

Добрый день.
Спасибо. Метод занятный. Жаль только, что нет разбора конкретного
примера его использования.
Ещё, показалось странным, что 1-ая шляпа со статистикой, а не с
эмоциями, ведь обычно как раз первая оценка продиктована эмоциями, а
потом уже вникаем в суть, в детали .

Ответить   Tue, 18 Apr 2017 13:21:37 +0500 (#3487408)

 

Здравствуйте, Сергей.

Вы писали 18 апреля 2017 г., 11:21:37:

По логике вещей: эмоции первичны, это да. А уж о статистике
задумываешься, пожалуй, в самую последнюю очередь.

Ответить   Tue, 18 Apr 2017 22:12:34 +0300 (#3487588)