Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Коррекция нравов

]03.09.2008
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА
Автор: Левочкин Владислав
Регион: Республика Саха (Якутия)

Коррекция нравов

Республика готовится к эксперименту по инклюзивному обучению детей, при котором
в каждый обычный класс зачисляют по одному ребенку с ограниченными возможностями.

Такой подход позволяет обычным детям стать более толерантными, а детям-инвалидам
дает шанс на лучшую адаптацию к имеющимся социальным условиям. Несмотря
на то, что подобная практика обычна для европейской и американской систем образования,
в нашем регионе ее встретили настороженно.
В ходе проведенного в нескольких школах Якутска анкетирования выяснилось, что
60 процентов родителей не хотели бы, чтобы в одном классе с их детьми занимался
ребенок с ограниченными возможностями. Свои опасения мамы и папы нормально развивающихся
школьников объясняют одинаково: учитель больше времени будет уделять
ребенку-инвалиду, а все остальные потеряют в успеваемости. В свете этого специалисты
опасаются: где гарантия того, что ребенок не услышит от родителей
подобные реплики и не спроецирует свой негатив на ровесника-инвалида? Угадывается
и возможная реакция учителей общеобразовательных школ: мне своих оболтусов
хватает, зачем еще такая ответственность?
Переход от специальных форм обучения детей-инвалидов к общепринятым европейским
стандартам стал неминуем после принятия комплексного плана формирования
и реализации современной модели российского образования на 2009 - 2012 годы.
Согласно комплексному плану, примерные программы инклюзивного обучения должны
появиться уже в середине 2011 года. А к 2016 году доля неспециализированных образовательных
учреждений, в которых созданы условия для обучения детей с
ограниченными возможностями, составит 70 процентов.
В Якутии уже внедряются модели полной и частичной интеграции детей с физическими
недостатками в общеобразовательный процесс. Так, во второй школе Нерюнгри
обучаются глухие учащиеся, которые после обычных уроков
дополнительно занимаются с учителями для восполнения образовавшихся пробелов
по основным предметам. Дети с ограниченными возможностями посещают обычные
школы, вместе со своими сверстниками участвуют в различных конкурсах, олимпиадах,
фестивалях, ездят в спортивные и туристические лагеря.
Причем наиболее успешно адаптируются в обычных группах дошкольники с ограниченными
возможностями. Но опыт инклюзивного обучения в республике все-таки невелик,
особенно если сравнивать его с основной задачей эксперимента. Ведь конечная цель
- исключить в обществе дискриминацию и предрассудки по любым признакам.
Между тем, пока в школах даже многие дети без физических и умственных отклонений
нередко оказываются изгоями.
Стало практикой после определенной ступени распределять учеников по способностям,
и в результате появляются физические, математические, гуманитарные и
другие классы. А вот из детей, у которых способностей по тем или иным предметам
не обнаружено, формируется так называемый коррекционный класс. Как выяснили
сотрудники республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения,
если ребенка объявляют бесперспективным, то именно по такому сценарию он
выстраивает в дальнейшем свою жизнь.
Более того: исследование показало, что рост детских и подростковых суицидов связан
в том числе с формированием этой касты зачисленных в "неспособные" учеников.
Если даже по отношению к обычным детям школы допускают дискриминацию, то с адаптацией
инвалидов все будет гораздо сложнее. Тем более если учесть важное
обстоятельство: по классической схеме инклюзивного
обучения предполагается, что с нормально развивающимися сверстниками будут заниматься
дети не только с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательного аппарата,
но и умственно отсталые. В специальных учреждениях останутся только те, кто
имеет явные нарушения в психике и умственной деятельности, а значит, могут
представлять угрозу для окружающих.
Несмотря на то, что элементы инклюзивного образования в школах республики действуют,
в целом готовность к переходу на эту систему пока довольно низка.
К примеру, даже если учителю удастся создать в классе идеальную атмосферу,
ребенок с ограниченными возможностями (особенно на первых порах) будет нуждаться
во внимании дефектолога, психолога и социального работника. Но именно
этих специалистов в школах становится все меньше и меньше. Необходимы и педагогические
пособия для учителей с условным названием "Если у вас в классе ребенок-инвалид",
а также особое техническое оснащение. Ни в одной общеобразовательной школе Якутска
нет ни пандуса, ни туалетной
кабинки для инвалидов. А самое главное - отсутствуют не то что специальные пособия,
но даже нормативные документы, которые регулировали бы продекларированную
всеобщую доступность образования.
Что касается самих специалистов в сфере реабилитации инвалидов, то они приветствуют
начинание. По их мнению, обособление детей с ограниченными
возможностями (как правило, с упором на профессиональную подготовку), хотя и
преследует гуманные цели, далеко не всегда приносит желаемый эффект. Специальная
школа создает особые парниковые условия, которых нет за ее пределами. А вот западные
специалисты, где инклюзивное образование является нормой жизни, наоборот,
с большим интересом изучают обособленное обучение детей с ограниченными возможностями.
Даже неоднократно приезжали в Якутск за опытом.

Мнения
Татьяна Мартынова, заместитель директора республиканского центра психолого-медико-социального
сопровождения:
- Инклюзия - это закономерный этап развития специального образования. Порой бывает
так, что родители инвалидов, обучающихся в порядке эксперимента в обычных
образовательных учреждениях, просят перевести их детей обратно в спецшколу из-за
придирок одноклассников. Я думаю, что на селе внедрение инклюзивного обучения
пройдет легче как в организационном, так и в психологическом плане. Сельские
жители гораздо терпимее.

Любовь Хохолова,
домохозяйка, мать ребенка с поражением центральной нервной системы и задержкой
речи:
- Наш сын учится во втором классе 35-й школы Якутска для детей с ослабленным
здоровьем. После начальной ступени мы его хотели бы определить в физико-математический
класс, поскольку видим в нем такие задатки, но это возможно только в обычной
школе. Дело в том, что индивидуальные коррекционные программы позволили раскрыть
математические способности ребенка - спасибо за это учителям. Мы мечтаем о том,
чтобы после школы он поступил в вуз, а потому нужно думать о совместном
обучении с нормально развивающимися сверстниками.
http://mediacratia.ru/owa/mc/mc_publications.html?a_id=22267

Выпуск листа на новом месте: 3728
количество подписчиков: 203

Ответить   Fri, 5 Sep 2008 08:00:44 +0400 (#773232)