arch
Израильские археологи опровергают Тору
http://news.israelinfo.ru/art/19567
22 октября 2006. Израильские археологи Исраэль Финкельштейн и Нейл Ашер
Зильберман считают, что историю древнего Израиля нельзя изучать по священным
текстам.
В своей знаменитой книге <<Библия в раскопках: новый взгляд на древний Израиль
и
происхождение его священных текстов>> они опровергали известную не менее чем
полутора миллиардам жителей Земли историю Исхода из Египта, а в следующем своем
труде Финкельштейн и Зильберман взялись за Книгу Царств.
В книге <<Давид и Соломон: в поисках библейских священных царей и Корни западной
традиции>> археологи пишут о том, что царста Давида и Соломона в том виде, как
оно описано в Торе, никогда не существовало.
Ученые говорят, что ни в коей мере не желают оскорбить чувства верующих или
<<опровергнуть Библию>> -- <<напротив, мы занимаемся своей работой из любви
к ней>>,
сказал корреспонденту Ynet Исраэль Финкельштейн. Однако представление публики
об
истории Израиля не должно столь резко расходиться с данными современной
археологии, уверен он.
По данным археологов, южная область Иудеи была относительно малонаселенной до
VIII века до н.э. -- <<и это помогает нам понять, как Давид мог быть главарем
бандитской шайки в этом районе>>.
<<С другой стороны, археологические раскопки показывают, что Иерусалим времен
Соломона, который обычно представляют столицей <<славной империи>>, был обычной
деревней, маленькой и захолустной, а вовсе не великолепным городом, описанным
в
Торе>>, -- говорит Финкельштейн.
Археологи утверждают, что героические истории Давида и Соломона -- плод
политической конъюнктуры той эпохи, когда, после разрушения Храма, Иудея
наполнилась беженцами из более крупного и славного Израильского царства. Именно
поэтому писание возвеличивает захолустных иудейских царьков и не говорит ни
одного доброго слова о царях Израиля, считают ученые.
Исраэль Финкельштейн верит, что основателем иерусалимской династии действительно
был человек по имени Давид, но ни объединения царств под его рукой, ни его
завоеваний никогда не было. На самом деле Иудея и Израиль всегда были отдельными
царствами, и в конце концов, за несколько столетий, Иудея поглотила Израиль.
При этом археолог не отрицает, что Иудея и Израиль все-таки имели изначально
что-то общее и родственное в культуре, религии и даже истории -- что несколько
противоречит тезису о том, что они <<всегда были двумя отдельными царствами>>.
Кроме того, Финкельштейн признает, что возможности сбора археологической
информации об Иерусалиме и его Храме весьма ограничены хотя бы в силу того
факта, что на Храмовой горе нельзя вести раскопки. Он не видит оснований не
верить в то, что основатель династии построил в Иерусалиме храм -- <<так поступали
все цари древнего Востока>> -- но считает, что первый Храм был очень скромным
сооружением (как его и описывает Тора).
На вопрос корреспондента, могут ли результаты археологических изысканий оказать
какое-то влияние на еврейскую традицию, Финкельштейн ответил отрицательно:
<<Традиция сильнее, чем подобные вещи. Я считаю, что традицию и историю стоит
разделить>>.
Фото: иллюстрация
К этой новости имеется 32 комментария
http://news.israelinfo.ru/art/comments/19567#rules