]Онлайн-образование уже сегодня востребовано в бизнес-среде.
Удаленные пользователи образовательной сети
Растет популярность обучения в режиме онлайн
Особенности нынешнего образования во многом определяются информационной революцией,
которая кроме всего прочего включает в себя и революцию в методах передачи
информации. Всего два-три десятилетия назад было невозможно даже представить
себе такую форму, как онлайн-обучение. Однако сегодня это метод организации
образовательных программ, который приобретает все большую популярность.
Светлая сторона медали
По мнению специалистов, роль онлайн-образования растет сегодня и однозначно будет
расти. Как отмечает ректор Института бизнеса и делового администрирования
АНХ при правительстве РФ (ИБДА АНХ), вице-президент Ассоциации бизнес-образования
(РАБО) Сергей Мясоедов, именно такая форма позволяет преподавателю и
студенту находиться в разных местах и одновременно работать в интерактивном режиме.
<Кроме того, онлайн-образование делает процесс обучения намного более
доступным (по времени и по финансам) и одновременно более индивидуализированным
и адаптированным под нужды потребителя>, - считает он.
Сегодня онлайн-методы применяют как в высших учебных заведениях, так и в разнообразных
учреждениях дополнительного образования. Однако более всего такая
форма оказывается востребована при разработке курсов дополнительного образования,
не проходящих государственную аккредитацию, и при запуске сравнительно
коротких специализированных профессиональных программ, а также программ, рассчитанных
на экономных или очень занятых людей.
Дистанционное онлайн-образование обходится потребителю существенно дешевле аналогичного
очного и позволяет стать участником ультрасовременного педагогического
процесса без отрыва от основной работы. <Ни для кого не секрет то, что интеллектуальный
капитал - сердце общества. И поэтому люди должны управлять своими
знаниями в течение всей жизни. Внедрение методик онлайн - замечательная возможность
подвергать свой интеллектуальный багаж постоянному апгрейду, выходить
на новые уровни международного общения и получать такой опыт, который обычное
(очное) образование дать не в силах>, - отмечает в этой связи провице-канцлер
Открытого университета Великобритании Алан Тейт. По его мнению, в процессе онлайн-образования
студенты получают очень важные навыки командной работы при
условии, что речь в этом случае идет о разобщенных международных группах людей
(с разным менталитетом и жизненным опытом). Именно такое образование уже
сегодня достаточно сильно востребовано в бизнес-среде.
Эти же достоинства онлайн-образования выделяет Сергей Мясоедов, отмечая, что
преподаватели могут видеть студентов, находящихся в разных частях света, общаться
с ними и в известной мере чувствовать их реакцию. <Кроме того, на программу онлайн
можно теоретически пригласить ведущих ученых и преподавателей мира,
так как они получают возможность вести занятия, не покидая мест, где живут>,
- поясняет ректор.
Теневые аспекты
И все же, несмотря на все очевидные плюсы, онлайн-обучение вряд ли когда-нибудь
полностью заменит традиционную работу профессора и студента, как телевидение
никогда не заменит живой театр, даже если оно будет максимально адаптировано
к вкусам того, кто его смотрит. <Пока существующие вузовские государственные
стандарты не будут радикально изменены, работая исключительно в онлайн-режиме,
люди не смогут получить высшее образование, диплом государственного образца,
а следовательно, и профессию, которую будут признавать кадровые службы>, - считает
Сергей Мясоедов.
Согласны с этим утверждением и специалисты по кадрам. Так, руководитель департамента
<Коммерческие банки> хедхантинговой компании Cornerstone Екатерина
Дайнеко отмечает, что сертификат о получении онлайн-образования сегодня практически
не может сыграть решающей роли в судьбе кандидата. <Как правило, большее
внимание работодатель уделяет профессиональному опыту потенциального работника,
ключевым навыкам, которыми он обладает, и базовому (очному или вечернему)
образованию. Если же у кандидата нет релевантного опыта, то наличие онлайн-сертификата
вряд ли его сможет компенсировать>, - считает Екатерина Дайнеко.
Кроме того, по мнению Сергея Мясоедова, без переподготовки педагогических кадров
и разработки специальных учебников массовый переход на онлайн-образование
будет равносилен распространению халтуры, но самыми современными электронными
методами.
Однако даже если представить себе, что все вузы сумели разработать идеальные
онлайн-программы, то говорить о возможности получения полноценного высшего
образования (с использованием только такого инструментария) будет невозможно,
поскольку как и сегодня, так и в будущем онлайн-образование будет приемлемо
только для ограниченного контингента студентов.
На деле выясняется, что эта форма эффективна только для лиц с большой, порой
колоссальной силой воли, направленной к получению знаний. <Сегодня классическая
заочная форма обучения демонстрирует отсев примерно 60-70% студентов за все время
их обучения. А для неподготовленных абитуриентов, начавших заниматься
в режиме онлайн, этот процент еще выше>, - рассказывает декан
факультета электронного обучения Международного института менеджмента ЛИНК
Вадим Федорченко. Таким образом, говорить о качественном онлайн-образовании
можно только в том случае, когда будет обеспечено достаточно редкое сочетание
технической возможности и направленной силы воли. <Более того, можно утверждать,
что если эти два фактора будут объединены и человек самостоятельно (с
помощью электронных курсов и сторонних источников) пройдет весь курс, то знания,
которые он получит, скорее всего, будут более глубокие, чем на аналогичном
очном курсе. Контингент слушателей, способных заниматься онлайн, разовьет навыки
самостоятельного мышления, научится самостоятельно работать с источниками
знаний, будет самостоятельно актуализировать имеющиеся знания и осваивать новые
и, скорее всего, продемонстрирует успешный служебный рост. Одна беда: людей,
способных пройти всю вузовскую программу в режиме онлайн, не так много>, - считает
Вадим Федорченко.
Цена виртуальных знаний
Несмотря на то что среднерыночная потребительская цена онлайн-образования ниже
аналогичного образования по дневной форме, разработка и реализация качественных
онлайн-программ на порядок дороже очных программ. <Только лидеры среди вузов
могут позволить себе с нуля раскручивать высшее онлайн-образование. Так получается,
что учить несколько десятков студентов очно выгодно практически всегда (достаточно
обеспечить наполняемость и оплату одной группы). Для того же, чтобы
окупилось обучение в режиме онлайн, требуется принять на курс сотни студентов>,
- поясняет Вадим Федорченко.
Чтобы стать качественным, онлайн-образование требует огромных временных инвестиций
(как правило, несколько лет) и весьма крупных финансовых вложений в переподготовку
преподавателей и учебно-методической литературы. Таким образом, если говорить
о финансовой целесообразности внедрения онлайн-образования, то можно сказать:
если предположить, что онлайн и традиционное образование будут стремиться к сопоставимому
стандарту качества (и там, и здесь будут использоваться лучшие
учебники, станут преподавать лучшие специалисты, а профессора будут внимательно
проверять домашние задания), то финансовый выигрыш будет сводиться к экономии
преподавателей и студентов на логистике. Это не мало, но и не так много, как
может показаться на первый взгляд>, - считает Сергей Мясоедов.
В фокусе внимания
Сегодня на российском рынке существует не так много высокоуровневых онлайн-программ,
как это может показаться на первый взгляд. <К сожалению, онлайн-обучение
притягательно для недобросовестных студентов, которым нужно не образование, а
диплом. Ряд вузов с помощью онлайн-технологий данную потребность успешно
удовлетворяют. Примеры <образовательной деятельности> таких вузов получили широкую
огласку и сформировали в обществе настороженное отношение к эффективности
дистанционного обучения. Поэтому следует рассматривать программы качественного
онлайн-обучения отдельно от представленных на рынке технологий дипломирования>,
- отмечают в Международном институте менеджмента ЛИНК. Чтобы не ошибиться и выбрать
действительно хороший онлайн-курс, специалисты советуют обратить внимание
на несколько ключевых аспектов.
Во-первых, прежде чем окончательно остановиться на какой-либо программе, стоит
поинтересоваться, каким образом учебное заведение в рамках своего онлайн-обучения
организует контроль за качеством. <Программа должна быть составлена таким образом,
чтобы вероятность подсказок, списывания и подмены студента другим лицом
были полностью исключены. В противном случае говорить о получении полноценного
образования будет невозможно>, - поясняет директор по маркетингу
Открытой школы бизнеса в Санкт-Петербурге
Надежда Голенищева.
Во-вторых, немаловажно оценить содержание самого курса. Поскольку одна и та же
дисциплина в разных вузах может быть наполнена различными компонентами, следует
обратить внимание на учебный план. Также имеет смысл поинтересоваться и мнением
экспертов онлайн-образования, почитать отзывы выпускников и обратить внимание
на то, какое положение в обществе они занимают.
И, в-третьих, очень важно оценить, каким образом разработчики программы учитывают
проблему постоянного поддержания мотивации обучаемого. <Курс должен строиться
таким образом, чтобы человек чувствовал себя вовлеченным в образовательный процесс,
виртуально общался со своими преподавателями и одногруппниками, проходил
различного рода промежуточные аттестации. Качественное онлайн-образование отличает
то, что администраторы программ, так называемые <люди за кадром>, увлекательно
модерируют обучение и делают программу живой>, - поясняет Надежда Голенищева.
10.12.2008 / ЕЛЕНА ХОТУЛЕВА
Материал опубликован в "Газете" н236 от 11.12.2008г.
http://gzt.ru/education/2008/12/10/223014.html
Выпуск листа на новом месте: 3926
количество подписчиков: 212