Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. И снова про то, как упражняться 'на ходу'!


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня – выходной. Скорее всего, вы прочитаете этот выпуск уже под самый конец дня или в начале следующей недели. И, пожалуй, это даже к лучшему.

Речь пойдёт в первую очередь о техниках, которые можно применять на ходу. Да, в конце письма – напоминания про вебинар-тренинг по архетипам (есть изменения, и они определённо в лучшую сторону – прочитайте обязательно!), но начнём с того, как развивать память и внимание на ходу.

На это письмо меня сподвигла одна читательница, что недавно задала вопрос в духе «Я в детстве часто считала количество шагов от дома до школы – и получается, что это улучшило мой интеллект?» Важно уточнить, конечно же, что интеллект – понятие очень многогранное, и улучшения в одних его областях вовсе не означают такого же улучшения в других. Тем не менее, если говорить о процитированном вопросе, то – определённо что-то это улучшило. Скажем, способность к концентрации и выносливость внимания. Если человек в детстве довольно много времени тратит на такой счёт (казалось бы – что за ерунда-то, шаги считать!...), то в дальнейшем ему намного проще будет длительное время сохранять хороший уровень внимания в любой деятельности, которую можно сделать ритмической. Речь, кстати говоря, и о чтении – ведь когда мы читаем, мы в определённом ритме двигаем глазами, в определённом же ритме переворачиваем страницы… Если посмотреть на многие школы скорочтения, то разные упражнения с ритмом встречаются практически во всех программах обучения!

Кстати говоря, как я понял из переписки (если понял неправильно – пусть меня поправят), автор вопроса занималась или, может, даже и занимается по сей день наукой. Стоит ли говорить, что любые занятия наукой без изрядной интеллектуальной выносливости и умения читать попросту немыслимы?

Кстати, у меня самого в детстве было нечто подобное. Были периоды, когда я что-то считал по дороге. Но гораздо сильнее и ярче запомнилась мне серия ситуаций, когда я вёл «дневник в голове». Я практически непрерывно проговаривал то, что происходило со мной и вокруг меня. Повторял про себя свои и чужие фразы, сказанные вслух, описывал свои действий, мысли, настроения… Правда, в основном с фокусом на себе. Иными словами – довольно мало описывал происходящее вокруг за исключением тех ситуаций, что непосредственно затрагивали меня (диалоги и прочие взаимодействия с другими людьми).

Следует заметить, что подобное проговаривание само по себе даёт не очень много. Скажем, грамотность оно не повысит. Наблюдательность – тоже, если внимание постоянно направлено вовнутрь. Но всё равно польза от него есть, и немалая: скажем, в моём варианте оно изрядно повысило навык рефлексии, самоанализа. У меня, помнится, был даже период, когда я не понимал, как это возможно – человек, не способный к рефлексии? Разве такие бывают?...
Вкупе же с другими обстоятельствами регулярное проговаривание может иметь куда более интересные и полезные последствия. Скажем, я читал много книг, написанных хорошим, грамотным русским языком. Во времена моей юности (а было это ещё до распада СССР) работа корректора в издательском деле была куда более востребована, и опечаток в книгах было очень мало (а если и были – то обо всех можно было узнать из специального вкладыша размером с современную визитную карточку), так что тренировать грамотность по книгам было легко. Это сегодня на вебинарах и тренингах мне приходится раз за разом уточнять, что для «врождения» себе «врождённой» грамотности книги надо выбирать очень, очень тщательно!... Возвращаясь к теме: регулярное чтение вкупе с регулярным же проговариванием капитально улучшили качество моего языка – как в устной, так и в письменной речи.
Впрочем, что это я про детство да про детство? Есть у меня такое подозрение, что большинство моих читателей – люди взрослые, предпочитающие «взрослые» техники.

Да и я сам про себя не могу сказать, что вот прям постоянно практикую на ходу что-то для интеллекта пользительное. Бывает, обдумываю что-то. Бывает, слушаю что-то интересное, загруженное в плеер или телефон. Бывает и вовсе смотрю во все стороны, практикуя состояние, которое к тренировке интеллекта ни каким боком не относится, но важно для моей практики в качестве процессора-консультанта (по сути – психолога и психотерапевта).
Тем не менее, я знаю (и время от времени применяю) массу упражнений, годных к выполнению на ходу. Вот лишь некоторые из них:

  • Устный счёт: перемножение и сложение случайно встреченных чисел (номера машин, номера домов, телефоны в объявлениях);
  • Счёт объектов (ступеньки, окна домов, воробьи и голуби в стае, машины на улице);
  • Подробное описание происходящего вокруг (фокус внимания – наружу!);
  • Концентрация на образе мысленно надетого доспеха или наряда (упражнение «доспех» из курса «Память и внимание: выходим на новый уровень»).

Предлагаю ли я что-то из этого применять вам? Ну, не то чтобы… Скорее я руководствуюсь принципом «осведомлён – значит вооружён», ну и осведомляю. А уж как воспользоваться вооружённостью – дело ваше.
Тем не менее, я надеюсь, что вы сосредоточитесь на мысли, что память и внимание можно тренировать практически в любых условиях. Было бы желание. А изобретательности хватит точно!

На этом про память и внимание и тренировку на ходу достаточно.

 

И – напоминание.

В наступающий вторник я провожу второй вебинар про архетипы. На прошедшей неделе я давал общую теорию и начал разбирать разные архетипические системы, но многое не успел. При том, что заранее часть систем перенёс на следующее занятие. В итоге я пришёл к выводу, что второе занятие я целиком посвящу системам архетипов, а уже на третьем мы перейдём к практическим методам работы.

Самое главное: второе занятие (вторник, 1 апреля), я делаю бесплатным и общедоступным. Нет, полную запись выдам лишь тем, кто оплатит весь комплект. Но некоторые части выдам и тем, кто просто придёт послушать, задать вопросы и в целом больше узнать про архетипы – и про себя.

Замечу, что именно в этот вторник, послезавтра, я разберу несколько систем, связанных в первую очередь с мышлением.

Так что – приходите! Вот ссылка на площадку: http://pavelgrigal.seemedia.pro/event/bnbs

Начинаем, напоминаю, во вторник, 1 апреля (и пусть дата вас не смутит), в 19:30.

С уважением и симпатией,

Павел Григал.


В избранное