Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Капканы для ректоров

Капканы для ректоров
Ах, это высшее образование
Наталья Иванова-Гладильщикова
На прошлой неделе министр образования и науки Андрей Фурсенко провел совещание
с ректорами вузов РФ. Он отвечал на множество вопросов, связанных с новыми правилами
приема в вузы по ЕГЭ, а также объяснил, как выжить высшей школе в условиях кризиса.
Случилось так, что накануне совещания, президент России подверг мощной критике
тесты Единого госэкзамена по истории. Чиновникам пришлось выкручиваться. А в
обществе прошел слух: может, ЕГЭ отменят?
Вопросы без ответов
Как известно, в ходе проведения заседания оргкомитета "Победа", посвященного
празднованию 65-летия окончания Великой Отечественной войны, в своей заключительной
речи Президент Дмитрий Медведев ужаснулся материалам ЕГЭ по истории для школьников,
попавшихся ему в руки. "Вот очередной перл мне сейчас передали присутствующие
здесь старшие товарищи, это тематические тренировочные задания по истории России
к Единому государственному экзамену, изданные в Москве в 2006 году. Я
не знаю, если на основе таких вопросов ЕГЭ сдается, то это печально", - сказал
Дмитрий Медведев. "Вопросы просто удивительные, зачитываю некоторые из них:
"Какие изменения произошли в Красной Армии в ходе войны?" - "Были введены погоны;
была введена должность полкового священника; была создана специальная служба
для выкупа пленных у противника". На кого это рассчитано? - спросил Дмитрий Медведев.
- Что это?! Чудовищно просто! Если мы дальше будем по таким учебникам и по таким
тестам готовить наших школьников, вы представляете, какие у них знания будут
о периоде Великой Отечественной войны? В таких вопросах, к сожалению, проявляется
не только неуважение к нашей истории, но, если хотите, известная доля провокации".
На совещании высокие чиновники от образования всячески открещивались от этого
безобразия. Андрей Фурсенко заявил, что ни в одних Контрольно-измерительных материалах
(то есть, тестах ЕГЭ) такого не было. И вообще, непонятно, из какого пособия
(тем более - 2006-го года издания) эти вопросы выбраны. Глава Рособрнадзора Любовь
Глебова тоже заявила, что в официальных КИМах таких вопросов нет, и вообще проблема
не в этом. А в том, что нужно разрешить публиковать тренировочные материалы по
ЕГЭ только проверенным издательствам. А не всем, как сейчас.
И, тем не менее, как известно, еще совсем недавно в тестах, например, по литературе
были не менее идиотские вопросы (типа, какого цвета было платье Наташи Ростовой
и как звали лошадь Вронского), поэтому можно легко поверить в то, что нечто подобное
(теоретически), тем более, в 2006-м году, могло бы присутствовать и в тестах
по истории.
У ректоров возникали и вопросы, связанные с процедурой зачисления в вуз по ЕГЭ.
Например, что делать, когда на 5-10 бюджетных мест претендуют 100 льготников
(как известно, льготами при поступлении обладают многие категории выпускников
- сироты, дети с ограниченными физическими возможностями и т.д.). Вопрос этот
не частный: как мне рассказала приятельница - профессор одного из гуманитарных
факультетов МГУ, они уже сейчас не понимают, что им делать этим летом
- все бюджетные места будут заняты льготниками и призерами олимпиад. Другим абитуриентам
вход в МГУ автоматически заказан.
Замминистра образования Исаак Калина объяснил <несмышленым> ректорам: <Количество
категорий льготников не нами установлено. Но я возвращаюсь к <точке отсечения>
по профильному предмету (до этого он советовал ректорам продумать, какой должна
быть нижняя граница проходного егэшного балла для каждого факультета, намекая,
что - весьма высокой). И вообще, не нужно открывать специальность с пятью бюджетными
местами. Или делайте полноценную бюджетную группу, или - только контрактную>.
Собственный ответ на этот вопрос, видимо, не удовлетворил самого Калину, и поэтому
позже он опять вернулся к этой теме: по его мнению, нужно провести внеконкурсный
конкурс между льготниками, и пусть поступят все лучшие из них. Словом, выкручивайтесь,
как хотите: закон-то принят!
В кулуарах ректоры рассказали, что они пережили за последние месяцы: слишком
поздно появились правила приема по ЕГЭ. (А что говорить о бедных выпускниках:
они полгода не знали, к чему готовиться, а вузы так и вовсе объявят о своих экзаменах
после 1 февраля)! К тому же, министерские правила все время корректируются
(но это - к счастью).
Евгений Титков, ректор Арзамасского Пединститута, рассказал обозревателю <РЖ>:
<Когда вышел приказ Фурсенко от 28 ноября, мы были в ужасе: там было сказано,
что вузы должны принимать 4 обязательных ЕГЭ. И среди них - иностранный язык.
Мы схватились за голову - это катастрофа. Говорят, что вмешался Российский Союз
ректоров во главе с Виктором Садовничим. Он встречался с Министром и отстоял
3 (!) обязательных экзамена. Правда, пока только на этот год: Вы представляете,
что значит сдавать обязательный иностранный язык, даже если вы поступаете на
биофак или географический! Даже Москва не всегда сможет обеспечить положительный
ЕГЭ по иностранному языку. Не говорю о провинции.
Мы предполагали, что будет обязательный русский язык, второй обязательный - профильный,
а третий - по выбору. Но Калина сказал: нельзя>.
О невозможности качественно сдать ЕГЭ по иностранному языку сказал <РЖ> и ректор
Томского государственного университета, член Общественной Палаты Георгий Майер:
<Когда в первом варианте было 4 экзамена, мы отправили Фурсенко и Садовничему
телеграмму от вузов Сибирского федерального округа. Нас абсолютно не устраивал
ЕГЭ по иностранному языку: Сибирь большая и не в каждой районной школе есть хороший
учитель. Но сейчас сделали 3 экзамена и нас это устраивает>.
В армию - со студенческой скамьи
Некоторым удастся сдать ЕГЭ в первую, досрочную волну. И кому-то повезет, а кому-то
совсем наоборот: их заберут в армию. Возникает мысль, что эта досрочность
для того и создана.
Вот что гласит документ Минобра: <Государственная (итоговая) аттестация выпускников
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, призываемых на военную службу,
выпускников, выезжающих на российские или международные
спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, на
постоянное место жительства или для продолжения обучения в иностранное государство
или направляемых по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные
учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий
в период проведения государственной (итоговой) аттестации, а также выпускников
российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями, может
проводиться досрочно, но не ранее 20 апреля текущего года, в формах, установленных
настоящим Положением>.
То есть выпускников вечерних школ хотят забрать в армию прямо в весенний призыв,
чтобы они, не дай Бог, не успели поступить в вуз! Единственное, на что
хочется обратить внимание. В документе написано: может проводиться досрочно.
То есть, никто не имеет права заставить такого юношу раньше времени сдавать
ЕГЭ.
Что еще должны знать абитуриенты-2009 и их родители: теперь студентов смогут
забирать в армию прямо со студенческой скамьи. Сделано это очень хитро и умело.
Как рассказал <РЖ> ректор Московского государственного Индустриального университета
Виктор Демин, <отныне станут призывать в армию с неаккредитованных специальностей>.
Даже если сам вуз аккредитован. Такое правило плохо как для абитуриента, так
и для вуза. По сути дела для вуза это - запрет на введение новых специальностей.
Объясним: когда вуз открывает какую-то специальность, он получает на нее лицензию.
Но аккредитацию по этой специальности по закону можно получить только
после того, как прошел первый выпуск студентов - через 5 лет. То есть все это
время специальность считается неаккредитованной.
Раньше в законе было написано, что в армию не забирают из аккредитованных вузов.
А сейчас поменялось только одно слово: не забирают с аккредитованных специальностей.
Как объяснил Виктор Демин: <С 1 сентября появятся новые стандарты, новые специальности,
названия. Нам поменяют лицензии, а аккредитации по закону дадут
через 5 лет. Абитуриенты об этом не знают. Человек поступает в аккредитованный
вуз (это написано на сайте), а специальность у него неаккредитованная. В
итоге вузы просто не будут открывать новые специальности>.
В группе риска - гуманитарии
По прогнозам в 2009-м году в стране будет больше 7 миллионов безработных. По
мониторингу рынка труда предполагаются увольнения в сфере машиностроения, металлургии,
строительства, химической промышленности:
Что будет с трудоустройством выпускников этого года? Из 700 тысяч выпускников
вузов более 100 тысяч рискуют не найти работу. Причем, цифры весьма приблизительные.
По словам замминистра образования и науки РФ Владимира Миклушевского, в группе
риска экономисты (30%), гуманитарии(11%), педагоги, специалисты сельскохозяйственного
сектора, строители.
На стабилизацию Правительство выделяет 15,5 миллиардов рублей. В том числе -
на так называемое опережающее обучение (для тех, кто работает неполный рабочий
день, получает не всю зарплату:). Такое обучение в течение трех месяцев смогут
пройти 2,6 миллионов человек.
Как указал Владимир Миклушевский, для миниминизации рисков решено сохранить количество
бюджетных мест в вузах на уровне 2008-го года. В два раза увеличить число мест
в магистратуре (40 тысяч). Количество мест в аспирантуре довести до 30 тысяч
(раньше было 25 тысяч). При этом, снизить прием экономистов, юристов и менеджеров.
Заключать договоры о целевой контрактной подготовке и освоении дополнительных
квалификаций на старших курсах.
И все же продумано не все. По словам Валерия Иванова, ректора негосударственной
Международной академии бизнеса и новых технологий в Ярославле, по разным оценкам
до двух миллионов молодых людей не смогут в этом году поступить в вуз. Это те,
кто не сдавали ЕГЭ: кто служил в армии (а в вузы могут зачислять только по результатам
ЕГЭ), кто закончил школу ранее и только сейчас решил получить высшее образование.
Они просто не смогут сдать ЕГЭ.
<В предыдущий кризис, - сказал <РЖ> Валерий Иванов. - Высшая школа сыграла важную
социальную роль демпера: люди учились, получали новые профессии, и за этим последовал
экономический рост. А сегодня - куда пойдут эти два миллиона? Они не поступят
в вуз и останутся на обочине жизни. Даже после войны, в 1950-е
годы создавались рабфаки, людей, которые не могли сразу поступить в вуз, готовили
специально. В итоге многие стали главными конструкторами, себя реализовали. А
так мы создаем дополнительное социальное напряжение.
Есть другой путь: мы работаем с зарубежными вузами, с Германией. Там, например,
из 20 тысяч обучающихся только 20% получают государственный диплом. Его
получают не все, а только те, кто <на выходе> соответствует требованиям качества.
Но в процессе учебы человек так или иначе приобретает новые знания и
компетенции>.
В общем, совершенно очевидно, что молодых людей нужно занимать делом. Хотя бы
образованием. Как сказал министр Андрей Фурсенко, <у нас впереди не один сложный
год. Если говорить об антикризисных мерах, то мы должны закладываться на годы>.
03.02.09 12:33
Русский журнал
http://www.russ.ru/pole/Kapkany-dlya-rektorov

Выпуск листа на новом месте: 4078
количество подписчиков: 197
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sat, 14 Feb 2009 05:04:35 +0300 (#822389)