[TIFLO] В симферопольской школе вместе учатся обычные и <особенные> дети

В симферопольской школе вместе учатся обычные и <особенные> дети
17.11.2009
Наталья Якимова
Сейчас детей, не похожих на остальных, в школах совсем мало - может быть, один-два
человека в каждой: на костылях, опирающиеся на трости, с трудом преодолевающие
расстояние от класса до класса: Их родителям не раз приходилось слышать: <зачем
вы мучаете ребенка, пусть учится дома!> Но эти папы и мамы очень хорошо
знают цену годам, проведенным в школе. Дело даже не в оценках и успешном освоении
программы - среди одноклассников школьник с ограниченными возможностями
учится общаться, дружить, отстаивать свои взгляды, получает обычные бытовые навыки,
о которых понятия не имеет ребенок, никогда не ходивший в школу.
В западных странах уже несколько десятков лет практикуется совместное (инклюзивное)
обучение обычных детей и тех, кому природа недодала здоровья - и физического,
и интеллектуального. Год назад Крым стал одним из двух регионов Украины, выбранных
в качестве пилотных в канадско-украинском проекте, посвященном инклюзивному
образованию.
Не здоровые, а плохо обследованные
Эксперимент проходит в симферопольской школе-лицее N3. Ее директор Людмила Вишняк
сообщила, что дети с особыми потребностями здесь учились всегда. <Да не
только в нашей, во всех школах были и есть ученики с задержкой психического развития,
эпилепсией, ДЦП, ослабленным зрением, - говорит она. - Всегда находились
ученики, которых считали неуспевающими, но их просто никто не обследовал - а
они, оказывается, имели ослабленный слух и слышали хорошо если половину каждой
произнесенной учителем фразы>. Именно поэтому все началось с тщательного медосмотра.
Результат, в общем-то, не удивил специалистов, которые не первый год
говорят о все ухудшающемся здоровье школьников. Из 1970 учеников 6 - 8 классов
60% оказались больными, имеющими от 1 до 12 заболеваний. Они не инвалиды,
пояснила Людмила Вишняк, но школьная нагрузка многим из-за этого просто не по
силам. Например, если у ребенка вегетососудистая дистония, то он уже после
часа занятий начинает страдать от недостатка кислорода. А вот детей, которым
требуется коррекция и помощь специалистов, оказалось более 700.
Класс считается инклюзивным, если в нем два ребенка требуют особого подхода,
- а в шести открывшихся в этом году таких классах школы N3 их оказалось от
8 до 12. Всего 49 <особенных> детей. <Берем любой класс, например, первый: двое
детей со сниженным интеллектом из неблагополучных семей - родители не занимались
и не собираются заниматься ими, - перечисляет Людмила Вишняк. - Трое первоклашек
из семей беженцев, им по 9 - 10 лет, они не знают ни русского, ни украинского
языков, с ними нужно объясняться жестами. Родители им помочь не могут, потому
что сами неграмотные. Еще двое учеников с серьезными логопедическими проблемами,
двое инвалидов>.
Большие перемены
Инклюзивный класс не учится по какой-то специальной программе, вся суть совместного
обучения в том, что <особенный> ребенок знания получает наравне с одноклассниками,
но дополнительно - те социальные услуги, которые предоставили бы ему в любой
специальной школе. Нужен логопед, психолог, дефектолог или массажист - значит,
они будут заниматься с ребенком. Если нужно, в штатное расписание вводится должность
социального педагога. Кроме того, в инклюзивном классе учитель работает
не один: в штатном расписании предусмотрен ассистент-воспитатель. У него на руках
индивидуальная программа развития для каждого <особенного> ученика. Здесь
сейчас учится даже ребенок с тяжелой степенью аутизма, до 11 лет он не говорил
и почти не реагировал на то, что его окружает. И изменения налицо: ребенок
стал замечать, что происходит вокруг, блестяще решает арифметические задачи,
заинтересовался иностранными языками и даже тянет руку на уроках истории.
Нельзя сказать, что и учителя, и родители на ура приняли идею инклюзивного обучения.
Первые пророчили, что теперь в школу <будут передавать всех инвалидов>,
вторые опасались, что это скажется на успеваемости их детей, а сам вид необычных
одноклассников может негативно подействовать на психику. Во время проведенного
в школе анкетирования выяснилось, что такие чувства, как сочувствие и понимание,
в теории знакомы многим, но люди не спешат проявить их, когда дело доходит
до практики. Против <особенных> учеников в классах возражали и педагоги, и мамы
с папами. На самом деле, считает Людмила Вишняк, польза от такого общения
обоюдная. Есть и другая польза для школы - там проведен ремонт, оборудуются новые
кабинеты и перестраиваются туалеты, создается комфорт для всех школьников.
Симферопольский горсовет активно поддержал эксперимент, выделив на программу
4 млн. грн. В следующем году сюда придет первый первоклассник-колясочник -
и нужно успеть оборудовать пандусы внутри здания, в городской программе доступности
Симферополя для инвалидов предусмотрено сооружение наружного лифта.
Благодаря канадским партнерам будет закупаться аппаратура для детей, отстающих
в логопедическом и психическом развитии. А переоборудованные классы с конторками,
за которыми дети будут проводить часть времени, для пока здоровых школьников
- профилактика сколиоза и нарушения осанки.
На равных
В советское время для <особенных> детей построили множество специальных интернатов.
Считалось, что только там им могут дать все необходимые для жизни навыки
и обучить чему возможно. И этой цели там действительно достигают. Другое дело,
что они в состоянии принять только небольшую часть детей, а изоляция среди
себе подобных не знакомит с реальным миром, в котором живут здоровые. Многие
родители сегодня именно инклюзивное обучение воспринимают как равновесие между
потребностями и возможностями ребенка. Член совета по делам инвалидов при председателе
ВР Крыма Василий Комендант постоянно сталкивается с обращениями
руководителей школ автономии, которые просят направить того или иного ученика
в спецшколу для слабослышащих. Их мамы и папы уверены, что пребывание в обычной
школе - это жизнь полноценного человека, который сможет и учиться в вузе, и наравне
со здоровыми претендовать на хорошую работу. По данным заместителя
начальника отдела социальной защиты детства и воспитательной работы Министерства
образования и науки АРК Сергея Трифанова, сегодня 984 крымских ребенка
находятся на индивидуальном обучении, то есть учатся на дому. Но это далеко не
все дети, которые должны и могут учиться, некоторые просто: пока не выявлены.
Детей-инвалидов школьного возраста, по подсчетам специалистов министерства, сейчас
в автономии 5,25 тысячи, из которых только 325 человек не подлежат обучению,
хотя работать с ними все-таки можно и необходимо.
Многие родители не могут перешагнуть через собственное предубеждение и стыд,
когда решают вопрос: идти их ребенку-инвалиду в школу или учиться дома. Но
что такое косой взгляд или период привыкания к одноклассникам по сравнению с
жизнью в четырех стенах? Заместитель начальника управления образования Симферопольского
горсовета Елена Гордиенко подчеркивает, что пока не было ни одного случая, чтобы
в школах отказались принять ребенка-инвалида, если, конечно, нет медицинских
противопоказаний.
Превращение школы из обычной в инклюзивную - это большие затраты: приходится
и вводить дополнительные ставки, и делать само здание доступным. Но <особенные>
дети уже учатся в них - ради того чтобы быть не инвалидами, зависящими от государственных
пособий, а самостоятельными людьми, имеющими работу и друзей.
И потом, само общество не становится здоровее. Инвалидность грозит 40 - 50% людей,
перешагнувших 45-летний рубеж, и все больше детей появляются на свет
больными. Значит, будущее у нас одно на всех, и пора начинать его строить.
"Первая крымская"
Выпуск листа на новом месте: 4869
количество подписчиков: 220
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru