Когда позднесоветская система забуксовала, не сумев, в отличие от США или КНР, ответить на вызов постиндустриализма, - мы в Российском Народном Фронте увидели выход из тупика в форсированном взращивании «критической массы» экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных низовых собственников-хозяев («третье сословие», «средний класс», «новые средние социальные слои» и т.п.). Ничего оригинального - изобретать велосипед не собирались. Так на наших глазах поступали и Рейган
в США, и Дэн Сяопин в КНР, и лидеры «новых индустриальных стран». Так хотел добиться устойчивого развития России наш великий реформатор Петр Столыпин. И мы провозгласили Программу РНФ «К народному богатству», в которой прежде всего предполагалось наделить соотечественников стартовой самодостаточной собственностью в виде именных неотчуждаемых имущественных сертификатов и собственного участка земли. Руководствовались очевидными для нас и для создателей современного мира истинами – «Лишь в собственности лицо есть
как разум» (Гегель) и народной мудростью «Без денег и разума нет». За образец, как и Петр Столыпин, брали «хомстед-акт» Авраама Линкольна. Ясно, что выдержать бремя собственности и тем самым свободы смогут отнюдь не все, но мы надеялись, что новая власть и демократическая общественность помогут пробиться росткам низовой субъектности. Но к власти под дымовой завесой антикоммунистической демагогии пришли шкурники, компрадоры, предатели и мародеры во главе с Борисом Ельциным, с которым я на первых порах работал
с декабря 1988 по июнь 1990 года, а поддерживаемый нами национальный капитал был расстрелян 4 октября 1993 года, и вместо именных неотчуждаемых сертификатов ввели воровские обезличенные ваучеры и, выманив их за бусы-жвачку у простого народа, хищнически хапнули общенародное достояние. А при Путине, приняв Земельный кодекс, добрались и до крестьянской земли.
Короче, оборотни взяли власть, и о никаком «среднем классе» уже не приходится мечтать – его целенаправленно держат в полупридушенном состоянии,
а национальный капитал придавлен государственно-чиновничьим, мародерско-компрадорским. Тупик усугубился.
Эка невидаль! Да вся Латинская Америка так жила полтора века, и почти вся Африка по сей день так живет. Есть же порочный круг «нищета-авторитаризм», кто спорит, а всякие бусы-жвачки и мародерство-компрадорство в порядке вещей для бедных стран сырьевой периферии. Чем Россия хуже? Элита предала, народу придется пострадать какое-то время, а там, глядишь, народятся русские фидели и че, да уже и почти
народились и уже мотают сроки и скоро доберут «критическую массу» и дадут пинка под зад нашим «сомосам».
Увы, не всё так просто. Все же Россия – огромный континент, целая цивилизация. И в ней шкурное оборотничество не такое опереточное, как у латиноамериканских хунтарей, а склонно обостряться до полной инфернальности.
Конечно, некая инфернальность присуща и латиноамериканским и африканским «мачо»-оборотням и их режимам, о чем повествуют художественные прозрения «магического реализма». Но
это – семечки по сравнению с бесовщиной, утверждающейся ныне в РФ. И её улавливают чуткие духовные антенны таких современных русских классиков, как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Они выражают «идеальный тип» или «глубинную сущность» той смертоносной болезни сатанизма, которая поразила наш некогда великий народ.
Повторяю, что оборотничество – заурядная вещь, но количество переходит в качество, и когда инфернальные силы овладевают великой цивилизацией, это приводит к совершенно оригинальным и, к
сожалению, трагическим вывертам. Исподтишка подменяются смыслы Святой Руси, и хотя форма зачастую остается, она оборачивается антихристом, вампиром, адом. Ощущение обыденности и даже естественности зла и ада, угнездившихся в верхах современного русского общества, пронизывает романы Виктора Пелевина и Владимира Сорокина. Особенно большое впечатление производит на меня «День опричника» (2006) Владимира Сорокина, где воссозданы архетипы и мечты и тенденции нынешней элиты и выстроены в художественно-целостную систему.
Это – провидческий загляд не столько в Россию 2027 года (через двадцать лет), а в бессознательное современного русского общества, а уж это бессознательное достаточно хорошо представлено на Интернет-форумах, с ним каждый день сталкиваешься при разговорах и спорах, оно проглядывает в словах и делах Путина и его окружения, в поведении русских аудиторий и толп. Для меня «День опричника» - воплощение господствующей ныне на Святой Руси бесовщины.
Причем бесовщина, естественно, выставляет себя борцом с якобы
бесовщиной Запада, либерализма, демократии. Оборотничество в чистом виде! Досубъектные русские массы принимают за чистую монету, а субъектных не так много осталось, и они разрозненны, и режим сознательно топчет ростки экономической самодостаточности как базис низовой субъектности. Иногда кажется, что бесовщина уже неудержима, и после выборной зимней компании действительно произойдет инфернальное «Возрождение святой Руси» и приход Государя-Антихриста и восстановление Опричнины, о чем мечтают Александр Дугин и
его последователи (в романе «День опричника» узнаваемо представлены прототипы ряда нынешних идеологов реакции и инфернализма).
«Супротивных много, это верно, - сказано в Аннотации. - Как только восстала Россия из пепла Серого, как только осознала себя, как только шестнадцать лет назад заложил государев батюшка Николай Платонович первый камень в фундамент Западной Стены, как только стали мы отгораживаться от чуждого извне, от бесовского изнутри - так и полезли супротивные из всех щелей, аки сколопендрие
зловредное. Истинно - великая идея порождает и великое сопротивление ей. Всегда были враги у государства нашего, внешние и внутренние, но никогда так яростно не обострялась борьба с ними, как в период Возражения Святой Руси.
«День опричника» - это не праздник, как можно было бы подумать, глядя на белокаменную кремлевскую стену на обложке и стилизованный под старославянский шрифт в названии книги. День опричника - это один рабочий день государева человека Андрея Комяги - понедельник, начавшийся тяжелым
похмельем. А дальше все по плану - сжечь дотла дом изменника родины, разобраться с шутами скоморохами, слетать по делам в Оренбург и Тобольск, вернуться в Москву, отужинать с Государыней, а вечером попариться в баньке с братьями опричниками. Следуя за главным героем, читатель выясняет, во что превратилась Россия к 2027 году, после восстановления монархии и возведения неприступной стены, отгораживающей ее от Запада».
Вот под занавес романа – описание, так сказать, быта Опричнины. Собрались опричники
в здании нынешнего посольства Франции в РФ на Якиманке, откуда выгнали французов после разрыва отношений, телепообщались-посоветовались с внешне-похожим на нынешнего действующего президента Государем о содействии китайцам обосноваться в Сибири (кругом в 2027 – Китай), забили ножами опального зятя Государева, совершили гомосексуальное групповое действо «гусеница», и затем - уже заполночь - расслабились:
«Пробили часы напольные 2.30. Сидим в изразцовой гостиной. Оставил Батя на заполуночье токмо пятерых:
Потыку, Воска, Балдохая, Ероху да меня. После мокрого пробило Батю нашего на кокошу с водочкой. Сидим за круглым столом красного гранита. А на нем - блюдо с полосками белыми, свеча, графин с водкою. Греет Ероха блюдо на свече, подсушивает кокошу снизу. Батя уже хорош. А когда ему похорошо, он нам речи возвышенные говорит. Речей этих у Бати нашего дорогого три: про Государя, про маму покойную и про веру христианскую. Сегодня черед - про веру:
- Вот вы, анохи мои свет дорогие, думаете, ради чего Стену
строили, ради чего огораживались, ради чего паспорта заграничные жгли, ради чего сословия ввели, ради чего умные машины на кириллицу переиначили? Ради прибытка? Ради порядка? Ради покоя? Ради домостроя? Ради строительства большого и хорошего? Ради домов хороших? Ради сапог сафьяновых, чтобы все притопывали да прихлопывали? Ради всего правильного, честного, добротного, чтобы все у нас было, да? Ради мощи государственной, чтобы она была как прямо столб из древа тамаринда небесного? Чтобы она подпирала свод небесный
со звездами, мать твою хорошую, чтобы звезды те сияли, волки вы сопатые, соломой напхатые, чтобы луна светила, чтобы ветер вам теплый в жопы дул передул незадул, так? Чтобы жопам вашим тепло было в портках бархатных? Чтобы головам вашим уютно было под шапками то соболиными, так? Чтоб жили не по лжи волки волчары все сопатые? Чтобы бегали все стаями, хорошо бегали, прямо, кучно, пресвятая, начальников слушались, хлеб жали вовремя, кормили брата своего, любили жен своих и детей, так?
Батя делает паузу,
втягивает в ноздрю свою добрую понюшку кокоши белого и сразу запивает водкой. Мы проделываем то же самое.
- Так вот, анохи мои свет родимые, не для этого все. А для того, чтобы сохранить веру Христову как сокровище непорочное, так? Ибо токмо мы, православные, сохранили на земле церковь как Тело Христово, церковь единую, святую, соборную, апостольскую и непогрешимую, так? Ибо после Второго Никейского собора правильно славим Господа токмо мы, ибо православные, ибо право правильно славить Господа никто
не отобрал у нас, так? Ибо не отступили мы от соборности, от святых икон, от Богородицы, от веры отцов, от Троицы Живоначальной, от Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки, так? Ибо отвергли мы все богомерзкое: и манихейство, и монофелитство и монофизитство, так? Ибо кому церковь не мать, тому и Бог не отец, так? Ибо Бог по природе своей выше всякого понимания, так? Ибо все батюшки правоверные - наследники Петра, так? Ибо
нет чистилища, а есть токмо ад и рай, так? Ибо человек рожден смертным и потому грешит, так? Ибо Бог есть свет, так? Ибо Спаситель наш стал человеком, чтобы мы с вами, волки сопатые, стали богами, так?
Вот поэтому то и выстроил Государь наш Стену Великую, дабы отгородиться от смрада и неверия, от киберпанков проклятых, от содомитов, от католиков, от меланхоликов, от буддистов, от садистов, от сатанистов, от марксистов, от мегаонапистов, от фашистов, от плюралистов и атеистов! Ибо вера, волки вы сопатые,
это вам не кошелек! Не кафтан парчовый! Не дубина дубовая! А что такое вера? А вера, анохи громкие мои, - это колодезь воды ключевой, чистой, прозрачной, тихой, невзрачной, сильной да обильной! Поняли? Или повторить вам?
Апологетики происходящего хватает, но в истории и со стороны судить будут о наших временах и наших поступках по оценкам независимых от нынешней власти экспертов и по художественным обобщениям и прозрениям таких бесспорно самобытных писателей, как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин.