Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Che

ребе Шмулевич силен в революциях и стрингах :-)
Игорь
2008-06-19 Авраам Шмулевич <http://www.apn.ru/authors/author37.htm>
Че Гевара как символ-ловушка
Революция Че провалилась. Система любит его именно за это

Самое удивительное в культе Че: именно <<буржуазное государство>>, которое
Че Гевара и его последователи всеми силами пытались и пытаются
уничтожить -- всячески поддерживает его культ.

*Наивысшая популярность, <<быть у всех на устах>>, -- есть мечта любого
харизматического борца за идею.* Ведь популярность имени неминуемо ведет
и к популярности неразрывно связанной с этим именем идеологии, и
вовлекает новых людей в борьбу за воплощению этой идеологии. А уж
превращение имени в бренд, причем в народный бренд, для поддержания
популярности которого не требуется усилий государства -- вершина, которую
редко кому из революционеров удавалось достигнуть.

Джордж Вашингтон, Бенджамен Франклин, Симон Боливар, Джузеппе
Гарибальди. Йосеф Трумпельдор -- список невелик, их именами называли
столицы государств, улицы, скаковых лошадей, футбольные команды, модную
одежду -- вспомним бывшие писком моды в 19-м веке шляпу <<боливарка>> или
рубашку <<гарибальдийка>>, ставшую в России опознавательным знаком
радикальных молодых людей <<передовых взглядов>>.

Неудивительно, что почти все революционеры из этого небольшого списка --
герои /победивших/ революций, победивших если не при их жизни, то уж
точно после смерти. Идеи, за которые они боролись, убивали и умирали,
были прочно усвоены обществом, политические цели -- в конце концов
достигнуты, и ныне эти цели воспринимаются как обыденная реальность,
против которой восстают уже новые поколения революционеров...

Именно поэтому выросшие из революций режимы -- якобинская Франция,
нацистская Германия, фашистская Италия, большевистский СССР, баасистский
Ирак и т.д. всеми силами насаждали культы героев своих революций. Но без
поддержки государства эти герои не удержались на сцене бескорыстной
народной популярности.

И современная <<СИСТЕМА>> очень чётко представляет опасность превращения
современных революционеров в бренд, и борется с этой опасностью всеми
силами.

Кого <<СИСТЕМА>>, будь то на <<свободном Западе>>, <<тоталитарном Востоке>>
или <<авторитарном Юге>> воспринимает как реальную угрозу себе -- того она
всячески демонизируют, принижают, высмеивают, упоминание их имён
стараются запретить или ввести а абсолютно отрицательный контекст.

В каждой, <<самой демократической>> стране, есть свой списочек
<<запрещённых лиц>>, длинный или короткий, в зависимости от степени
<<горячести>> места. Входят туда те, кого данная страна, данный режим
считает РЕАЛЬНО опасными для своего существования.

И разницы между <<парламентскими демократами>> и <<авторитарными
диктаторами>> тут нет -- это важно усвоить! Демократы защищают свои
конституционные ценности>>, автократы -- свои <<фашистские>>. Но защищают --
если отсеять пиарную упаковочную шелуху -- схожими методами, разница лишь
в степени массовости и жестокости их применения.

Попробуйте-ка прилететь в американский аэропорт или подойдите к
Капитолию с портретом Бин Ладена на майке и сборником его речей в руке,
на голову еще повяжите зеленую повязку с арабской вязью <<Аллах Акбар!>>.
Представили, что из этого получится?

Если считаете, что ничего -- поставьте эксперимент. Ага.

Кроме Бин Ладена в этот списочек входит еще какое-то количество
персонажей. Тимоти Маквей, наверное, среди них. Мартин Нимейер (см.
<<Чисто американское восстание>>
<http://www.apn.ru/publications/article10373.htm>), может быть, тоже.

Но вот кого там точно /нет/ -- это <<легендарного Команданте Че Гевары>>!

Майка с его портретом на груди и спине, голова, обвязанная красной
косынкой, биография героя в одной руке и том его речей и воспоминаний в
другой -- в любом аэропорту мира, рядом с резиденцией любого президента,
на любом митинге любой оппозиции -- глаза любого агента любой спецслужбы
охраняющей конституционные-законные (антиконстуационные-фашистские)
устои любой страны скучающе скользнут по этой красно-красивой картинке.

Че НЕ ОПАСЕН. Так считают <<хозяева дискурса>>. БОЛЕЕ ТОГО: они /сами/ его
пропагандируют.

Че уже давно превратился в персонаж гламура, только духов для
декоративных собачек еще не хватает -- а так все остальное уже есть. Даже
дамские трусики Че Гевара имеются. Не верите? Пожалуйста, вот вам
заголовок: <</Че// Гевара на трусиках стринг/>>
<http://www.rol.ru/news/hobby/fashion/02/07/18_002.htm>.

И далее по тексту новости: <</В качестве узора для трусиков стринг Че
Гевара использован впервые/>>.

Что касается остальных причиндалов -- то образ Че использовался в рекламе
автомобилей, кофе, компьютеров, духов, водки. Да практически всех
атрибутов красивой жизни.

В любой уважающей себя столице <<ночной жизни>> вы легко сможете
оттянуться в ночном клубе <<Че Гевара>>. <</Ночной клуб <<Че Гевара>> --
революция в клубной жизни г. Петрозаводска! Альтернативная музыка,
<<жесткие>> эротические шоу; интеллектуальное кино на DVD/>>.

А вот меню московского ресторана <<Че Гевара>>, особенно рекомендуется
/нога ягненка за 450 рублей /и/ новинка Кролик тушеный в томатном соусе,
за 320/.

Тем, кто хочет подписаться на рассылку новостей ресторана, предлагается
нажать на кнопку с надписью <</стать революционером/>>.

А вот московский же бар-клуб <<Che>> -- это <</идеальное место для
Бизнес-ланча, Веселых вечеринок, Друзей-иностранцев, Корпоративных
праздников, Позднего ужина, Приятного уик-энда, Раннего завтрака,
Романтических свиданий, Счастливого безделья, Ужина по разумной цене.
Для уставшего бойца нет ничего вкуснее свежего мяса. Прямо в зале стоит
мангал, где на революционном пламени поджариваются большие куски сочного
мяса. *Убей их всех глотком Холодной войны, Карибского кризиса, Абсента
или Текилы*!>>/.

Теперь *все права на изображение Че Гевары находятся у американской
компании Fashion Victim, *причем американские бизнесмены уже *наложили
на Че копирайт.*

И Fashion Victim вовсю преследует тех, кто смеет без ее ведома
использовать знаменитую голову.

Так, в 2004 году Fashion Victim пригрозила подать иск в суд на
незаконное использование образа Че Гевары компанией Northern Sun
Merchandising. Взамен их <<нелегальной>> продукции с изображением Че
Гевары на чашках и прочих предметах повседневного быта Fashion Victim
предложила свои <<лицензионные>> футболки
<http://www.apn.ru/column/article20107.htm>, произведенные в Гондурасе,
который славится черным рынком нелегальной рабочей силы.

Такое вот развитие идей и образа революции...

Странность тут в том, что, действительно, Че олицетворяет собой
революционно-коммунистическую идеологию, является примером её воплощения
в жизнь.

И образ именно этого человека <<буржуазное>> общество с какой-то
дьявольской настойчивостью подсовывает всем и каждому -- в том числе
своим потенциальным врагам.

Почему?

Большую часть любого общества любой эпохи составляют безнадежные
обыватели, они при любой ситуации будут ведомыми. Но процентов десять
населения, обычно -- это потенциальные пассионарии. Часть из них,
особенно молодёжь -- недовольны окружающей действительностью, хотят
<<сломать систему>>. В жизни многих из них наступает точка (обычно это
происходит в молодости), когда <<потенциальный революционер>> созревает
для того, чтобы стать <<революционером реальным>>. Глаза (чаще всего
внезапно) открываются.

И молодой человек или молодая девушка начинает яростно осматриваться
вокруг, ища <<с кого делать жизнь>>, и, главное -- ища совета и примера,
как делать революцию, с чего же начать.

И тут со всех сторон, от трусиков-стринг докролика тушеного в томатном
соусе в модном, но доступном по ценам ресторане им предлагают: Че
Гевара! Че Гевара! Че Гевара! Вот он, твой кумир! Устоять тут трудно --
секс-символ, <http://www.apn.ru/opinions/article20104.htm> герой,
теоретик и практик в одном лице.
<http://www.apn.ru/publications/article20110.htm> Ну же! Оставь
сомнения! Делай как он!!!

В чем же дело? Видимо, в том, что и как делал герой. И, главное, *чего и
как он не делал. *

Есть такой важный прием: увести противника на ложный след, запутать его
в хитросплетении тропинок. Заставить делать то, что НЕ ОПАСНО.

И, таким образом, обезопасить себя, не дать твоему противнику сделать
именно то, что ДЕСТВИТЕЛЬНО представляет угрозу.

Дело в том, что предлагая своим врагам следовать примеру Че -- СИСТЕМА
предлагает им заведомо, СТОПРОЦЕНТНО проигрышный вариант.

Но проигрышность эта совершенно неочевидна с первого взгляда.

Действительно, революционную деятельность Че начал в отряде из 82
повстанцев на шхуне <<Грамна>>, высадившихся под командой Фиделя на Кубу.
Но не это раскручивается, не это сделало его героем, дало всемирную
славу. Тем более, что в те времена Че еще ничем не выделялся из сотни
таких же как он солдат кубинской революции, своих тварищей по <<Гранме>>.
После героической борьбы следует карьера ответственного работника на
дипломатических и хозяйственных должностях. Так, 15 апреля 1962 он
выступает в Гаване на профсоюзном конгрессе трудящихся Кубы с призывом к
развёртыванию социалистического соревнования.

Но любят его, естественно, не за это.

Два года -- время с весны 1965-го по 9 октября 1967-го, -- это и есть
<<время Че>> прославляемое по всему миру. Именно действия в /этот/ период
и навязываются всем как пример.

Че Гевара ввязался с небольшим отрядом бойцов в несколько партизанских
войн по всему миру -- в Конго, Боливии, *причём войн, начатых не им*,- и
везде потерпел полный провал. В конце концов он был схвачен в джунглях и
расстрелян.

*Че** проявил себя как очень плохой политик и военный.* Никаких целей
социального развития в отсталых странах Гевара не ставил, никаких планов
подготовки экономической и социальной базы длительной партизанской войны
и последующей революции не имел, и. похоже, вообще не отдавал себе
отчета в необходимости таких действий. Взять автомат, выскочить из
джунглей, дать несколько очередей...

Вот и вся тактика и стратегия революционной борьбы.

Но революции делаются НЕ ТАК! Это сложный общественный процесс, который
надо долго, терпеливо и творчески готовить. Только и исключительно такая
подготовка и может сломать СИСТЕМУ.

Как показывает опыт двадцатого века, чтобы партизанское движение было
успешным, оно должно опираться на мощные структуры в городах или иметь
мощную экономическую базу. Но молодых людей толкают на легкий путь --
возьми пистолет и иди стрелять во врагов. Надо ли говорить, что у тех,
кто решится последовать совету своего революционного кумира, шансов
мало. При современных технологиях отследить самодеятельных новичков --
террористов и партизан -- дело элементарное, даже во время Че это было
несложно.

Впрочем, таких заведомо будет немного. Герой должен быть успешен.

Конечно, героические святцы всех времен и народов полны имен погибших
бойцов -- от Иосифа Трумпельдора до Зои Космодемьянской
<http://www.apn.ru/column/article20107.htm>. Но <<герои эти погибли не

герои отдали жизнь -- окончилось полной и очевидной победой.

И погибшие герои внесли в эту победу видимый вклад.

С Че всё не так: *революция и в Конго и в Латинской Америке полностью
провалена. *Смерть, результатом которой станет не просто полный военный
провал, но превращение твоего имени в модный бренд в руках твоих врагов
-- способна вдохновить на РЕАЛЬНОЕ дело немногих.

А пить пиво, нацепив майку или лифчик с изображением героя -- это
пожалуйста, это неопасно.

Не случайно, что настоящая всемирная слава приходит к Че через год после
смерти, когда его образ внезапно становится символом Красной Весны в
Париже 68-го, а со временем и всей эпохи Великой (контр)культурной
революции <http://www.apn.ru/publications/article20116.htm> -- /революции
полностью проваленной./

В 68-м система оказалась в реальной опасности. И немедленно извлекла Че
как символ неопасного врага.

С тех пор и продолжается победное шествие его образа. Провальные методы
Че Гевары навязываются как хрестоматийные методы революции.
Революционеры, добившиеся реальной победы, уходят далеко в тень его
гигантского образа.

Пример жизни Че предлагается как ЕДИНСТВЕННО возможный путь революции.

Но.

Погибнуть в расцвете сил, чтобы превратиться в обертку бараньей ноги в
модном ночном клубе, в марку жесткого эротического шоу, в рекламный
бренд. приносящий доход убившим тебя врагам -- желающих повторить этот
путь вряд ли найдётся много.

Руки опускаются. Глаза тухнут. <<Выхода нет, детка>>. Одевай
трусики-стринг - и марш в офис.
http://www.apn.ru/publications/article20129.htm

Ответить   Igor Thu, 19 Jun 2008 13:13:32 +0300 (#754398)