[TIFLO] Искусство на ощупь

Искусство на ощупь
19.11.2009
Игорь Стомахин
В Москве открываются выставки для слепых и слабовидящих
На экскурсии для незрячих людей в музее "Дом Бурганова" на выставке "Луи Брайль"
// PhotoXPress.RU
В рамках Международного дня слепых группа инвалидов по зрению посетила Музей
русской гармоники Альфреда Мирека. Экскурсия - часть программы <Мир без границ>,
которую проводит Региональный благотворительный фонд <Качество жизни>. Благодаря
этому проекту тысячи людей с ограниченными физическими возможностями различных
категорий посещают достопримечательные места столицы, путешествуют по Подмосковью
и Золотому кольцу.
<В поездке с нами всегда находится медицинский работник, но пока, слава богу,
неприятных инцидентов не было, - говорит сопровождающая группы Марина Блохина.
- Для колясочников заказываем автобус, оборудованный пандусом для съезда на тротуар.
Раздаём булочки и соки, дарим каждому участнику сувенир. Сейчас, например,
это термокружка для заварки чая, кофе или каких-нибудь травок полезных. Мне интересно
работать со своими подопечными. Они всегда любознательны, стараются
вникнуть в малейшие детали и тоньше воспринимают услышанное>.
Музей русской гармоники (таких в мире, кстати, всего четыре) находится в самом
центре Москвы, на 2-й Тверской-Ямской, в двух шагах от метро <Маяковская>.
К входу автобус подъехать не может - трудно разворачиваться, когда обе стороны
улицы впритык заставлены машинами. Поддерживая друг друга, слепые и слабовидящие
движутся вдоль домов и, взявшись за руки, перебираются на противоположную сторону.
<Зебры> в этом месте нет, так что приходится нарушать правила перехода.
Водители реагируют по-разному: одни притормаживают, пропуская группу с белыми
тросточками, другие нервно сигналят и едва не таранят семенящих пешеходов.
Звуковых светофоров, предназначенных для людей с проблемами зрения, в столице
совсем немного. Переходя улицу, слепой постоянно рискует споткнуться о высокий
тротуарный бордюр. А собаку-поводыря получить непросто. Теоретически незрячему
инвалиду четвероногого помощника должны предоставить бесплатно. Но единственный
на всю страну питомник поводырей в Купавне не может обеспечить всех нуждающихся.
<Собаку нужно ждать несколько лет, - объясняет участник экскурсии Анатолий
Калмыков, - а получив её - ломать голову над тем, как прокормить. Овчарке или
лабрадору одного мяса требуется в день полкило, да ещё нужны деньги на прививки,
на уход. Разве может человек со скромной пенсией по инвалидности позволить себе
такую роскошь? А ведь пёс - это не только средство реабилитации, но и любящее
существо, которое утыкается влажным носом, лижет шершавым языком и нетерпеливо
поскуливает перед прогулкой>.
Таблички с указанием названия улицы и номера дома, выполненные в технике рельефно-точечного
шрифта, у нас отсутствуют вообще. Зато есть предложение скульптора
Александра Бурганова установить на улицах столицы уменьшенные копии знаменитых
памятников архитектуры, чтобы незрячие могли ощупать и получить представление
об оригинале. Этот проект ни шатко ни валко движется по чиновничьим коридорам,
а у себя в галерее в Афанасьевском переулке Бурганов воплотил давний замысел:
открыл выставку для слепых, посвящённую 200-летию Луи Брайля. Все скульптуры
разрешается трогать, гладить, ощупывать. Эту выставку можно назвать революционной
- в день её открытия стереотип неприкосновенности художественного объекта пошатнулся.
Следующей ласточкой стала выставка скульптур Лазаря Гадаева в Доме художника
на Крымском Валу, организованная образовательным отделом Третьяковки в рамках
арт-терапевтической программы <Музей для всех>. <Проходя> руками по бронзовым
изгибам и выпуклостям мифологических всадников и пастухов, дети из коррекционных
школ словно лепили произведения вместе с мастером. По восторженным выражениям
лиц было видно, насколько важно для них прикоснуться к работам. Одна девочка
призналась, что, дотронувшись до скульптуры <Человек с птицами>, она почувствовала
кончиками пальцев тепло и даже услышала курлыканье летящих журавлей.
Ещё один проект для слепых детей воплотил в нынешнем году Исторический музей.
Здесь изготовили копии археологических находок первобытной эпохи - наконечники
стрел, скребки для обработки шкур, шаманские бубны. Через руки невидящих школьников
проходят фигурки мамонтов и носорогов, а тактильные альбомы с наскальными
рисунками помогают включиться в мир древней истории.
Но вернёмся в Музей Альфреда Мирека, где наша группа слушает рассказ о многообразии
язычковых инструментов, учится различать перебор ливенской и саратовской
гармоник, вникает в конструкцию фисгармонии и бандонеона. Сколько интересного
можно узнать о том, что раньше было известно только понаслышке! Оказывается,
гармошку с мехом придумали тульские мастера, слово <тальянка> - это сокращённое
<итальянка>, то есть однорядная гармонь итальянского строя, а название
русского народного кнопочного инструмента <баян> пошло от имени древнеславянского
певца Баяна.
Для людей незрячих важно не только услышать о предмете, но и потрогать его, получить
представление о размере, форме, отделке. Сергей Дейч, инвалид первой
группы с диагнозом <тотальная слепота>, держит в руках маленькую, но голосистую
гармошку-черепашку. Нажимая на клавиши, он извлекает из инструмента звуки
разной тональности. <Ага, понятно, вот это соль, а это ми, - сопровождает процесс
знакомства с инструментом Сергей. - Пожалуй, начну учиться играть. Я
ведь нотную азбуку неплохо знаю, поскольку пою в хоре слепых. Самоучитель по
игре на гармони возьму в нашей центральной библиотеке, что в Безбожном переулке.
Вернее, сейчас он Протопоповский называется>.
Фонды Российской государственной библиотеки для слепых действительно богаты,
в них найдётся всё - периодика, издания по искусству, энциклопедии, учебники.
Наибольшим спросом пользуются <говорящие книги> - аудиоверсии сказок и детективов,
мемуаров и триллеров, романов и поэм. Специальный отдел занимается студийной
записью книжных новинок, издаёт звуковую газету <Время> и тематические сборники,
посвящённые вопросам истории и краеведения, семейным и религиозным проблемам.
Текст аудиокниг для слепых читает не актёр, а обычный диктор, чтобы люди не уставали
от эмоций при большом объёме прослушанного. Ещё одна особенность <говорящих
данными, названием типографии, указанием тиража и сносками. Кстати, приезжать
в абонемент за очередной книгой необязательно - по предварительной заявке её
могут доставить на дом.
Людмила Васильевна Яковлева заказывает в библиотеке для слепых поэтические сборники.
<Я и сама сочиняю стихи, - говорит 95-летняя женщина. - Причём помню
всё написанное наизусть. В обществе инвалидов мне доверили вести культмассовую
работу. Видеть я ничего не вижу, читать-писать не могу. А у меня группа
- 25 человек. Так вот, когда нужно всех обзвонить, я набираю телефоны по памяти
- номера у меня в голове. Возможно, со стороны это выглядит странно, но
на улице я всегда ощупываю скульптуры и бюсты, если, конечно, могу дотянуться.
Слова словами, а <увидеть> скульптуру незрячий может только с помощью тактильных
ощущений. По голосу не всегда догадаешься, что у человека на душе. Это можно
понять, только заглянув ему в глаза>.
"Частный корреспондент"
Выпуск листа на новом месте: 4854
количество подписчиков: 219
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru