Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Вступительное слово на зоседании совета по делам инвалидов

Вступительное слово на заседании Совета по делам инвалидов

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас первое заседание Совета по делам инвалидов. Проблем, конечно, очень
много. Хотел бы сразу сказать, что рассчитываю на ваше заинтересованное
обсуждение этой столь серьёзной, важной и непростой для всех нас темы.

По данным, которыми пользуется Минздравсоцразвития, у нас в стране более 13 миллионов
человек являются инвалидами. В соответствии с Указом, который я подписал,
в конце прошлого года был создан наш Совет. Вы, собственно говоря, многие сами
меня просили возродить такой Совет, он существовал пять лет, с 1996 по 2001
год, - поступило предложение его возродить. Считаю, что это правильно. Это предложение
было мною поддержано, и сегодня мы с вами собираемся.

Наверное, особенно важно то, что мы с вами встречаемся не в простой, такой благостный
период, хотя таких периодов в нашей истории почти не было, а в очень
проблемный период развития нашего государства и общества. Понятно, что именно
в этот период, период кризиса, страдает наиболее незащищенная часть населения.
Кризис всегда бьёт по наименее подготовленным к кризису людям, по наиболее незащищённым
людям. Конечно, это и на инвалидов в полной мере распространяется.

Не буду говорить дежурных фраз, хотя в качестве общего соображения, конечно,
ещё раз скажу, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости
общества. И, естественно, мы должны этот показатель стараться выводить на максимально
высокий, на максимально возможный в нынешней ситуации уровень. Естественно
и то, что государство (наше государство по Конституции является социальным государством)
обязано компенсировать те возможности, которые ограничены - во
всяком случае, часть возможностей - у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам
этих людей, созданием необходимой инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой
базы.

У нас масса проблем в этой сфере, вы сами отлично это знаете, многие просто на
собственном опыте, к сожалению. И когда инвалид не может попасть ни в магазин,
ни нормально сесть в самолёт, на поезд, посетить музей, спортивный зал, кинотеатр,
получить нормальное образование, это следует характеризовать не просто
как равнодушие или невнимательность - это с юридической точки зрения прямое нарушение
Конституции нашей страны.

Напомню, что тем не менее определённая работа нами ведётся: за последние годы
пенсия по инвалидности выросла практически в два раза в реальном выражении.
Для тех, кто впервые признан инвалидом или прошёл повторное переосвидетельствование,
действуют индивидуальные программы, включающие медицинскую, профессиональную
и социальную реабилитацию. В стране создан 221 реабилитационный центр для инвалидов
и 305 центров для детей с ограниченными возможностями.

В сентябре прошлого года после долгих согласований, непростых, наверное, размышлений
Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов,
которая предусматривает создание полноценной, как принято говорить, безбарьерной
среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание,
образование, полноценное участие в общественной жизни. И, конечно, в соответствии
с Конвенцией государство обязано уделять повышенное внимание воспитанию
уважительного отношения к инвалидам.

Это фундаментальное изменение, потому что Конвенция - очень непростой для страны
документ, который накладывает на нас весьма и весьма серьёзные обязательства.
И Россия как ответственный член международного сообщества должна будет принять
все меры для её исполнения. Соответственно от нас потребуются и корректировка
законодательной и нормативно-правовой базы, и значительные финансовые затраты,
что, конечно, в нынешней ситуации непросто. Тем не менее мы к этому готовы.
В этой связи я поручаю Министру здравоохранения и социального развития подготовить
комплексные предложения по ратификации Конвенции и представить их уже
в окончательном варианте до конца года.

Отмечу и то, что Конвенция разрабатывалась в Организации Объединённых Наций при
непосредственном участии отечественных экспертов. Значительная часть её
базовых положений уже отражена в российском законодательстве, но ещё очень многое
предстоит сделать для того, чтобы воплотить в жизнь самые современные
подходы в этой сфере.

Сегодня более чем актуальны проблемы, связанные с образованием и трудоустройством
людей с ограниченными возможностями, инвалидов. По данным Минздравсоцразвития,
почти 6 миллионов из названной мною цифры, 13 миллионов инвалидов, - трудоспособны,
однако получить работу смогли не более 15 процентов из них. Это, конечно,
и плохо, и несправедливо.

Между тем люди, которые имеют инвалидность, и вы, собственно, своим примером
это доказываете, очень часто добиваются самых впечатляющих результатов в общественной
жизни, в работе. Среди них и известные политики, и общественные деятели, успешные
предприниматели, видные учёные, мастера искусств и выдающиеся спортсмены,
достижениями которых мы гордимся.

На Паралимпиаде в Пекине в 2008 году наша сборная завоевала 63 медали. Я встречался
с паралимпийцами, они реально очень многое сделали для престижа нашей
страны. Однако надо признать и то, что такие успехи зачастую достигнуты не благодаря,
а, к сожалению, вопреки условиям, которые созданы для жизни этих
людей в нашем государстве. Поэтому и государственные, и муниципальные организации,
и объединения инвалидов, другие общественные объединения обязаны сообща
вырабатывать стратегию и тактику совместной работы в этой сфере, но при необходимости,
конечно, и корректировать уже ранее принятые решения.

Я только что говорил про Конвенцию ООН, но вы знаете, что в марте этого года
мною также внесена на ратификацию в Государственную Думу Европейская социальная
хартия, это тоже очень серьёзный документ. Она была подписана от имени Российской
Федерации ещё в сентябре 2000 года, и мы тоже проделали довольно значительный
путь, прежде чем приняли ответственное решение адаптировать эту конвенцию в наших
условиях и приступить к её исполнению. Это тоже пример того, как нужно
сообща работать. Здесь главное, конечно, не забегать вперёд. В то же время, если
решения приняты, они должны исполняться.

Сегодня предлагаю сконцентрироваться на нескольких конкретных вещах. Во-первых,
напомню, что в 2004 году был изменён порядок определения ежемесячной денежной
выплаты - так называемого ЕДВ - для инвалидов. Он был привязан не к группам инвалидности,
как это было ещё с советских времен, а к другому показателю -
степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Фактически этот размер стал зависеть от того, может ли человек работать, что,
наверное, имеет как принцип право на существование, но в то же время не означает
того, что с получением работы у человека исчезает инвалидность: она никуда не
исчезает. В результате, и это самое главное (в конце концов вопрос не в критериях
и не в принципах: они должны служить практическим результатам, их не надо фетишизировать,
их не нужно превращать в какие-то завоевания), был практический
результат неприятный: материальное положение многих инвалидов ухудшилось. По
тем данным, что мне представили, в денежном выражении потери составляют от
537 до 1208 рублей в месяц - деньги не лишние в любой ситуации, тем более в кризисной.

В этой связи я поручаю Правительству с учётом тех предложений, которые поступили,
проработать новый порядок установления размеров ежемесячных денежных выплат
инвалидам и внести соответствующий порядок в Государственную Думу, а к Государственной
Думе обращаюсь с просьбой этот порядок рассмотреть - естественно,
в консолидации усилий с Правительством.

Второе, на чём предлагаю сегодня остановиться. По имеющимся данным, лишь два
процента автотранспорта общего пользования оборудовано приспособлениями для
инвалидов. Это абсолютно недопустимо мало. Эту проблему можно было бы решить
и в рамках госзаказа (его доля у нас не снижается, в кризисный период даже
возрастает) на отечественную технику, автотехнику, средства на реализацию которой
у нас действительно предусмотрены. При этом количество автобусов, которые
оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов, должно соответствовать
современным нормам: по современным нормам таковых должно быть не менее
пяти процентов от общего числа. У нас их несравнимо меньше, к сожалению.

И, наконец, третье, на что хотел бы сегодня обратить внимание в своём вступительном
слове. В рамках национального проекта <Образование> мы с вами начали
продвигать так называемое дистанционное обучение для детей-инвалидов и вообще
для инвалидов. Доступ к современным образовательным технологиям должен быть
обеспечен за счёт бюджета. Это, вне всякого сомнения, бесспорно правильный шаг,
шаг в нужном направлении.

Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы
дети и подростки могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных
школах, и как минимум с самого раннего возраста - это, может быть, самое главное
- не чувствовали себя изолированными от общества. Тем более что это обществу
нужно не в меньшей степени, чем самим инвалидам.

Есть и другие предложения, мы их с вами обсудим.

Выпуск листа на новом месте: 4189
количество подписчиков: 199
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Wed, 8 Apr 2009 12:12:24 +0500 (#842914)