Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Город ограниченных возможностей

]Город ограниченных возможностей

Фото: Reuters
16 декабря 2008 года 13:03

Город ограниченных возможностей

Несмотря на то, что каждый десятый житель Москвы имеет инвалидность, столица
все еще плохо приспособлена для нужд людей с ограниченными возможностями; эту
тему обсудили во вторник на заседании столичного правительства

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - В ближайшее время Россия присоединится к международной
Конвенции ООН о правах инвалидов, а 2009 г. планируется объявить
"Годом равных возможностей". Однако декларативная забота властей об инвалидах,
пока мало отразилась на жизни инвалидов. Людей в инвалидных колясках практически
не видно на улицах российских городов, в театрах и музеях. Да что говорить обо
всей стране, если даже в Москве, бюджет которой существенно превышает бюджеты
Парижа и Берлина, приспособлениями для маломобильных граждан оборудованы менее
20% зданий и объектов наземного транспорта.

Именно проблемам столичных инвалидов и было посвящено сегодняшнее заседание правительства
Москвы. Как рассказал выступивший на собрании руководитель департамента
социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян, в столице в настоящее время
насчитывается в общей сложности 1,2 миллионов инвалидов - фактически,
это каждый десятый горожанин. При этом, по словам докладчика, 240 тысяч из них
находятся в трудоспособном возрасте, а 140 тысяч - работают. Большая часть
этих людей имеет заболевания, которые позволяют им жить относительно активной
жизнью, не прибегая к посторонней помощи. Тяжелыми формами инвалидности,
к которым относятся слепота, глухота, а также спинномозговые травмы, в столице
страдают 60 тысяч человек. Около 9 тысяч - это инвалиды-колясочники, способные
передвигаться по городу только при помощи спецсредств.

В своем выступлении Петросян признал, что вряд ли в следующем году удастся решить
все проблемы по приспособлению города к нуждам инвалидов, однако при этом
он все же добавил, что "мощный рывок в этом направлении" вполне возможен.

Так, по его словам, в Москве сейчас действует семь социально-реабилитационных
центров для инвалидов, при этом в трех из них - в Южном, Юго-Западном округах
и Зеленограде - помощь оказывают комплексно. "Нужно, чтобы такие центры, которые
ведут каждого инвалида в городе, появились во всех округах Москвы", -
сказал Петросян. Кроме того, он отметил, что необходимо активизировать работу
по стимулированию работодателей к привлечению инвалидов для работы на предприятиях.
"Например, можно было бы компенсировать затраты на реабилитацию или на снижение
прибыли от привлечения инвалидов, имеющих сокращенный рабочий день и более
низкую, по сравнению с обычными работниками, производительность труда", - предложил
докладчик, добавив, что своеобразным примером для работодателей в этом
плане можно считать департамент социальной защиты, который привлек к работе в
своих рядах около 700 инвалидов.

Петросян также рассказал, что в городе ведется работа по приспособлению общественного
транспорта для лиц с ограниченными возможностями. "За два года на
399 маршрутах начали работать около 2 тыс. низкопольных автобусов и троллейбусов",
- сообщил он. Кроме того, по словам докладчика, 4,5 тыс. столичных подъездов
оборудованы специальными пандусами и подъемниками - однако, по словам Петросяна,
это лишь 20% от необходимого.

Текущие результаты работы городских властей по решению проблем инвалидов не удовлетворили
мэра Москвы Юрия Лужкова, который пообещал объявить выговор руководителям
департаментов, ответственных за реализацию программы адаптации объектов городской
инфраструктуры к нуждам инвалидов. "Получите выговоры по линии мэрии
с серьезными взысканиями", - заявил он, напомнив, что в 2003 г. в столице были
утверждены адреса различных учреждений, которые должны быть приспособлены
для нужд лиц с ограниченными физическими возможностями. Однако, по данным мэра,
из 219 объектов, закрепленных за департаментом образования, работы выполнены
лишь по 99, а в департаменте физкультуры и спорта из 35 объектов сделано только
11. "Я пользуюсь официальными данными, - подчеркнул Лужков. - Я требую
проверить эту работу и по городскому хозяйству: как выполняются программы по
оборудованию безбарьерных тротуаров".

Отметив, что все необходимые ресурсы выделялись как в прошлые годы, так и в нынешнем
году, градоначальник предупредил членов столичного правительства: "Если
работа не будет выполнена - будете нести серьезную ответственность". Кроме того,
мэр пообещал увольнять чиновников, которые не исполняют установленные
в Москве нормативы по приспособленности зданий к нуждам инвалидов. "Буду освобождать
от работы тех, кто не исполняет установленные нормативы, причем увольнять
в автоматическом режиме", - сказал мэр.

Лужков также подчеркнул, что в "Год равных возможностей" все строительные объекты
в Москве должны проходить экспертизу на предмет приспособленности к нуждам
инвалидов. Контроль за этой работой мэр возложил на Мосстройнадзор. "Если виноват
чиновник - будем отправлять его работать в коммерческие структуры в условиях
свободного рынка. Если это инвестор-застройщик, то такой дом не принимать", -
заключил глава московского правительства.

Недовольство Лужкова вполне понятно. Взять хотя бы тот же транспорт, который
пока еще весьма слабо приспособлен к нуждам людей с ограниченными возможностями.
Специальных низкопольных автобусов пока не так уж и много, а через стандартный
валидатор не то, что колясочник не переберется - старушка с палочкой и то
с трудом пройдет. Правда, ГУП "Мосгортранс" обещает, что к концу 2009 г. низкопольными
будут уже 40% автобусов. Новая техника оборудована двумя местами
для инвалидов-колясочников, а также рельефными стикерами для слабовидящих и специальными
информационными табло для глухих. Кроме того, в ближайшие три
года все остановки в Москве будут заменены на остановочные павильоны, приспособленные
для инвалидов (подобные сооружения уже есть в Бутово и на улице Профсоюзная).

А вот воспользоваться услугами столичной подземки инвалиды, по всей видимости,
смогут еще нескоро. Специальными приспособлениями и пандусами для колясочников
оборудованы только две станции метрополитена - "Строгино" и "Славянский бульвар".
Лифт для спуска инвалидов под землю установлен на станции "Алтуфьево",
но толку от него мало. Возможно, до места назначения инвалид худо-бедно доберется,
но выбраться на поверхность без посторонней помощи не сможет. К тому
же эскалаторы есть далеко не на всех станциях и переходах.

Однако руководство метрополитена обещает постепенно исправить ситуацию. Так,
к концу 2009 г. лифты установят на 8 станциях строящейся Солнцевской линии.
Что же касается старых линий, то для их переоборудования под нужды колясочников
нужны типовые проекты Москомархитектуры. Несколько проще облегчить жизнь
в подземке инвалидам по зрению. Для них планируется ввести систему звукового
оповещения о графике движения поездов, а также видоизменить ограничительные
полосу, сделав ее более выпуклой.

Сами инвалиды говорят, что не всегда забота о них приводит к желаемым результатам.
Например, на некоторые пандусы невозможно заехать без посторонней помощи,
а, значит, теряется сам смысл установки подобных приспособлений. То же самое
касается и низкопольных автобусов. Они хороши для пожилых людей и молодых
мам, но колясочники без специальных подъемов (аппарелей), которыми должны быть
оборудованы остановочные павильоны, пользоваться ими не могут. Кроме того,
недавно Всероссийские общества инвалидов и слепых (ВОИ и ВОС) выдали отрицательное
заключение на проект по замене обычных пешеходных зебр на экспериментальные.
На Ленинском проспекте за 0,5 м до начала проезжей части чиновники установили
тактильные направляющие - пупырышки, которые чувствуются даже через толстую
подошву обуви, а крутой бордюр у кромки тротуара заменили на шершавый спуск.
В горадминистрации считали, что все эти приспособления значительно облегчили
жизнь инвалидам и готовились распространить опыт во всех округах Москвы, однако
эксперты пришли к выводу, что первый блин, по традиции, вышел комом: "пупырышки"
оказались слишком высокими, а спуск, заменивший бордюр, вышел крутоват, поэтому
люди на костылях, незрячие и колясочники постоянно спотыкались.

"Чтобы реально помочь инвалидам, чиновники сами должны пересесть в коляски и
надеть на глаза темные повязки. Но влезать в нашу шкуру, пусть даже ради чистоты
эксперимента, пока никто не хочет", - заявил Interfax.ru инвалид-колясочник Игорь
Анохин. По его словам, он несколько лет добивался установки в своем подъезде
пандуса и даже заручился поддержкой управы. Однако созданное в доме ТСЖ объявило
инвалиду, что большинство жильцов не хочет засорять подъезд дополнительными
конструкциями.

/Интерфакс/
http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=51882

Выпуск листа на новом месте: 3965
количество подписчиков: 212

Ответить   Wed, 17 Dec 2008 05:14:43 +0300 (#800966)