Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] По какой программе должен учиться ребенок с ограниченными возможностями?

]По какой программе должен учиться ребенок с ограниченными возможностями?
22.09.2008

Ольга Крыльцова

Подобная горячая линия была организована впервые. 10 дней специалисты департамента
образования и науки Тюменской области отвечали на вопросы родителей и
близких родственников детей с ограниченными возможностями здоровья.

Две трети обращений были от жителей деревень и сел. Около половины затруднений,
с которыми обратились граждане, устранены в ходе горячей линии.

Были случаи, когда родители <особых детей> выражали недовольство недоброжелательным
отношением к ребятам со стороны сверстников, равнодушием взрослых.
Это, конечно, недопустимо. Поэтому департамент рекомендовал усилить меры по соблюдению
гарантированных прав детей с ограниченными возможностями здоровья
на получение образовательных услуг в муниципальных образованиях. Соответствующие
предписания уже направлены.

Горячая линия показала, что семьи, имеющие больных детей, слабо проинформированы
о своих правах, обязанностях и льготах, об образовательных услугах, которые
могут и должны получать дети в соответствии с диагнозом, возрастом, уровнем развития.
Поэтому такие акции станут регулярными: будут проводиться в начале
и конце учебного года. Так что следите за анонсами в <Комсомолке>.

А сегодня мы публикуем ответы главного специалиста отдела общего образования
департамента Нины Глухих на наиболее часто задаваемые вопросы.

В какую школу пойдет ребенок после коррекционной программы?

- Ребенок не смог усвоить общеобразовательную программу первого класса в полном
объеме. Школа предлагает пройти психолого-медико-педагогическую комиссию
(ПМПК) и учиться по специальной (коррекционной) программе. Как нам поступить
в данной ситуации? Надо ли соглашаться на смену программы обучения?
- Рекомендуем пойти на консультацию в данную комиссию, чтобы специалисты - врач,
дефектолог, логопед, психолог - смогли найти причину трудностей ребенка
в усвоении материала, соотнести программу, по которой он учится, с его возможностями
и дать рекомендации к дальнейшему обучению.
Окончательное решение вопроса о переводе ребенка на другую образовательную программу,
в частности обучение по коррекционной программе, зависит от родителей.
Только с их согласия школа может перевести обучение ребенка с одной программы
на другую.

- Правда ли, что после четвертого класса ребенок, обучавшийся по коррекционной
программе седьмого вида, может быть переведен на общеобразовательную? Кто
это будет решать?
- В каждой школе есть психолого-медико-педагогический консилиум, который в течение
обучения сопровождает ребенка. После окончания начальной школы, в случае
успешной компенсации проблем в усвоении знаний, члены консилиума проводят беседу
с родителями. После собеседования обращаются к администрации школы с рекомендацией
об изменении программы обучения, перевода ребенка с коррекционной на общеобразовательную
программу. Это возможно только с согласия родителей.
В случае отсутствия консилиума в школе можно обратиться непосредственно в психолого-медико-педагогическую
комиссию, которая рекомендовала ребенку коррекционную
программу седьмого вида, с целью изменения назначения.

- Существует мнение, что перевод ребенка на коррекционную программу, например,
седьмого вида, ничего не дает. Он продолжает слабо учиться, невнимателен,
плохо запоминает и т. д.
- Хорошо, что родители внимательны к обучению своего ребенка и вовремя обращают
внимание на какие-то проблемы. В данном случае необходимо выяснить, все
ли условия для обучения по коррекционной программе созданы в школе: проводит
ли психолог занятия с ребенком, занимается ли учитель индивидуально, используя
коррекционные методики и приемы.
Но самое важное - необходимо параллельно с учебой проводить лечение у врача-психиатра
или у невропатолога, которое ребенок должен получать два раза в год.
Только соблюдая все рекомендации, данные психолого-медико-педагогической комиссией,
можно добиться компенсации отклонений в развитии, которые были причиной
плохой успеваемости ребенка. Задержка психического развития бывает четырех типов,
причины ее возникновения разные, а значит, и протекание процесса выравнивания
тоже разное.

Где обучать детей с проблемами зрения, слуха и другими заболеваниями?

- По каким медицинским показаниям ребенку может быть рекомендовано обучение на
дому? Это происходит по решению администрации школы или родителей?
- Обучение для ребенка-инвалида или больного ребенка на дому может быть организовано
образовательным учреждением по заключению лечебного учреждения (КЭК),
рекомендации ПМПК, согласно утвержденному перечню заболеваний. При этом решение
принимается администрацией школы только с согласия родителей.

- Ребенок - инвалид детства, у него детский церебральный паралич, он с трудом
передвигается. Сейчас ему два года. Врачи говорят, что интеллект пострадал
несильно, возможно, у ребенка только задержка психического развития. Можно ли
нам куда-то обратиться по поводу детского сада, в дальнейшем - учебы?
- Нужно обращаться в муниципальный орган управления образованием. Независимо
от того, где вы проживаете - в городе или сельской местности, вопрос о предоставлении
образовательных услуг в удобной для вас форме будет решен положительно.

- Ребенок имеет проблемы в развитии речи. Он окончил начальные классы в коррекционной
школе пятого вида для таких деток. Какое образовательное учреждение
он будет посещать в дальнейшем, если отклонения не скорректированы? Остались
заикание, дислексия, дисграфия и др.
- Продолжать обучение ребенок будет в общеобразовательном учреждении общего типа
по своей программе - пятого вида, получая дополнительно коррекционные
услуги в логопедическом кабинете, логопункте школы или по месту жительства.

- Дошкольник, инвалид по слуху, живет в сельской местности. Может ли семья рассчитывать
на место в садике, школе?
- В школу вашего ребенка возьмут. Но условия для обучения детей, имеющих проблемы
со слухом, тем более не прошедших реабилитацию в дошкольном специальном
учреждении, в общеобразовательной школе создать сложно. Целесообразнее вашему
ребенку обучаться в коррекционном образовательном учреждении первого-второго
вида.
Коррекционная школа-интернат первого-второго вида для глухих и слабослышащих
детей есть в Ишиме. В данном образовательном учреждении имеется дошкольная
группа. Чтобы получить направление в указанное образовательное учреждение необходимо
иметь заключение сурдолога из Тюменского центра слуха и речи. С ним
нужно обратиться в областную психолого-медико-педагогическую комиссию. На основании
рекомендации областной ПМПК в департаменте образования и науки Тюменской
области выдадут путевку в специальную (коррекционную) школу первого-второго вида.
Этот же порядок действий определен и для детей, имеющих проблемы со зрением.
С направлением врача из областного офтальмологического центра необходимо обратиться
в областную ПМПК за рекомендацией для получения путевки либо в начальную школу-сад,
либо в коррекционное образовательное учреждение третьего-четвертого
вида. Оно находится в Ялуторовске.

Куда обращаться?

Эти адреса и телефоны вам понадобятся по вопросам обучения детей с ограниченными
возможностями:
- областная психолого-медико-педагогическая комиссия: Тюмень, ул. Логунова, 17,
каб. 101, тел. 34-97-33;
- департамент образования и науки Тюменской области: Тюмень, ул. Володарского,
49, тел. 24-07-12.

Благодарим за помощь в организации материала пресс-центр департамента образования
и науки Тюменской области.

"Комсомольская правда"
http://invak.info/content/view/6287/1/

Выпуск листа на новом месте: 3765
количество подписчиков: 205

Ответить   Mon, 22 Sep 2008 08:17:24 +0400 (#776903)