Эффективный интеллект. Когда человек начинает по-настоящему развиваться?
Здравствуйте, друзья!
Сегодня – как и обещал, про системы архетипов. На ближайшем вебинаре, что состоится во вторник, 25-го марта, я разберу несколько систем таковых подробно, а сегодня – так сказать, обозначу заделы и разнообразие подходов, чтобы вы могли сориентироваться, насколько вам оно нужно.
Но сначала – про творчество.
Я неспроста вынес в заголовок вопрос «Когда человек начинает по-настоящему развиваться?»
Сразу скажу, какой ответ лично я считаю правильным: тогда, когда он начинает творить. Придумывать что-то новое, экспериментировать. Но не просто бездумно «изобретать велосипед» или «открывать Америку через форточку», а именно создавать что-то новое на базе впитанных, усвоенных знаний.
Тут надо сказать, что новизна бывает субъективная и объективная. Объективно новое – это нечто, что было реализовано вообще впервые. Скажем, если я изобрету устройство, позволяющее управлять гравитацией – это наверняка будет нечто новое. Может, я и не прав, и где-то в мире нечто такое уже существует, но нам ни про что такое не известно. Да, если вам известно – поделитесь, а?
Субьективная же новизна – это нечто новое для самого изобретателя, но уже
хорошо известное в мире в целом. Но, хотя всё это уже есть, не стоит недооценивать само чувство новизны. Скажем, представьте, что вы, будучи школьником, придумали ещё один, не описанный на уроках математики, способ доказательства теоремы Пифагора. Наверняка ведь этот способ уже много лет известен другим людям и даже зафиксирован в каких-нибудь книжках. Но для вас-то сие есть результат собственных усилий и размышлений! И будет ли прав какой-нибудь «умник», если скажет веское «фи, это уже
было»? С точки зрения фактологии – да, прав. С точки зрения обучения – ну его в болото. По-настоящему хороший учитель сначала похвалит вообще, а потом уже расскажет, что, мол, это уже есть – и ты большой молодец, что дошёл до этого сам, а не по книжкам. Тут важно будет добавить, что чем больше у нас база, чем больше книжек освоили – тем больше можем и сами создать.
К чему я это?
А очень просто: не бойтесь изобретать,
придумывать, экспериментировать. Да, возможно, объективно нового не придумаете. Ну и что? Всё равно, то, что вы создадите будет ощущаться как нечто ВАШЕ в куда большей степени, чем что угодно, вычитанное из книг или созданное по инструкциям.
Именно поэтому я считаю, что настоящее развитие памяти и внимания, настоящее обучение начинается тогда, когда человек не просто усваивает какие-то упражнения и начинает делать их регулярно, а начинает их модифицировать и даже придумывать
свои.
Скажем, недавно я приводил в рассылке отзыв Владимира на запись вебинара «Супермозг». В том отзыве ещё много чего интересного было, и помимо прочего – такое вот описание упражнение (публикуется с разрешения автора):
Иногда приходится ездить по городу, и вот какое упражнение хорошо разгоняющее и тренирующее мозг я для себя открыл и иногда использую. Так как мы имеем в
нашем городе баснословное количество машин, мы должны воспользоваться этим …. [Упражнение] это - подсчёт проезжающих мимо машин в обе стороны на широкой улице, к примеру с тремя полосами в одну и другую сторону, от 0 до 100 или от 100 до 0. А если хотим усложнить, то можно внутри этого главного счёта вести счёт по категориям - легковые, фургоны (типа Соболь), грузовики, далее по маркам и по цветам, далее водитель - мужчина, женщина, количество пассажиров в салоне… Эффект как
после упражнения Алфавит: вроде бы считать легко (если без категорий), а мозг разгоняется очень и очень сильно за короткое время, потому что в этом упражнении есть динамика, задействованы движущиеся предметы. Мозг очень любит наблюдать за всем что движется –и не зря же Келли поставил упражнения на счёт в центр его гимнастики.
Возможно, не всем вам подходит такое упражнение. Ну и что? Каждому – своё. Тут главное, что человек
начал экспериментировать и создал что-то собственное, доставляющее ему радость не только процессом и результатами, но и осознанием своей находчивости. И даже если у кого-то что-то похожее было – да какая разница?
Добавлю вот ещё что: именно по приведённому выше фрагменту письма я понял, что развитие у человека действительно пошло. Он не просто что-то там прослушал и что-то там применил, а проникся и создал для себя мощнейший стимул для дальнейшего
совершенствования.
И теперь я перехожу к системам архетипов.
На вебинаре я разберу их достаточно много. Избыток информации я создаю намеренно – чтобы через лёгкую путаницу спровоцировать у слушателей процесс творчества.
Но – хватит общих слов, пора бы уже и подробнее про вебинар.
Системы архетипов: разнообразие подходов и что с этим
делать
Первым блоком довольно развёрнутую теорию по поводу того, что же считать, а что не считать архетипами.
А теперь – подробнее по системам.
Первой системой будет система «Родитель-Взрослый-Ребёнок». Одна из фундаментальнейших систем, активно используемая всеми мало-мальски понимающими психологами-практиками. Скажу простую вещь: качественная проработка одной лишь этой
системы (занимает на сессии со специалистом час-полтора) запускает в жизни очень много полезных и правильных (в смысле – в лучшую сторону) изменений. Исчезает (если была) инфантильность, становится более сбалансированной забота о других, превращаясь из «душащей» в «ласково присматривающую», становится намного богаче и спокойнее семейная жизнь, теплеют отношения с родственниками… Эффектов много, я их все пока даже не считал.
Дальше –
система юнгианских архетипов. Она очень хороша тем, что даёт представление не только о социальных ролях, но и об этапах развития, взросления. Кроме того, в ней идёт представление об архетипе как о чём-то целостном, но имеющем при этом «светлую» и «тёмную» сторону. Так, невинному детству у мужчин соответствует архетипы Принц/Бродяга, где Принц – «светлая сторона», Бродяга – скорее «тёмная». Отрочеству и юности у женщин соответствует архетип
Охотницы/Амазонки, где Охотница – опять-таки «светлая» сторона, Амазонка же – «тёмная». Впрочем, сами понятия «светлое» и «тёмное» здесь достаточно условны, так что не позволяйте им сбить себя с толку. Но подробнее об этом – уже на вебинаре.
Затем – система из восьми деловых архетипов. Они все в первую очередь мужские (поскольку деловой мир у нас несмотря на все успехи феминизма всё равно остаётся преимущественно
мужским), но у женщин, занимающихся активной деловой деятельностью, они же могут проявляться в полной мере. Эти архетипы – Воин, Мудрец, Монарх, Купец, Шут, Монах, Крестьянин, Слуга. В этой системе немного другая идеология, но и здесь тоже есть представление о том, что архетип может быть в «тёмном» состоянии, а может быть преимущественно в «светлом». Только здесь это будет называться, соответственно, архетипом «в ловушке» или же «в уроке».
Затем я расскажу про одну занятную найденную мной на просторах интернета систему архетипов в таком вопросе, как отношение к деньгам. Вообще, денежные архетипы – это довольно закрытая тема, поскольку грамотный специалист по хорошему руководству быстро такую тему освоит и начнёт её применять уже сам, с оглядкой или без на того, кто придумал. А очень грамотный специалист ещё и доработает, сделав систему «своей»… В общем, про денежные архетипы – только на
вебинаре.
Вас ещё не утомило это письмо? Вот я сам, честно, уже немного устал.
Так что буду заканчивать.
Ещё на вебинаре я разберу систему архетипов (образов действий), касающихся наших представлений о любви. Кто как это делает и почему порой вы можете услышать претензии «ты меня не любишь», хотя вам кажется, что прямо-таки из кожи вон лезете, чтобы доказать… Эта часть будет основана на книге
Гари Чэпмена «Пять языков любви».
Будет и ещё кое-что про любовь, но тут я пока сохраню интригу.
И – будет блок архетипических систем, рассматривающих наше мышление. Как мы решаем задачи («Шесть шляп мышления»), как даём оценки («Шесть медалей оценки»), и многое другое, в основном – по разработкам Эдварда де Боно.
Скорее всего,
многие из упомянутых систем вам в той или иной мере известны. И скорее всего вы даже и не думали рассматривать их как системы архетипов. Но что же такое, в конце концов, архетип? Разве существуют его определения, позволяющую «в едину кучку» свалить столько всего разного? Существуют! И более того – речь тут пойдёт не о свалке, а о способах структуризации.
И одна из моих тщательно завуалированных целей (вы вот прочитаете и даже подумаете, что поймёте, о
чём я – но всё равно завуалированность сработает) – это через избыток информации создать у вас в голове условия для самозарождения структуры на основе того, что в ней (голове) уже есть и что я добавлю во время вебинара.
Уффф… Ну, понаписал!
Ах, да – тем, кто будет заказывать курс, содержащий вебинар по архетипам и инструменты для работы с проекциями, достанутся мощные инструменты не только для осознания собственных архетипов, но
и для их «очистки» от лишних ассоциаций, делающих архетипы неэффективными или даже вредными. В перспективе эти инструменты позволят, например, из Людоеда сделать Короля, из Шлюхи – Принцессу, а из отсутствующего Дельца – в мастера торговли, Дельца-джентльмена.
P.P.S.: Архетипы – архетипами, а классики в области тренировки интеллекта ещё никто не отменял! Сейчас вебинар «Супермозг» можно приобрести по очень низкой цене (всего 10 евро), чем многие уже и воспользовались. Но в скором времени цена повысится!