Без просвета
23.02.2009
Наталья Лескова
Общество в упор не видит сложностей жизни инвалидов
В подмосковном Болшеве находится единственная в области школа-интернат для слепых
и слабовидящих детей. Сейчас здесь учатся 154 ребенка из разных городов Подмосковья.
В нашей стране таких заведений немного. Хотя людей, по разным причинам лишенных
способности видеть, не становится меньше, школ и производственных комбинатов
для незрячих почти не осталось.
Водитель тормозит у ворот: "Дальше не поеду - детишки же ничего не видят, еще
попадут под колеса"... Однако только что весело игравшие во дворе малыши вдруг
останавливаются и смотрят в нашу сторону так внимательно, будто все видят. Когда
я подхожу ближе, начинают улыбаться: "Здравствуйте! А вы к кому?".
Здесь принято здороваться с каждым, чьи шаги услышал. Для них это не просто дружелюбие,
а способ адаптации в обществе, маленькая демонстрация того, что он "такой как
все". Гостям школы, в том числе и мне, разрешается передвигаться лишь "по стеночке":
по центру ходят незрячие воспитанники. То же самое -
лестница: перила необходимо освободить для учеников. С первого класса их приучают
к самообслуживанию. Родителей, которые приносят их в школу на руках,
вежливо, но настойчиво просят некоторое время не приезжать. Если ребенок сызмальства
не отвыкнет от тепличных условий жизни, потом ему будет куда труднее.
В каждой строчке - только точки
Восьмиклассник Денис Фокин показывает свои учебники и тетради. Они совсем не
похожи на привычные. Толстенные картонные альбомы, как для семейных фотографий,
только внутри - множество ровно проколотых дырочек. Денис водит по ним пальцами
и читает: "На дворе похолодало, наступила зима"... Комбинация отверстий
соответствует определенной букве или цифре. Эту систему чтения пальцами разработал
французский ученый Брайль, его именем она и названа.
А вот учителя ставят отметки не по Брайлю, а обычной красной ручкой. У Дениса
в тетради - две "четверки", "пятерка" и "тройка". Это для родителей, которые
приезжают на выходные, чтобы были в курсе, как учится их сын.
Шведова показывает уникальный прибор непрямого чтения, разработанный еще в советские
времена. Именно с его помощью незрячие дети учатся читать и писать.
Это небольшая металлическая доска, только вместо мела используется острый грифель.
Им выдавливаются точки, и получаются слова, предложения, формулы и теоремы,
только написанные по Брайлю.
Таких приборов в школе почти не осталось - российская промышленность их больше
не выпускает. Учитель внеклассного воспитания Галина Курамаева когда-то сама
окончила эту школу. Она рассказывает, что обучать таких детей без прибора непрямого
чтения практически невозможно, но скоро те, что еще можно использовать, превратятся
в металлолом.
"Третий глаз" вместо двух
О слепых детях, по словам завуча Натальи Шведовой, существует множество заблуждений.
Одно из них: они особенные, наделенные талантами, каких не может быть
у "обычных" детей... Например, феноменальная память, суперчувствительные пальцы,
особо тонкий слух, - словом, некий "третий глаз", который позволяет им
видеть без зрения.
- Это все ерунда, - считает Наталья Петровна. - Они обычные дети, такие же разные,
как и зрячие - со своими талантами, слабостями, капризами. Природа, увы, никак
не компенсирует того, что недодала при рождении или в результате несчастного
случая. Другое дело, что им приходится развивать слух, обоняние, осязание, поскольку
видеть они не могут. Но это не чудо, а тяжелый повседневный труд.
Другое заблуждение - то, что они вечно живут во мраке и не видят ничего, кроме
черноты. Детей, родившихся без глазных яблок, очень мало: в этой школе всего
шестеро. Остальные видят или ощущают свет и цвет, испытывают множество зрительных
эмоций. Поэтому неудивительно, что многие из них любят рисовать и вышивать,
лепить и даже шить себе одежду. Но и те, кто обделен такой возможностью, могут
жить полноценной жизнью. Именно к этой мысли их здесь всячески приучают.
Славик из пятого класса лишен глазных яблок, но научился кататься на самокате
и велосипеде, завел множество зрячих друзей. Даже в прятки с ними играет.
А все благодаря веселому, неунывающему нраву. "Нельзя внушать такому ребенку,
что он несчастен и обижен судьбой, - говорит Наталья Петровна. - Ведь с этим
чувством он войдет во взрослую жизнь".
"Жалко этих зрячих"...
Галина Курамаева - молодая женщина с открытой улыбкой и кудряшками, как у девочки.
Если бы не странная манера смотреть как бы мимо собеседника, невозможно и предположить,
что она почти ничего не видит.
- Галина Викторовна, сколько времени? - спрашивает ее ученик.
- Полпятого, - отвечает тут же.
- Откуда вы знаете? - не удерживаюсь от не очень тактичного вопроса. Но это ее
ничуть не смущает. Нажимает кнопочку на часах, и они бодро сообщают, который
час. "Говорящие часы" здесь не роскошь, а необходимость. Они есть почти у всех.
- Как я езжу домой? - переспрашивает Галина Викторовна. - Просто и привычно.
Иду на автобусную остановку, жду автобуса, еду, потом опять пешком. Если надо,
захожу в магазин. Ведь надо ужин для семьи приготовить - у меня муж и сын. На
улице стараюсь ни на кого не налететь. Хотя, конечно, всякое случается. Такого
про себя наслушаешься! "Дура, слепая, очки надень!" - и так далее. Обычно я ничего
не отвечаю. За себя не обидно. Обидно за зрячих - как можно жить в такой злобе?
Музыка - для души
Женя Кубата учится в девятом классе и мечтает стать певицей. Она научилась играть
на пианино и может сидеть за инструментом часами. Попросила маму достать ноты
по Брайлю. "Но учиться пойду на массажистку, - говорит она. - Музыка - это для
души, а профессия должна быть более надежной. Ведь мне надо будет себя содержать".
По словам Натальи Шведовой, трудоустроиться незрячему человеку крайне трудно.
Производства для слепых каждый год сокращаются, специализированных комбинатов
в стране почти не осталось, и найти работу практически невозможно. Поэтому воспитанников
еще в младших классах здесь настраивают: надо получить хорошее образование, желательно
высшее, не ожидать никаких поблажек и милостей, - и тогда реализовать себя будет
проще. Хотя педагоги, хоть и стараются этого не демонстрировать, полны сочувствия
к своим воспитанникам. Сейчас, в условиях кризиса, общество и к здоровым людям
поворачивается спиной: массовые сокращения и безработица становятся повседневностью.
А уж слепые-то подавно оказываются никому не нужными...
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов:
- Недавно я вернулся из рабочей поездки по Волгоградской области, встретился
с активом Общества инвалидов и Общества слепых. Каждая встреча с инвалидами -
нравственное потрясение, и я вспоминаю знаменитое изречение Льва Толстого: "Не
могу молчать"... В Европе открыты рестораны для слепых, а в США уже восемь лет
функционирует интернет-портал для слабовидящих. К сожалению и стыду, все это
вещи для нас пока невиданные. Правда, в Москве на днях открыли кинотеатр, оборудованный
для инвалидов. Но в целом в нашей стране они - граждане "второго сорта". Удел
многих из них - домашнее затворничество, нищета и деградация.
Конечно, весь мир и наша страна переживают непростые времена. И в этой ситуации
неприятно поражает то, как ведут себя некоторые представители так называемой
элиты. Она давно потеряла национальные корни, деньги хранит в офшорах, детей
учит в Англии, сердцем где-нибудь во Флориде, а Россию рассматривает лишь
как "территорию охоты". Поэтому актуальное звучание в условиях кризиса приобретает
предложение о введении налога на роскошь, который можно было бы использовать,
в том числе, для социальной поддержки инвалидов.
Председатель Всероссийского Общества слепых (и сам инвалид 1 группы по зрению
- прим. ред.), депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета
по образованию и науке Олег Смолин:
- Инвалиды в России обижаются, когда их называют этим словом или другим, не менее
некорректным: лица с ограниченными возможностями. На самом деле они такие же
люди, как все, и обделены только здоровьем. Однако от этого они не стали убогими,
ущербными. По некоторым данным, до четверти нобелевских лауреатов
в области естественных наук в той или иной степени были лицами с ограниченными
возможностями здоровья. А из наших соотечественников я назвал бы Николая
Островского, доказавшего, что даже в положении полной неподвижности и полного
отсутствия зрения можно писать книги, на которых воспитывались целые поколения.
При этом государство не хочет видеть проблем инвалидов. Занижается их общая численность
по стране. Глава Минздравсоцразвития РФ называет цифру в пять-шесть миллионов,
хотя реально их в три раза больше. Расходная часть бюджета на социальную поддержку
инвалидов в последние годы растет, но этот рост очень замедлен.
Так, пенсию инвалидам индексируют обычно по среднему росту цен, и это значит,
что базовая часть пенсии из года в год уменьшается. Прожить на эти деньги очень
трудно. А найти достойную работу в нынешних экономических условиях еще труднее.
Выход один - несмотря на временные трудности помогать людям с ограниченными
возможностями здоровья, обращать внимание на их беды и чаяния. Уверен: это не
чисто гуманитарная задача. Отдача от этих людей может быть не меньше, чем от
здоровых. Они в целом более ответственны, собранны и целеустремленны, чем те,
кому не за что бороться.
"Новая Политика"
http://invak.info/content/view/7320/1/
Выпуск листа на новом месте: 4103
количество подписчиков: 199
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru