[TIFLO] Аналитический обзор "Россия: на пути к равным возможностям"

В столице представлен аналитический обзор "Россия: на пути к равным возможностям"
14.04.2009 МОСКВА
Публикация подготовлена группой российских экспертов во главе с руководителем
Центра социальной политики Института экономики РАН, профессором, д.э.н. Евгением
Гонтмахером и посвящена вопросам доступности образования и рынка труда для инвалидов
в контексте Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в мае 2008 года.
Как отметил на презентации обзора в Москве заместитель Генерального секретаря
ООН по вопросам коммуникации и общественной информации Киетаки Акасаки, по сравнению
с прочими конвенциями о правах, этот документ был принят в рекордно быстрые сроки.
Акасаки также подчеркнул рекордные темпы присоединения стран к Конвенции. Россия
подписала этот международный документ в сентябре 2008 года, и власти страны намерены
провести его ратификацию в срок до 2010
года. В связи с этим представительство ООН в РФ инициировало исследование, на
основе которого даны рекомендации по социальной и экономической интеграции людей
с инвалидностью. В исследовании дано определение понятия инвалидности, рассказывается
о международных тенденциях и практиках в области реализации
прав инвалидов на образование на труд, в том числе на примере отдельных стран.
Так, в Италии инклюзивное образование развивается с 1960-х годов. В 1992
году на Апеннинском полуострове принят закон о получении образования всеми детьми
в общеобразовательных школах. В результате на сегодня 80-95% (по разным
данным) итальянских детей-инвалидов учатся вместе со здоровыми сверстниками.
Однако в целом по Европе этот показатель, по данным авторов аналитического
обзора, составляет меньше 50%, наименьшее количество интегрированных школ в Германии
и Дании, где развита сеть коррекционных учебных заведений. "Процесс развития
инклюзии в образовании даже в экономически развитых странах продолжается несколько
десятилетий, то есть это процесс достаточно длительный и трудоемкий", - говорится
в документе. В отношении России эксперты отмечают, что в стране нет запрета на
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях, однако нет и возможностей для этого. Из 1,5 млн детей с ограниченными
возможностями здоровья в 2007/2008 учебном году около 475 тыс. дошкольников
посещали детсады компенсирующего и комбинированного вида, примерно 215 тыс. человек
обучались в специальных школах, еще около 162 тыс. школьников посещали
специализированные классы в общеобразовательных школах. В аналитическом обзоре
ООН также отмечен рост числа студентов-инвалидов. В 1996 году в 26-ти вузах страны
обучались почти 2,5 тыс. инвалидов, к 2001 году число вузов возросло до 262,
а число студентов - до 7 тыс. человек. В 2007/2008 учебном году уже
19,5 тыс. человек с ограниченными возможностями здоровья обучалось в 345 вузах.
Число учащихся в средних профессиональных учебных заведениях возросло с 2001
по 2007 год практически в два раза. Однако, несмотря на положительные процессы,
действующая сегодня в РФ система образования инвалидов не соответствует
принципам Конвенции ООН. Как отметил на презентации член авторского коллектива
обзора, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Олег
Рысев, образование тесно связано с трудоустройством - важно обеспечить обучившемуся
человеку возможность работать по специальности. В документе сказано,
что постоянную работу имеют менее 20% всех российских инвалидов трудоспособного
возраста. Эксперты также оценили желание инвалидов трудиться, сравнив количество
запросов в службу занятости: с 2001 по 2007 год оно возросло в три раза, однако
в 2005-2007 годах рост числа обращений и трудоустройств упал. Представители
инвалидных общественных организаций связывают это с социальной реформой, в ходе
которой размер социальной поддержки инвалидов государством стал определяться
исходя из степени трудоспособности. "Сейчас мотивация к труду "наказывается"
государством снижением выплат", - заявил в своем выступлении на презентации соавтор
исследования, первый заместитель председателя ВОИ, к.э. н. Александр Клепиков.
Для изменения ситуации все эксперты выступают за принятие антидискриминационного
законодательства в сфере труда. Однако они расходятся в оценке механизма квотирования
рабочих мест, который предписан нормативно-правовыми актами РФ, но
не действует на деле. Представитель проекта "Международный мониторинг прав инвалидов"
к.ю.н. Роман Жаворонков привел в пример государства, успешно решившие проблемы
занятости людей с ограниченными возможностями за счет создания работодателями
специализированных рабочих мест за свой счет. Тогда как профессор
Е. Гонтмахер уверен в том, что Россия к такому сценарию не готова. "В ближайшей
перспективе мы никуда не денемся от затрат государства на образование и трудоустройство
инвалидов", - подчеркнул он. В качестве первоочередных мер по изменению отношения
к инвалидам авторы аналитического обзора ООН предлагают мониторинг положения
инвалидов в стране, создание "банка лучших практик" по интеграции как в сфере
образования, так и на рынке труда, расширение работы со СМИ. "Необходимо менять
не только законы, но и подход общества к людям с ограниченными возможностями",
- сказал и.о. постоянного координатора ООН в РФ Карл Кулесса. Он также добавил,
что текст обзора доступен на официальном сайте организации.
Виктория Зотикова (представительство ООН в РФ) телефон: (495) 787-21-15, e-mail:
victoria.zotiko***@u*****.org
Выпуск листа на новом месте: 4203
количество подписчиков: 199
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru