Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Инклюзивные школы нельзя оценивать по критерию успеваемости - Хечанова

Инклюзивные школы нельзя оценивать по критерию успеваемости - Хечанова
24.11.2009

Процесс реформирования российского образования касается и учебных заведений,
где обучаются дети с отклонениями в развитии. В Москве 47 школ работают по
программе инклюзивного обучения, когда такие дети посещают обычные классы. Легко
ли инклюзия дается родителям, учителям и самим ребятам, в интервью
РИА Новости
говорит директор Московского центра образования N 1429 Любовь Хечанова.

- Любовь Евгеньевна, что является самым сложным в организации инклюзивного образования?

- Самое сложное - работа с родителями. Многие боятся и диагноза, который ставят
ребенку, и его огласки. Характерный пример: у первой девочки, которую мы
оформляли в школу, был аутизм, хотя официальный диагноз отсутствовал. Когда,
заметив у ребенка проблемы, мама обратилась к психиатру, тот дал направление
на госпитализацию. Речь шла об уточнении диагноза. Но мама никуда не пошла: боялась,
что ребенка затем поместят в интернат. После долгих уговоров она согласилась
пообщаться с психологами. Но я не сразу убедила ее в необходимости оформления
статуса девочки - <сработал> же факт, что школьные дефектологи, логопеды,
психологи будут заниматься с ребенком только по направлениям и рекомендациям
врачей.

- Общество по-прежнему не готово принять детей с особенностями в развитии...

- Это и в самом деле беда. Даже из уст некоторых специалистов можно услышать:
в том, что ребенок - инвалид, виновата семья, здоровье родителей, и нечего
здесь копья ломать - дети должны находиться в интернатах. Как родителям после
этого не бояться за судьбы своих детей - получат ли образование, найдут ли
работу, или их будут игнорировать.

- Так или иначе, к особым детям нужен особый подход. Учителям работать в школе
непросто?

- В любой инклюзивной школе создана целая психолого-педагогическая служба: психологи,
логопеды, дефектологи, тьюторы (помощники). А сами учителя меняют
подходы к обучению, работая как в инклюзивных (их в нашей школе 7), так и в обычных
классах. Они думают о каждом ребенке в отдельности: если кто-то из
ребят даже в обычном классе не усваивает материал, надо выяснить почему. Это
не значит, что плохо поработал учитель или ребенок не выучил урок, скорее
всего, проблема в восприятии материала, и ее надо решать.

- Известно, лучше всего вводить инклюзивное обучение в детском саду или начальных
классах. В этом случае дети с особенностями в развитии легче адаптируются
в коллективе. А как быть с детьми постарше?

- Таких случаев пока немного - практика инклюзивного обучения еще складывается.
Хотя у нас был такой опыт. Мальчика привели к нам в 6 классе. Было понятно:
ребенок особенный, но диагноз отсутствовал. Поначалу другие дети его не принимали,
доходило до конфликтов. Помогли тренинги по толерантности, понимаю инвалидности.
И постепенно отношения стали налаживаться. Мальчишка же, попав в среду интеллектуально
более сильных детей, стал раскрываться. У него появилась мотивация
к учебе. Мы старались максимально раскрыть его способности. В этом году он успешно
закончил 9 класс, получает среднее профессиональное образование в колледже.

- Один из главных критериев оценки работы школы, учителей - успеваемость детей.
Учитывают ли ее в инклюзивных школах?

- К сожалению, да. Это серьезная проблема, и трудно сказать, удастся ли ее когда-нибудь
решить. Все, кто бывал в нашей школе, независимо от ранга, после
общения с педагогами, детьми говорят: школа отличная, с уникальным опытом. Но
есть иная официальная оценка работы образовательного учреждения - аттестация.
Она ждет нас, кстати, в будущем году. И я не уверена, что дети даже из обычных
классов успешно справятся с тестами.

Убеждена: нельзя оценивать результативность и эффективность работы школы по такому
показателю, как успеваемость школьников. Ведь в одни школы - конкурс
и отбор с первого класса, в другие - идут все ребята, и эти школы решают совсем
другие задачи. Хотя и в нашей школе есть успешные дети - призеры олимпиад,
конкурсов, соревнований.

- Удобна ли традиционная - 5-балльная - оценка знаний учащихся?

- Она неприемлема. И она по сути 3-хбалльная - <3>, <4>, <5>. Если же мы хотим
обеспечить дифференцированный подход к учащимся, шкала оценивания должна
быть больше - до 100 баллов. И главное - дети после окончания школы должны получать
документы единого образца. А не как сегодня: у одного аттестат, у другого
справка. Просто в документ об окончании школы должны быть вписаны баллы по предметам.
К примеру, ребенок с синдромом Дауна научился в школе считать, рассчитываться
в магазине, знает время, и пусть по математике у него 5-7 баллов, зато по истории
- 50 баллов. Чтобы ребенок смог продемонстрировать достижения в разных
областях, шкала должна быть большой.

- Мосгордума недавно приняла в первом чтении законопроект <Об образовании лиц
с ограниченными возможностями здоровья в Москве>. Облегчит этот закон ситуацию?

- В определенной степени. Благодаря ему наша работа перейдет в штатный режим,
инклюзия станет нормой. Ведь сегодня мы работаем как экспериментальная городская
площадка, и каждые три года должны доказывать, что эксперимент имеет право на
жизнь: он должен выйти на новый уровень, либо его закроют. Другое дело -
чтобы закон заработал, должно быть принято значительное количество подзаконных
актов, а это требует времени.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Выпуск листа на новом месте: 4885
количество подписчиков: 219
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Wed, 25 Nov 2009 02:42:15 +0300 (#948921)