Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Философия общего дела Николая Фёдорова и трансчеловеческая перспектива Ника Бострома

Оксана Седых прислала электронное письмо насчёт очередного заседания семинара
«Русская философия», которое состоится в четверг 10 ноября 2005 года в Доме Лосева
(Арбат 33, вход наискосок от Театра имени Вахтангова), где более сорока лет назад
я бывал через день, будучи как бы помощником-секретарем-учеником Алексея Фёдоровича
Лосева. Тема заседания – «Философия общего дела» Н. Фёдорова в духовных исканиях
Русского Зарубежья». Основные докладчики - Светлана Григорьевна Семенова и её
дочь Анастасия Георгиевна
Гачева (её отец Георгий Дмитриевич Гачев – мой друг с 1964 года). Начало в 18.00.
Приглашаются все желающие. 

В предуведомлении напоминается, что воздействие «Философии общего дела» Николая
Фёдоровича Федорова (1829-1903) на духовные искания русской эмиграции первой
волны было не менее многогранным и разнонаправленным, чем на литературу и культуру
метрополии. Со второй половины 1920-х гг. и до самой войны о Федорове писали
и говорили философы и богословы, писатели и публицисты, общественные и политические
деятели зарубежья. Мы встречаем его имя в книгах и статьях Н. А. Бердяева и С.
Н. Булгакова, В. В. Зеньковского
и В. Н. Ильина, К. В. Мочульского и Г. П. Федотова, Н. В. Устрялова и А. С. Несмелова,
В. С. Варшавского и В. С. Яновского, Л. Н. Гомолицкого и И. С. Лукаша… 

Столь острый интерес к идеям Николая Фёдорова неудивителен, поскольку они вводят
в проблематику Правой Веры и проясняют эсхатологический смысл Русской Революции
с её «Штурмом Неба», а также являются альтернативой приземленной поверхностной
версии вульгарно-понятого марксизма. Представители так называемых пореволюционных
течений (евразийцы, новоградцы, утвержденцы, народники-мессианисты) в своем размышлении
о судьбе России, в напряженном поиске новых действенных, убеждающих альтернатив
идеалу социалистического
“земного рая”, новых совершенных форм общежития не раз обращались к федоровским
идеям активного христианства, богочеловеческого сотрудничества, истории как “работы
спасения”. “Многие неясно чувствовали, – вспоминал В. Варшавский,– что, может
быть, именно в “Общем деле” Федорова была намечена та новая “соравная коммунизму”
идея, которую искала эмиграция” (Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Париж,
1956. С. 260).

Федоров оказался близок эпохе 1920–1930-х гг. с ее пафосом активизма, волей к
организации истории, к творчески-преобразовательному действию, с ее идеократической
устремленностью. «Н. Ф. Федоров – единственный из мыслителей прошлого века, о
котором необходимо с полным правом утверждать, что он – наш современник, понимая
наше время во всей его огромной данности и заданности» (Адлер А.С. Н. Ф. Федоров
(1828–1928) // Евразийская хроника. Вып. X. Париж, 1928. С. 101). 

Но если в духовную атмосферу Советской России его идеи входили по преимуществу
опосредованно и зачастую в редуцированном, оскопленном, прокрустовом виде, то
русская эмиграция имела возможность воспринимать и осмыслять их целостно-религиозно,
вне узких рамок цензуры и партийной идеологии, в пространстве мировоззренческой
и творческой свободы. И не только осмыслять, но и применять к решению тех фундаментальных
вопросов, которые во всей силе и остроте встали перед человечеством конца второго
тысячелетия христианской
эры: согласуемы или нет научная и религиозная картины мира, противоречат ли друг
другу техника и христианство, возможно ли предотвратить рост вооружений и угрозу
всемирной войны, осуществимо ли общепланетарное единство народов? 

И наконец, самый главный, вбирающий в себя все остальные: вопрос «о назначении
человека», его задаче в бытии и истории, «о конечном идеале».

В докладах, выносимых на очередное заседание семинара «Русская философия. Традиции
и современность», помимо общего обзора темы, представлены результаты архивных
разысканий последних лет, которые были связаны с разработкой проблемы «Федоров
и евразийство», а также с изучением роли харбинской диаспоры в ознакомлении представителей
пражской и парижской эмиграции с идеями философа. Предполагается и сообщение
об истории создания в Праге в 1933 г. архивного собрания Fedoroviana Pragensiа.


Да, тема интересная. О харбинском фёдорианстве я осведомлен по рассказам моего
учителя и друга Всеволода Никаноровича Иванова (1988-1971), и он дал мне рукопись
своего труда «Мы», в котором намечен синтез евразийства и фёдорианства. Мне есть
что сказать на эту тему. Но самое интересное – возможноая перекличка идей Николая
Фёдорова с идеями лидера Всемирной трансчеловеческой ассоциации и директора Института
будущего человека  (Оксфорд) Ника Бострома (http://www.nickbostrom.com/). 

К сожалению, из-за массы проблем, обрушившихся на меня в эти дни, не смог сегодня
закончить статью о попытке Ника Бострома обосновать Правую Веру методом моделирования
(в ходе осмысления кинотрилогии «Матрица»).

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное