Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2013-03-31

[TIFLO] А как незрячие прикуривают?

В продолжение обсуждаемой темы помещаю ниже свою маленькую и очень
старенькую заметку,
касающуюся инклюзии.
***
А КАК НЕЗРЯЧИЕ ПРИКУРИВАЮТ?

Когда я училась в десятом классе, в нашу школу-интернат для слепых и слабовидящих
детей однажды пришли, (как бы правильнее сказать?..) , три очень правильные девочки
из Дворца детского творчества (бывшего Дворца пионеров). Цель своего визита они
обозначили примерно так: мы хотели бы завязать контакты с учащимися вашей школы,
потому что мы считаем, что несмотря на ваши проблемы со здоровьем, вы такие же
как и мы.
Девочки прожили с нами целый день, побывали в классе, спальне, спортзале, поели
с нами в нашей школьной столовой. Мои одноклассники старались произвести на необычных
посетительниц самое хорошее впечатление. Девочки были очень обаятельны и располагали
к общению. За день, проведённый с нами, они действительно многое узнали о людях
с нарушенным зрением.
В конце дня , когда наши неожиданные гостьи засобирались по домам, произошло
небольшое недоразумение. Я с несколькими своими одноклассницами решила проводить
наших новых знакомых на автобусную остановку и кто-то из наших побрызгал на себя
духи из флакончика. Неожиданно этот самый привычный и повседневный ритуал любой
девушки вызвал практически шоковую реакцию на девчонок из Дома детского творчества.
-Как?! Вы пользуетесь парфюмерией? - чуть ли не хором воскликнули они.
Сначала мы даже и не поняли, что именно их так удивило, стали объяснять им, что
старшеклассницам в нашей школе разрешают использовать косметику и парфюмерию,
хотя и в меру. Но удивило их совсем не это.
Оказывается, что перед визитом к нам в школу девчонки были детально проинструктированы
руководителем кружка о том, что незрячие и слабовидящие люди не переносят запаха
духов. Эта новейшая теория их руководителя базировалась на весьма оригинальных,
уж не знаю, собственных ли представлениях о том как незрячие люди ориентируются
в пространстве. Девчонки поведали нам, что им строго настрого было запрещено
использовать в день нашей встречи какую-либо косметику, так как посторонний незнакомый
и, к тому же ещё и искусственный запах может сбить все ориентиры у незрячих,
так как ориентировка у таких людей происходит исключительно по запаху.
В тот день я ещё раз убедилась в том, насколько искажены представления обычных
людей о внутреннем мире, образе жизни и особенностяхлюдей с физическими недостатками.
Я поняла, что на мне в том числе лежит обязанность сделать что-то для того, чтобы
разрушить неверные представления о нас.
И вот уже много лет просветительская работа со зрячими является одной из составляющих
моего предназначения. Много времени и сил в своей работе я отдаю встречам со
зрячими людьми, в основном с учащейся молодёжью. Я рассказываю об особенностях
людей с нарушениями зрения, об их затруднениях в повседневной жизни , очевидных
и неочевидных.
Очень люблю отвечать на вопросы аудитории. А вопросы бывают самые неожиданные:
-Видят ли незрячие сны?
-Как незрячие девушка и парень могут познакомиться? Ведь они лишены возможности
флиртовать теми средствами, которые доступны любому зрячему (глазками не постреляешь,
улыбками не обменяешься).
- Курят ли незрячие? А как незрячие прикуривают? Ведь они не видят ни кончика
сигареты, ни пламени зажигалки.

Никогда невозможно предсказать, что же именно заинтересует больше всего новую
аудиторию. Но приходится отвечать со всей серьёзностью даже на самые курьёзные
вопросы.

   2013-03-31 22:31:34 (#2714860)

[TIFLO] Re[7]: про инклюзивное образование в Германии

Приветствую Михаил!Вы писали:

Финансовый анализ вы наверное не сможете найти, поскольку экономия бюджетных
средств на инклюзии широко афишироваться не будет.
Все прикрывается пользой инвалидов.
А по поводу направления, куда и как идти могу сказать, что довольно позитивный
опыт Великобритании заслуживает особого внимания.
Их подход так называемого "бродячего учителя" в наших условиях был бы очень полезен.
Чем пытаться научить тысячи совершенно не желающих учителей школ работе с инвалидами,
гораздо удобнее и полезнее было бы ввести специалистов, которые смогли бы оказывать
необходимое методическое содействие, требуещееся для
данного конкретного образовательного момента.

Вы писали:
> Может кто-нибудь видел в сети финансовый
> анализ инклюзивного и
> раздельного обучения? Так уж устроены
> чиновники, что кроме цифр ничего
> не видят... Да и собственно - на местном уровне
> они мало чего
> решают...
> Нам нужна какая-то консолидированная позиция-
> мы то что хотим и как нам надо...
> просто что я вижу сейчас - интернаты
> мобилизуют весь свой ресурс на
> борьбу с инклюзией - оно и понятно...
> Чиновники со своей колокольни - им все надо
> сэкономить...
> У родителей тоже есть свои соображения...
> Нам бы тоже пора сформулировать свои
> проблемы - что было хорошо в
> интернатах и чего там не хватало...

   2013-03-31 22:26:12 (#2714857)

[TIFLO] Re[6]: про инклюзивное образование в Германии

Добрый день всем!
Наталья пишет:
" В инклюзивном же образовании есть один ни с чем не сравнимый плюс -
незрячий ребенок приспосабливается жить в обычной, а не в искусственно
созданной среде и не боится зрячих людей в последствии, когда нужно поступать
в вуз или устраиваться на работу не на спец. предприятие. Может более менее
активным людям в это сложно поверить, но таких страхов среди незрячих все же
хватает, особенно если человек вырос в среде Вос, Утос и т.п." Конец
цитаты.
*
Согласна с этим и ещё один плюс инклюзии не стоит упускать из вида -
опыт общения с инвалидами, который получают здоровые учащиеся в
процессе совместного обучения. На это родители детей-инвалидов и сами
инвалиды обычно возражают, что не хотели бы служить живой моделью для
отработки навыков общения со здоровыми, но ведь сколько на берегу
руками ни размахивай, пока в реальную воду не войдёшь, плавать не
научишься. Убеждена, что если с первых же классов ребёнок с
ограниченными возможностями учится со здоровыми, то не станут здоровые
до окончания школы дразнить и оскорблять такого одноклассника. В конце
концов когда-то это надоест и они не будут реагировать на его
особенности так, как по-первости.
Как мама второклассника обычной общеобразовательной школы ещё замечу,
что даже здоровые дети в общении друг с другом очень быстро примечают
особенности и недостатки своих соучеников, дают обидные прозвища,
притесняют более слабых, менее обаятельных в общении соучеников.
Привожу некоторые истории, впечатления и высказывания об одноклассниках моего
сына Арсения:
- Мама, а ты знаешь, как девочки называют Ярослава? Они называют его
пончиком, потому что он толстенький.
- Мама, сегодня на большой перемене я в столовой видел горелого
мальчика... (Как позже выяснилось, его поразил ученик из другого
класса нашей школы негритянской расы)
- Мама, сегодня был самый несчастный день в моей жизни!..
Интересуюсь у сына, что произошло. Рассказывает:
- Меня сегодня посадили за одну парту с Ирой! Ты представляешь, с ней
никто из класса не хочет сидеть! Она тупая, ничего не понимает, всегда
переспрашивает у тех, кто с нею сидит, а потом Оксана Анатольевна
пишет тем, кто ей подсказывает, замечания в дневник за разговоры на
уроке. Да и вообще она у
нас читает всего 16 слов в минуту!
Или вот как-то пришёл домой со школы и рассказал классное
происшествие:
- Сегодня у нас Салим плакал. Он нечаянно уронил на пол свои очки, а
Дима быстренько подбежал и специально наступил на них и раздавил.
Тот же Дима, по рассказам Арсения, однажды в школьной столовой, когда
им давали блины с мёдом, взял свою порцию мёда и размазал её по
форменному пиджаку самого слабого и маленького одноклассника Алёши. Вы
можете себе представить, что такое - удалить мёд, растёртый по
пиджаку? Мне тогда
понравилось, что возмущённые и потрясённые таким поступком мальчишки
собрались и наподдавали совместно этому классному террористу за
униженного одноклассника.
Замечу, что в классе мой сын не слывёт фашистом и отморозком.
Наоборот, его характеризуют как очень доброго общительного ребёнка.
Конечно, разговариваю я с ним на поднимаемые темы, объясняю, что всё
перечисленное - не повод, чтобы смеяться или плохо относиться к
непохожим на большинство людям. Спрашиваю его даже, было ли бы ему
приятно, если бы его одноклассники смеялись над моим плохим зрением?
Вроде бы всё понимает, но первая непосредственная реакция на особых
детей (речь даже здесь не идёт об инвалидах) вот такая, как описала. И
с этим ничего не поделаешь. Здоровые дети имеют право на познание
окружающего мира во всех его проявлениях. Нам, взрослым, требуется
давать правильные и своевременные оценки таким проявлениям наших
детей, вовремя корректировать и обсуждать нравственную сторону их
отношения к другим, не таким, как они.
Ещё как-то разговорилась с одной знакомой колясочницей. Она
рассказывает, что депрессует и не желает появляться на улице из-за
таких, например, эпизодов, когда маленький ребёнок при виде её на
коляске с детской непосредственностью громко спрашивает: "Папа, а
почему взрослая тётя катается на коляске, как маленькая?"
Можно ли осуждать такую реакцию детей, если среди нас реально мало
колясочников и появление каждого такого инвалида - это событие
районного масштаба? Было бы их много, повсеместно и каждый день - примелькались
и
не вызывали бы такого нежелательного повышенного внимания, нескромных
любопытствующих взглядов случайных прохожих.
Может, я не права?
Юлиана Терехова

Выпуск листа на новом месте: 7463
количество подписчиков: 319
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-03-31 21:52:10 (#2714849)

[TIFLO] Re[5]: про инклюзивное образование в Германии

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки.
Как мне кажется сама идея инклюзии сильно не доработана, но она имеет право на
существование.
Понятно, что существуют дети с самыми различными проблемами и спецификой обучения.
Только вот приходя из интернатов каждый ли человек, прошедший его может похвастаться
хорошими навыками общения со зрячими сверстниками.
По своему опыту скажу, что не слишком то это легко. Просто за свою жизнь, я успела
поучиться в школе для слабовидящих, в средней школе города Пятигорска, а затем
в техникуме и в институте. И могу с уверенностью сказать, что по началу среди
зрячих тяжелее, а потом легче и на много. Это связано с тем, что ты получаешь
книжкой по голове за что-то другое, а может и вообще не получаешь, тогда как
в интернате это происходит только потому что ты уходишь вечером домой, только
я не виновата, что остальные оставались там ночевать.
С моей точки зрения в образовании незрячих и слабовидящих нужно менять многое,
если оставлять интернаты, то в них нужно менять саму обстановку, тут писали про
спальни как спортивные залы, а если переводить все на инклюзию, то, например,
в обществах слепых или в других социальных так сказать учреждениях создавать
специальные группы по дополнительной реабилитации незрячих детей и их родителей,
тогда у родителя будет возможность общаться с ребенком и он про него не забудет,
а ребенок приобретёт все необходимые навыки и жить будет в семье вместе с другими
детьми и не станет изгоем.
С уважением Филиппова Вероника Анатольевна

Выпуск листа на новом месте: 7462
количество подписчиков: 319
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-03-31 13:26:16 (#2714689)

[TIFLO] Re[6]: про инклюзивное образование в Германии

Здравствуйте, Наталья.
Спасибо за аргументированную позицию - в этом вопросе уж больно много
эмоций, от профессиональной солидарности, до иррациональных страхов
родителей...
Может кто-нибудь видел в сети финансовый анализ инклюзивного и
раздельного обучения? Так уж устроены чиновники, что кроме цифр ничего
не видят... Да и собственно - на местном уровне они мало чего
решают...
Нам нужна какая-то консолидированная позиция- мы то что хотим и как нам надо...

просто что я вижу сейчас - интернаты мобилизуют весь свой ресурс на
борьбу с инклюзией - оно и понятно...
Чиновники со своей колокольни - им все надо сэкономить...
У родителей тоже есть свои соображения...
Нам бы тоже пора сформулировать свои проблемы - что было хорошо в
интернатах и чего там не хватало...
Зачем толочь воду в ступе, в духе - ты меня уважаешь, да не уважаешь
- нужно озвучивать проблемы и сильные стороны и пытаться все это
анализировать и осмыслять...
С уважением, Войцеховский М.В.

Выпуск листа на новом месте: 7461
количество подписчиков: 319
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-03-31 09:55:08 (#2714633)