Эффективный интеллект. И снова про то, как упражняться 'на ходу'!
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня – выходной. Скорее всего, вы прочитаете этот выпуск уже под самый конец дня или в начале следующей недели. И, пожалуй, это даже к лучшему.
Речь пойдёт в первую очередь о техниках, которые можно применять на ходу. Да, в конце письма – напоминания про вебинар-тренинг по архетипам (есть изменения, и они определённо в лучшую сторону – прочитайте обязательно!), но начнём с того, как
развивать память и внимание на ходу.
На это письмо меня сподвигла одна читательница, что недавно задала вопрос в духе «Я в детстве часто считала количество шагов от дома до школы – и получается, что это улучшило мой интеллект?» Важно уточнить, конечно же, что интеллект – понятие очень многогранное, и улучшения в одних его областях вовсе не означают такого же улучшения в других. Тем не менее, если говорить о процитированном вопросе, то – определённо
что-то это улучшило. Скажем, способность к концентрации и выносливость внимания. Если человек в детстве довольно много времени тратит на такой счёт (казалось бы – что за ерунда-то, шаги считать!...), то в дальнейшем ему намного проще будет длительное время сохранять хороший уровень внимания в любой деятельности, которую можно сделать ритмической. Речь, кстати говоря, и о чтении – ведь когда мы читаем, мы в определённом ритме двигаем глазами, в определённом же ритме переворачиваем страницы…
Если посмотреть на многие школы скорочтения, то разные упражнения с ритмом встречаются практически во всех программах обучения!
Кстати говоря, как я понял из переписки (если понял неправильно – пусть меня поправят), автор вопроса занималась или, может, даже и занимается по сей день наукой. Стоит ли говорить, что любые занятия наукой без изрядной интеллектуальной выносливости и умения читать попросту немыслимы?
Кстати, у меня самого в детстве было
нечто подобное. Были периоды, когда я что-то считал по дороге. Но гораздо сильнее и ярче запомнилась мне серия ситуаций, когда я вёл «дневник в голове». Я практически непрерывно проговаривал то, что происходило со мной и вокруг меня. Повторял про себя свои и чужие фразы, сказанные вслух, описывал свои действий, мысли, настроения… Правда, в основном с фокусом на себе. Иными словами – довольно мало описывал происходящее вокруг за исключением тех ситуаций, что непосредственно затрагивали
меня (диалоги и прочие взаимодействия с другими людьми).
Следует заметить, что подобное проговаривание само по себе даёт не очень много. Скажем, грамотность оно не повысит. Наблюдательность – тоже, если внимание постоянно направлено вовнутрь. Но всё равно польза от него есть, и немалая: скажем, в моём варианте оно изрядно повысило навык рефлексии, самоанализа. У меня, помнится, был даже период, когда я не понимал, как это возможно – человек, не способный к рефлексии?
Разве такие бывают?... Вкупе же с другими обстоятельствами регулярное проговаривание может иметь куда более интересные и полезные последствия. Скажем, я читал много книг, написанных хорошим, грамотным русским языком. Во времена моей юности (а было это ещё до распада СССР) работа корректора в издательском деле была куда более востребована, и опечаток в книгах было очень мало (а если и были – то обо всех можно было узнать из специального вкладыша размером с современную визитную карточку), так что
тренировать грамотность по книгам было легко. Это сегодня на вебинарах и тренингах мне приходится раз за разом уточнять, что для «врождения» себе «врождённой» грамотности книги надо выбирать очень, очень тщательно!... Возвращаясь к теме: регулярное чтение вкупе с регулярным же проговариванием капитально улучшили качество моего языка – как в устной, так и в письменной речи. Впрочем, что это я про детство да про детство? Есть у меня такое подозрение, что большинство моих
читателей – люди взрослые, предпочитающие «взрослые» техники.
Да и я сам про себя не могу сказать, что вот прям постоянно практикую на ходу что-то для интеллекта пользительное. Бывает, обдумываю что-то. Бывает, слушаю что-то интересное, загруженное в плеер или телефон. Бывает и вовсе смотрю во все стороны, практикуя состояние, которое к тренировке интеллекта ни каким боком не относится, но важно для моей практики в качестве процессора-консультанта (по сути –
психолога и психотерапевта). Тем не менее, я знаю (и время от времени применяю) массу упражнений, годных к выполнению на ходу. Вот лишь некоторые из них:
Устный счёт: перемножение и сложение случайно встреченных чисел (номера машин, номера домов, телефоны в объявлениях);
Счёт объектов (ступеньки, окна домов, воробьи и голуби в стае, машины на улице);
Подробное описание происходящего вокруг (фокус внимания
– наружу!);
Предлагаю ли я что-то из этого применять вам? Ну, не то чтобы… Скорее я руководствуюсь принципом «осведомлён – значит вооружён», ну и осведомляю. А уж как
воспользоваться вооружённостью – дело ваше. Тем не менее, я надеюсь, что вы сосредоточитесь на мысли, что память и внимание можно тренировать практически в любых условиях. Было бы желание. А изобретательности хватит точно!
На этом про память и внимание и тренировку на ходу достаточно.
И – напоминание.
В наступающий вторник я провожу второй вебинар про
архетипы. На прошедшей неделе я давал общую теорию и начал разбирать разные архетипические системы, но многое не успел. При том, что заранее часть систем перенёс на следующее занятие. В итоге я пришёл к выводу, что второе занятие я целиком посвящу системам архетипов, а уже на третьем мы перейдём к практическим методам работы.
Самое главное: второе занятие (вторник, 1 апреля), я делаю бесплатным и общедоступным. Нет, полную запись выдам лишь тем, кто оплатит весь комплект. Но некоторые части выдам и тем, кто просто придёт послушать, задать вопросы и в целом больше узнать про архетипы – и про себя.
Замечу, что именно в этот вторник, послезавтра, я разберу несколько систем, связанных в первую очередь с мышлением.