Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Владимир, льготное поступление в вуз реально существующая законодательная
норма. Инвалиду достаточно сдать экзамены на все тройки и он уже студент. По
мнению многих специалистов после появления этого права наметилось явное
снижение образовательного уровня выпускников специальных школ и будущих
студентов-инвалидов. Владимир Соколов, являясь учителем школы и
преподавателем вуза, уже говорил о конкретных случаях. В связи с
наметившимися тенденциями и ведется данная дискуссия. По-моему льгота есть и
на Украине. Хотя в этом у меня нет полной уверенности. Проясните,
пожалуйста, этот момент знающие жители Украины.
Теперь по поводу специальных условий. К сожалению во многих специальных
школах плохо ведётся обучение компьютерной грамотности. В связи с чем
незрячие выпускники вынуждены самостоятельно осваивать компьютерные
технологии. В центрах поддержки, общественных организациях инвалидов и в
библиотеках это обучение и организуется. Незрячий студент реально нуждается
в литературе, изданной рельефно-точечным шрифтом и/или начитанной на аудио
носители. При редактировании курсовых и дипломных работ брайлевская строка
дает возможность выполнять редакторскую работу с большем эффектом. Выполнить
работу по сканированию и редактированию отсканированного материала также
необходимо выполнять слепому студенту и тратится на это нередко значительное
время. Также незрячий нередко нуждается в помощи зрячих помощников при
работе с плоскопечатными материалами, плохо подающимися сканированию, при
проверке распечатки на обычном принтере рефератов, курсовых и прочих работ.
Это все то, что не нужно выполнять обычному студенту. Этим и занимаются
специальные центры поддержки студентов с нарушением зрения. И это не миф или
простая отработка грантов. Такие центры уже существуют в Н. Новгороде,
Москве, Челябинске, Новосибирске, Волгограде, Калининграде, Ставрополе и
ряде других регионов России. Многие библиотеки для слепых имеют специальное
оборудование для работы незрячих. И там, где созданы дополнительные условия
незрячие не занимаются многочасовым переписыванием текстов по иностранному и
прочих текстов. С ужасом вспоминаю многочасовые переписывания учебника и
дополнительного материала для работы на немецком языке. Думаю, что я могла
бы использовать потраченное время с большей пользой.
И не стоит сбрасывать со счетов то, что не все незрячие быстро входят в
коллектив зрячих. Специалисты центров также помогают решить многие
социально-психологические проблемы, возникающие у незрячих. И деятельность
центров в течение нескольких лет доказала эффективность проведения и этой
работы. Тем более что и зрячие студенты нередко обращаются за помощью в
службы социальной защиты студентов, созданные почти при каждом вузе.
Специалисты же обычных отделов по социальной защите студентов невсегда в
состоянии оказать квалифицированную помощь незрячему студенту.
Также есть случаи, когда в вузовских библиотеках и интернет центрах
незрячему не разрешают ставить левый джос, а лицензионный опять-таки купить
может далеко не каждый. В ряде случаев эта проблема также решается за счет
госфинансирования или при грантовой поддержке. Конечно, многие студенты и
без центров успешно учатся. Но мне известно несколько студентов, которые
любыми путями разыскивали средства на покупку брайлевских строк. И им это
удалось. БРайлевский принтер по имеющимся у меня сведениям в России дома
имеет лишь 3 человека. Хотя я могу и ошибаться. а Потребность в распечатке
брайлевских текстов испытывают десятки. Так что поддержка необходима. Но,
конечно, не стоит впадать в крайность, когда поддержка будет обязательна и
чрезмерна, что будет уже способствовать не преодолению проблем, а решению их
за студента полностью. Благодаря чему незрячий просто может потерять
способность к самостоятельному решению своих проблем.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 2513