Артюр Рембо (Rimbaud) родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле, умер — 10 ноября 1891 года в Марселе.
Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Рембо с сарказмом обрушивался на мещанство («Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и др.), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»).
Разочарование в правительстве «национальной измены» вызвало у него в начале 1871 кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Рембо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции — «Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (1871).
В поэзии Рембо развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи т.н. «Зютистского альбома»). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Рембо.
Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символистский период Рембо создал т.н. «Последние стихотворения» (1872) и стихотворения в прозе, т.н. «Озарения» (написаны 1872—73, изд. 1886). Книга «Сквозь ад» (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 в.
Со 2-й половины 70-х гг. 19 в. Рембо отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 в. вокруг наследия Рембо развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтические традиции Рембо были восприняты Г. Аполлинером, П. Элюаром, поэтами Сопротивления.