FW Почему я не люблю хор Турецкого.

*Почему я не люблю хор Турецкого.*
Для начала хочу ознакомить читателей с интервью самого Михаила Турецкого
"Еврейсокой Газете":
http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_384.html
Михаил Турецкий: <<Сейчас русские любят еврейскую музыку больше, чем евреи>>
Еврейский хор под руководством Михаила Турецкого стал заметным явлением
в культурной жизни не только России. Популярность его объясняется, кроме
профессионализма исполнителей, разнообразием репертуара еще и каким-то
внутренним неповторимым духовным настроем, заражающим зрителей вне
зависимости от места выступления. Да и сам коллектив называется теперь
<<Арт-группа ,,Хор Турецкого``>>.
- Михаил Борисович, согласитесь, что все-таки имя Турецкого
ассоциируется с еврейским хором.
- Историческая миссия нашего творческого коллектива, который возник 15
лет назад, в том, что мы после 70-летнего молчания возродили традицию
еврейской храмовой музыки в Москве, в Московской хоральной синагоге. У
всех нас имелся колоссальный учебный опыт. Все мы были выпускниками
лучших музыкальных вузов - Гнесинки, консерваторий Москвы, Минска.
Еврейская духовная музыка - очень интересный пласт музыки. Она яркая,
эклектичная, имеет мощную жизненную силу, энергетику, и она наполняла
нас безумно. Но нам, людям с творческими амбициями, которым было тогда
по 20 лет с небольшим, в какой-то определенный период работать только с
духовной музыкой стало скучно. Наш репертуар начал расширяться и, помимо
духовной музыки, появились светские композиции. Песни на языке идиш,
израильская эстрада.
Но прошли еще год-два, и, помимо этого, в нашем репертуаре стала
образовываться новая музыкальная ниша - музыка всех времен и народов.
Сначала это было пением а капелла, что было в традиции хорового
искусства, - без сопровождения или с фортепиано. А в дальнейшем
появились и другие музыкальные инструменты. Гитара, синтезаторная
группа, которая дает уже эстрадный аккомпанемент. Потом - эстрадный и
симфонический оркестры, и в результате сформировался такой репертуар,
который уже не вписывался в рамки еврейского хора. В результате
коллектив перестал существовать как часть только еврейского искусства.
Сегодня еврейский репертуар составляет у нас 10-15%. Хотя, конечно же,
наше фирменное блюдо - еврейские песни. Но помимо этого, есть
французский и итальянский шансон, опера, оперетта, джаз, классика. Мы
стали исполнять и советскую эстраду, и мировые шедевры. Сегодня у нас
около 300 композиций разных направлений. Поэтому нас вполне может
пригласить к себе на корпоративную вечеринку, скажем, <<Сбербанк России>>
или <<Сургутнефтегаз>>, или Еврейская община города Екатеринбурга.
- Могут пригласить или приглашают?
- Приглашают постоянно. У нас сегодня такой ангажемент, что физически
еле-еле можем выдержать. Это порядка 320 выходов на сцену, из них 180
кассовых концертов в разных городах всего мира. От бывшего Советского
Союза до Англии, Голландии, США, Израиля, Италии. Трудно назвать, где мы
не бываем. А главное, что произошло с нашим коллективом в последнее
время, - его полюбили Россия и Украина, до безумия, до фанатизма. И все
города - от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, от Мурманска до
Ростова-на Дону, Сибирь, Урал, Зауралье, юг России, Чувашия, Удмуртия,
Татарстан, Поволжье - все ждут, когда к ним снова приедет <<Хор
Турецкого>> со своей роскошной трехчасовой программой, включающей
еврейские песни, которые теперь очень нравятся русским людям. А евреи на
наших концертах с удовольствием слушают джаз, советскую музыку, попсу,
итальянскую музыку. Как ни странно, евреи свою музыку не сильно любят.
Ее сегодня любят русские, и в этом наше большое завоевание. Мы строим
мосты дружбы между народами и растапливаем лед непонимания.
- Такой диапазон: от духовной музыки до приблатненного шансона - это не
всеядность?
- Кто разбирается в этом деле, тот знает, что есть такое понятие -
<<стеб, музыкальная шутка>>. У нас нет приблатненного шансона. У нас если
и есть <<Мурка>>, то само исполнение данной композиции превращает ее в
народную песню и оперную арию, и мы ее преподносим как тему измены и
неразделенной любви. Это прежде всего кич и музыкальная шутка. Если люди
видят за этим только блатную песню, то значит, что у них нет
воображения, нет фантазии. А у нас с этим вообще нет никаких проблем. Мы
уверены в том, что мы делаем. И наш уровень культуры и образования
помогает нам точно понять, где мы балансируем на тончайшей грани
приличия и неприличия, где вкусовщина и где безвкусица, где пустоцвет, а
где цвет реальный. Поэтому мы себе позволяем то, что мы себе позволяем.
И это сегодня находит отклик в сердцах уже миллионов людей.
- А осталось ли это <<Хором Турецкого>>?
А это и есть <<Хор Турецкого>>. Он так называется, потому что я создатель
данной музыкальной концепции. Эта концепция - поющие люди. Самая главная
несущая сила - голос. Мы собрали сегодня практически лучшие голоса
Москвы и России. Все существующие в природе мужские голоса сегодня
раскиданы у нас на 10 человек. Это и самый высокий между мужчинами и
женщинами голос - тенор-альтино, и самый низкий, ниже в природе не
бывает - бас-профундо. Есть пять сочнейших теноров разных оттенков, от
оперного до опереточного, от джазового до рокового. Два баритона тоже
различных направлений. Есть у нас бас - лауреат конкурса <<Золотой
музыки. Это абсолютно самодостаточная группа, которая может реализовать
любую музыку, написанную и в XV-м веке, и в XX-м, и в XVIII-м, и в XXI-м.
- Какой национальности ваши певцы?
- В нашем коллективе чистый еврей только я, есть еще кое у кого
<<половинки>> и <<четвертинки>> еврейской крови, остальные русские.
- Ваши слова: <<Я не очень люблю хоровое пение>> - по-моему, просто
шокирующее заявление.
- Вот любят журналисты вырвать из контекста какую-нибудь фразу. Знаете,
Карл Маркс, например, написал: <<Поистине тяжелый, почти физический труд,
как, например, труд композитора, возвеличивает человеческую личность>>. А
у Брежнева в докладе дана эта цитата так: <<Поистине тяжелый труд
возвеличивает человеческую личность>>. Да, я люблю высокопрофессионально
отлаженное многоголосное хоровое пение, а групповое пение дилетантов за
столом я терпеть не могу.
- А как надо понимать ваш принцип: <<Я превращаю в жизнь творческий диктат>>?
- Ну уж вы мне приписываете такие слова... Да, я диктатор, но не Пиночет.
Я диктатор творческий. Я настаиваю на своих музыкальных волеизъявлениях,
и мои коллеги верят мне, и никто, по сути, не спорит. Я иногда люблю
собрать творческий консилиум, но сделать все по-своему. Потому что
единоначалие в принятии решения очень важный момент.
-Еще одна цитата из вашей беседы: <<Я бы мог один петь блатные песни и
иметь колоссальный успех>>. Вы рассматривали такие варианты?
- В принципе мог бы. Я слышал об этом мнение своих поклонников. Когда я
пою, скажем, композицию <<Папиросы>>, они говорят: <<Вы, Михаил Борисович,
принесли свою вокальную карьеру в жертву своему коллективу>>, намекая на
то, что у меня есть свой неповторимый музыкальный стиль. Не обязательно
блатной. На самом деле, понимаете, у нас вся модная часть эстрады
основана на дворовом пении. Популярные группы - <<Звери>>, <<Корни>>,
<<Иванушки-Интернешнл>> поют дворовыми голосами, которые, так сказать, на
душу ложатся. Они поют голосами, которые люди привыкли слышать,
голосами, которыми можно спеть под гитару. Я могу исполнять композиции в
любом стиле. В блатном, приблатненном и в классическом. Но я не
индивидуалист в этом плане, и мне намного интереснее управлять
многокрасочной творческой машиной, чем строить свою сольную карьеру. Ею
сегодня никого не удивишь, а такой музыкальный проект, который ни на что
в мире не похож, моментально приковывает к себе внимание и сразу же
вызывает интерес и расположение.
- Когда вы выступаете, вы заряжаете зал или заряжаетесь от зала?
- Я с годами выработал принцип: максимально выкладываться на сцене, не
думая о том, что завтра и послезавтра опять концерты, и ты должен себя
беречь, экономить, рассчитывать силы. В этом плане я никогда о
завтрашнем дне не думаю, и это оказалось сильной стороной. Когда
выходишь и работаешь максимально, как в последний раз, то люди отдают
тебе в ответ сумасшедшую благодарность и энергию. Зал по 20-30 минут нас
не отпускает. Мы уже даже говорим: <<Концерт окончен. <<Обыкновенное чудо>>
- это прощальная песня. Уходите>>. Они смеются и не уходят. И кричат:
<<Еще, еще!>> И в такой момент мы видим, как лучатся их глаза. Это трудно
даже описать! И я говорю нашим зрителям, что обыкновенное чудо - это их
глаза после концерта. Как будто с людьми поработали психиатр и
косметолог одновременно. Самой высокой пробы. Морщины разглаживаются,
глаза сияют, в складках рта вместо суровости и сосредоточенности
появляется улыбка. И вот в этот момент идет такой энергетический поток,
как будто он приходит из космоса. После концерта появляется ощущение,
что ты <<отвампирил>> весь зал, забрал у него всю энергию и прекрасно себя
чувствуешь, а на следующем концерте можешь снова работать. Наверное, в
течение программы зал с тобой обменялся энергией. Ты бесконечно рад, что
сделал счастливыми такое количество людей, а они отдали тебе свою
благодарность.
- Как-то вы сказали: <<Я фанатик, карьерист>>. А каковы этапы вашей карьеры?
- Я, наверно, как и все евреи, у которых есть возможность работать,
фанат своего дела. Так бывает, если ты чем-то занимаешься так
самозабвенно, что дело становится для тебя важнее всего остального. Ты
вылетаешь, как джинн из бутылки. Получилось так, что я создал свое дело
в достаточно молодом возрасте. Я очень увлечен им и очень люблю свою
работу. И моя карьера, думаю, еще вся впереди. Я мечтаю возглавить
лучший в России, а то и в Европе, симфонический оркестр, если у меня для
этого будут силы и средства. Хочу организовать такой же женский проект.
Я хочу создать в Москве свою музыкальную школу, в которой будут учиться
30-40 очень способных детей. Со всего Союза.
- Еврейских детей?
- Почему? Совершенно не обязательно. Я любого смогу взять. И негра, если
он говорит по-русски, чтобы его можно было учить. И я буду настаивать,
чтобы школа эта была абсолютно бесплатной. Пусть ребенок будет нищим, но
талантливым. Мы из них сделаем звезд. Мне очень хочется передать все,
чем мы владеем, детям.
- Теперь ведь ваша команда - не только хор.
- Да, конечно. <<Арт-группа ,,Хор Турецкого``>> не только поющая команда.
Там есть сценография. У нас нет штатных режиссеров, хореографов, но я
обращаюсь к разным звездам с просьбой проконсультировать нас в этих
областях. И в принципе мы адаптируем любого яркого профессионального
человека в своем формате, потому что ни у одного режиссера мы не можем
взять все в чистом виде, нам не все подходит.
- Вы кончили Музыкальное училище им. Свешникова, потом Гнесинский
институт, учились в аспирантуре, занимались симфоническим
дирижированием. Вряд ли, я думаю, там имела место еврейская тематика. А
как состоялся поворот к ней?
- Дело в том, что еврейскую духовную музыку писали талантливые
композиторы. Чтобы ее понять, нужно было общее музыкальное образование.
И именно оно помогло мне разобраться с этой музыкой. Русская музыкальная
школа - это высокий уровень. Лучшие композиторы, писавшие еврейскую
музыку, скажем, Левантовский и другие, они все учились в консерваториях
Германии или Польши. Это профессиональное искусство. Чтобы понять
специфику именно музыки духовной, религиозной, нужен был некий экскурс,
который мне удался в Нью-Йорке и Иерусалиме в самом начале 90-х гг.
- Значит, еврейское направление было у вас первоначально заложено где-то
внутри?
- Да у всех евреев оно заложено. Когда родственники в 70-х гг. пели за
столом еврейские песни, их жизненная сила и мощь очень ощущались.
Скажем, пели <<Ломир аллэ инэйнэм>>, и я просто возбуждался, так нравилась
эта песня. Я чувствовал в ней необыкновенную жизненную силу.
-Это возбуждение сейчас не прошло?
- Абсолютно не прошло. Я обожаю еврейскую музыку. Я вижу, что происходит
в зале, когда мы поем <<Ерушалайм шель заахав>> - <<Золотой Иерусалим>> в
русских городах... Представляете, сидят четыре тысячи человек, люди
различных национальностей - русские, украинцы, евреи, армяне... И я говорю
залу: <<Иерусалим! Здесь корни разных народов, здесь начало всех начал.
Как сказано в Библии: здесь пересекутся дороги всех людей в день
Страшного суда. Здесь начнутся новые времена>>. И люди понимают, что наше
искусство проникнуто божественной энергетикой, мы ближе к Богу. А когда
мы поем <<Хаву нагилу>> русские люди от восторга начинают тихо сходить с
ума. И если мы, не дай бог, не споем эту <<Хаву нагилу>>, они просто
кричат и требуют, чтобы мы пели ее. Это русские кричат, потому что евреи
уже не хотят слушать <<Хаву нагилу>>. Они хотят другую музыку. Вот так!
<<Все смешалось в доме Облонских>>.
- Вы возникли как хор при Московской хоральной синагоге. А до вас там не
было хора?
- Там 60 лет было молчание. Поскольку существовали коммунистические
репрессии, и все это было запрещено.
- А когда вы ушли из синагоги в самостоятельное плавание, там опять хора
не стало?
- Я никого не кидаю в этой жизни, а всем помогаю, если у меня только
есть такая возможность. В синагоге я создал группу, которая там
осталась, когда я ушел полностью в концертную деятельность. И года три я
опекал эту группу, пока не нашлись люди, которые сейчас ее содержат. Я
иногда прихожу туда и считаю, что все у них обстоит хорошо.
- Михаил Борисович, извините, но хотел бы задать вам несколько необычный
вопрос. Когда в 1989 г. вас пригласили организовать хор в московской
синагоге, за две недели до этого у вас погибла жена. Не считаете ли вы,
что Бог хотел как-то скомпенсировать вам это горе и дать дело всей вашей
жизни?
- Пожалуй, я так считаю. Думаю, что это было знамением свыше и стало для
меня духовной поддержкой. Трудно об этом думать.
- Фамилия вашего отца - Эпштейн. Почему же вы - Турецкий?
- Это фамилия моей матери. Когда началась война, маме было 16 лет. Все
ее многочисленные родственники, жившие в белорусском городе Пуховичи,
погибли. И уже потом, когда у мамы родились два сына, на семейном совете
было принято решение дать им фамилию - Турецкий, чтобы продолжить этот
род. А фамилия Эпштейн более распространенная, у меня двоюродные братья
носят ее. Кстати, у меня нет сына, так что вопрос остается актуальным.
- Знаменитый дирижер Рудольф Баршай - ваш дядя. Значит, у вас есть
какие-то музыкальные гены?
- Музыкальные гены... Вполне возможно, что и есть. Он очень талантливый
музыкант и в свое время меня тоже сориентировал в этой области. Это он
порекомендовал мне учиться в хорошем музыкальном хоровом училище и даже
сделал туда звоночек, поскольку евреев они брали не очень охотно. Дядю
уважали, потому что он делал совместные концерты с руководством этого
училища.
- Почему вы считаете, что у вас внутри своя Тора? Она чем-то отличается
от всеобщей Торы?
- Как вам сказать... Тора создана много тысячелетий назад, а жизнь вносит
определенные коррективы. И у человека есть свои взаимоотношения с
Создателем этого мира, взгляд на природу того, как все устроено вокруг
нас. Поэтому я беру то, что ко мне применимо, с чем я согласен. Но
основные принципы Торы - общечеловеческие и наднациональные. Соблюдаю ли
я 10 заповедей? Думаю, что это некорректный вопрос. Есть, например,
заповедь <<не завидуй>>. Но никто ведь не сознается, что он завистлив.
Хотя и зависть тоже бывает разная. Та же белая зависть. Так что, давайте
я не буду сейчас исповедоваться. Я очень точно понимаю, что в этой жизни
все четко сбалансировано. И сколько ты душевной энергии тратишь, столько
и получишь. И зло, сделанное тобой, обязательно вернется. А делаешь
добро, не думая о его компенсации, то и оно вернется если не к тебе, то
к твоим детям.
- А по субботам вы работаете?
- Да, работаю, потому что вечера в пятницу и субботу - это то время,
когда люди хотят идти на концерт. Я не ортодокс, а просто уважительно
отношусь к еврейским проявлениям, к их особенностям. Но при этом я -
светский человек и только в Йом-Кипур <<железно>> всё соблюдаю.
- Вам приходилось сталкиваться с антисемитизмом?
- Как любому еврею. Но меня Бог миловал. Наверное, по жизни я достаточно
симпатичный человек. А говорят, что у каждого антисемита есть один
любимый еврей, и даже когда в 90-х годах был создан еврейский хор, его в
России полюбили сразу и простили ему, что он - еврейский.
- <<Пусть живет Россия дружно, что еще еврею нужно?>> - поете вы. Так-таки
больше и не нужно ничего?
-Да ну, это шутка, это такой кич! Еврею много чего нужно, больше, чем
русскому человеку. Евреи ведь люди очень непоседливые, они не могут
сидеть на одном месте. И редко бывают удовлетворены состоянием текущего
момента. Но в этом и сила нации. Она все время борется, чтобы улучшить
что-то и в мире, и в себе, и в окружающих. Я думаю, что это основа
движения вперед. Еврею бывает не по себе, и он пытается изменить весь
мир вокруг себя.
- Ваша программа называется <<Два часа еврейского счастья>>. А что такое
еврейское счастье?
- Еврейское счастье? Оно - вещь иносказательная. Это короткий отрезок
времени между двумя еврейскими несчастьями. Мне кажется, что сейчас
евреи стали более счастливыми. И в России, и вообще.
- Почему <<музыку советских композиторов>> в большинстве случаев сочиняли
евреи?
- Потому что почти все советские композиторы были евреями. Бог им дал
композиторский дар. Почему им? Потому что композиторы черпают свое
творчество в детстве, там их первооснова. Я еще в 70-х годах слушал
еврейское застолье и такое количество музыки... У Дунаевского, например,
дед был кантором, носителем еврейских традиций. Корни у многих еврейских
композиторов лежат в еврейской духовной музыке. В народной и
религиозной. И мы, кстати, на концерте показываем, как вальс Марка
Фрадкина похож на одну из молитв.
- Как-то вы сказали: <<Я занимаюсь такими богоугодными делами, что не
боюсь предстать перед Всевышним>>. А чего вы боитесь?
- Человек слаб. Он боится болезней, смерти, катаклизмов, других
неприятностей. Хочет, чтобы были здоровы близкие. Мы боимся потерять
вкус к жизни, боимся устать от творчества, растратить талант. Каждый
человек чего-то боится, даже если считает себя суперменом. Все люди -
мелкие букашки в огромном мироздании. Они очень уязвимы. Вот этой
уязвимости человек и боится. А я - тоже человек.
Беседовал Григорий ПРУСЛИН
МОЕ МНЕНИЕ:
По-моему, это очень интересное интервью г-на Турецкого, из которого
внимательному читателю многое становится понятно. Мужской хор Московской
синагоги при поддержке организации Джойнт был изначально задуман для
возрождения еврейской духовной музыки и завевал сердца многих людей
своим высоким уровнем исполнения. Руководитель хора Михаил Турецкий
оказался удачливым бизнесменом и смекнул, что еврейская тема может быть
прибыльной, но только этим много денег не заработать и начал превращать
хор в попсовую машину по зарабатыванию денег, которая не чурается
ничего, что приносит прибыль.Так в репертуаре группы, по словам самого
маэстро, остается лишь 10-15% еврейской музыки, а остальное французский
и итальянский шансон, опера, оперетта, джаз, классика.
Я совершенно не против такой музыки и соглашусь,что исполнители не
лишены таланта, но какое отношение их музыка имеет к культуре еврейского
местечка? Пусть эти мужчины поют ради бога мурку и танцуют канкан на
корпоративных вечеринках, но мне искренне жаль, что этот чисто
коммерческий проект проект ассоциируется у многих людей с еврейской
музыкой.
P.S. Вот еще интересная статья: http://vlad.kp.ru/2007/10/13/doc202131/
hifi.guru <member.php?u=48071>
Серьёзный
http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?p=134957#post134957