Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Московский закон об образовании инвалидов

Готовится московский закон об образовании инвалидов
25.06.2009

Мона Платонова

Московские власти разрабатывают закон, в котором будет гарантировано право инвалидов
на образование. Также новый закон закрепит правила их приема в любые
государственные образовательные учреждения.

Болезнь как повод для <пятерок>

Осложнения во время беременности - так врачи объяснили Елизавете диагноз <гидроцефалия>,
который поставили ее сыну при рождении. Но молодая мама решила,
что гидроцефалия - это не причина опускать руки и замыкаться в своем горе. И
женщина вместе с врачами и психологами начала борьбу за здоровье сына.

Когда Славе исполнилось два года, выяснилось, что он не может говорить, хотя
речевой аппарат у него в порядке. Большинство медиков сходилось во мнении,
что мальчик никогда не будет разговаривать. И только один очень пожилой невропатолог
сказал: <Не волнуйтесь. Пройдут годы, ребенок выправится. И он себя
еще прославит>.

Пять лет практически ежедневных занятий с логопедом сделали чудо - ребенок заговорил.
Сначала он произносил отдельные буквы, потом стал складывать их в
слоги. А затем начал выражать свои мысли короткими предложениями.

- Интеллект сохранен, но речь замедленна. Мальчик не сможет учиться ни в обычной
общеобразовательной школе, ни в коррекционной. Вячеслава следует направить
в интернат для глухонемых детей, - такой вердикт вынесла медицинская комиссия,
осматривающая ребенка в семь лет.

Однако Лизу такое решение врачей не устроила.

- Невозможно представить, сколько сил и нервов я потратила на то, чтобы моего
сына приняли в первый класс обычной общеобразовательной школы, - рассказывает
Лиза. - Сначала Славе было трудно, но постепенно в коллективе таких же малышей
в его речи наметился серьезных прогресс. Сейчас мальчик заканчил второй
класс. Учится он отлично. И хотя устные ответы даются ему еще непросто, письменные
он пишет только на <пятерки>.

Учиться вместе

Инклюзивная программа обучения - такое понятие появилось в системе столичного
образования несколько лет назад. Оно предполагает, что в детском саду или
в школе одновременно обучаются здоровые дети и дети с ограниченными физическими
возможностями. Два года назад в рамках национального проекта <Образование>
в номинации <Детский сад будущего> первое место занял детский сад комбинированного
типа N 1465, расположенный в Центральном округе столицы, применяющий
в своей работе инклюзивные методики обучения.

Сейчас инклюзивное образование активно применяют детские сады, школы, группы
дополнительного обучения. Представители московского Департамента образования,
депутаты Мосгордумы, представители медицинских учреждений активно ведут разработку
проекта закона <Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья>.
В документе будет прописан механизм устройства детей-инвалидов в массовые школы,
определены права родителей, стремящихся выбирать образовательное учреждение
и форму обучения для своих детей с ограничениями здоровья, участвовать в разработке
индивидуального плана обучения своих детей, получать возмещение затрат
на обучение ребенка в семье.

- Проект закона устанавливает количество инвалидов, которые могут обучаться в
образовательном учреждении в соотношении с другими учащимися, - говорит руководитель
московского Департамента образования Ольга Ларионова. - При очной форме обучения
должно быть не более 10 процентов инвалидов от числа воспитанников учреждения
и не более трех лиц с ограничениями здоровья в классе.

В документе - 18 статей, объединенных в четыре главы. В первой прописаны государственные
гарантии по созданию специальных условий обучения и воспитания,
физической реабилитации и социальной адаптации больных детей в школах и на дому.
А также определена категория лиц, на которых закон будет распространяться.

В нее включены не только дети-инвалиды, но и дети, имеющие постоянные или временные
нарушения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в специальных
условиях обучения.

Во второй главе дается перечень основных образовательных форм интегрированного
обучения: в школе, на дому, в лечебном учреждении.

Третья глава посвящена вопросам финансирования образовательных учреждений для
лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Четвертая глава определяет ответственность за нарушение норм закона и порядок
вступления его в силу.

- В следующем учебном году более 100 столичных учреждений образования в экспериментальном
режиме начнут реализовывать принцип интегрированного образования,
- говорит депутат Московской городской думы Татьяна Потяева. - Для этого за счет
экономии фонда оплаты труда, имеющегося в школах, в штатное расписание
учебных заведений будут введены 150 ставок помощников педагогов. В ближайшие
три года в каждом районе города будут открыты такие учреждения.

Кстати

В Москве 74 процента детей, имеющих инвалидность, получают среднее образование.
Инклюзивная программа обучения появилась в системе столичного образования
несколько лет назад.

Если раньше их обучение велось в основном в специализированных учреждениях или
на дому, то сейчас 49 процентов (9006 человек) из них посещают массовые школы
и лишь 35 процентов (6786 человек) обучаются в специализированных школах и интернатах.

Еще 11 процентов воспитываются в детских садах, а 5 процентов посещают учреждения
начального профессионального образования.

Газета
<Вечерняя Москва>

Выпуск листа на новом месте: 4401
количество подписчиков: 197
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 25 Jun 2009 08:50:27 +0400 (#877165)