Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Статистика
0 за неделю
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Видеозапись
В студии: Михаил КОЗАКОВ, известный актер и режиссер
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Михаил КОЗАКОВ
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, художественный руководитель театра "Русская антреприза Михаила Козакова"
Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде. Отец - Козаков Михаил Эммануилович (1897-1954). Мать - Никитина Зоя Александровна (1902-1973). Нынешняя супруга - Ямпольская Анна Исаевна, театральный продюсер. Их общие дети: Михаил (1989 г. рожд.), Зоя (1996 г. рожд.). Дети от предыдущих браков М. Козакова: Екатерина (1957 г. рожд.), Кирилл (1963 г. рожд.), Манана (1969 г. рожд.). Имеет 5 внуков.
Михаил Козаков рос в ленинградской семье. Его отец был известным писателем, мама сотрудничала в издательствах - с двумя перерывами на два ареста и две тюрьмы. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости. Миша был обыкновенным мальчиком, занятым теми же заботами, что и его сверстники. Духовная связь с большими людьми очнулась в нем впоследствии, когда понадобилась опора для зрелого самоопределения.
Биография Михаила Козакова - это яркая честолюбивая жизнь. Он занял совершенно особое, решительно свое место - в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле - в отечественном искусстве в целом. Как актер он последовательно работал в Театре имени В. Маяковского (1956-1959), в "Современнике" (1959-1970), во МХАТе (1971-1972), в Театре на Малой Бронной (1972-1981) и позже, после перерыва, в Ленкоме (1986).
По признанию самого Михаила Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое - Охлопков, Ефремов и Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Охлопков мало репетировал с молодым артистом, но после общения с ним Козаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен. Был самый главный учитель - Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в школе-студии МХАТ, художественным руководителем "Современника", где работал Козаков. Когда впоследствии Козаков уходил из МХАТа в 1971 году, то спросил у О.Н.Ефремова, который возглавлял МХАТ, куда ему идти: обратно в "Современник" или на Малую Бронную? Ефремов ответил: "Хочешь заниматься строительством, возвращайся в "Современник". Хочешь работать с хорошим режиссером, иди в Театр на Малой Бронной". Михаил Козаков ушел к Эфросу на Малую Бронную. С ним работать было непросто, но метод Эфроса обогатил Козакова как актера и режиссера.
Первый из решительных поступков Михаила Козакова - отказ от поступления во МХАТ после школы-студии и приход к "формалисту" Охлопкову. 1956 год был необычайно счастливым годом в жизни Михаила Козакова, летом вышла картина Михаила Ромма "Убийство на улице Данте", где актер сыграл одну из главных ролей, и осенью этого же года - роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле.
Уильям Шекспир в творческой жизни М. Козакова занимает особое место. В 1986 году он играет Полония в панфиловском "Гамлете" в Театре Ленинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов, Тень отца в том же "Гамлете" немецкого режиссера Петера Штайна. Козаков шутит: "В "Гамлете" мне осталось сыграть только череп Йорика". Актер снимался в фильме "Комедия ошибок" У. Шекспира и сыграл роль Шейлока в "Венецианском купце" в Театре имени Моссовета, а сейчас репетирует "Короля Лира".
В 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак ("Сирано де Бержерак" Э. Ростана, режиссер О. Ефремов, 1964), ярко сыгранный им в спектакле театра "Современник"; до этого - Камергер из сказки Е. Шварца "Голый король" - спектакля, который в 1960 году принес театру триумф, а после превратился в легенду; Кисточкин в комедии В. Аксенова "Всегда в продаже" (режиссер О. Ефремов, 1965), яркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого все на продажу.
На сцене "Современника" Михаил Козаков сыграл еще несколько ролей в постановках Галины Волчек: Адуев-старший в "Обыкновенной истории" И. Гончарова (1966, Государственная премия СССР), Джерри Райн в "Двое на качелях" У. Ибсена, Актер в пьесе М. Горького "На дне", а также Николай I в "Декабристах" Л. Зорина (режиссер О. Ефремов), мастер Живко в "Мастерах" Р. Стоянова (болгарский режиссер В. Цанков) и др.
В 1970 году Михаил Козаков уходит из "Современника". Через год после него покинул театр и его основатель - Олег Ефремов. Влекомый доверием и любовью к Ефремову во МХАТ же приходит и Козаков. Там им сыграны Лорд Горинг в "Идеальном муже" О. Уайльда (режиссер В.Я.Станицын), Каплей Гусев в пьесе "Валентин и Валентина" М.Рощина (режиссер О. Ефремов). Во МХАТе Козаков начинает ставить пьесу Леонида Зорина "Медная бабушка", где роль А.С. Пушкина репетировал Р. Быков. Спектакль закрывают, и Козаков уходит в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А. Эфросу. Здесь Михаил Козаков исполнил еще несколько ролей. Дон Жуан ("Дон-Жуан" Ж.-Б. Мольера, 1973), Кочкарев ("Женитьба" Н.В. Гоголя, 1975) и Ракитин ("Месяц в деревне" И.С. Тургенева, 1978) в постановке А. Эфроса оказались в ряду лучших его ролей. Там же, на Малой Бронной, Козаков ставит два спектакля: комедию Л. Зорина "Покровские ворота" и пьесу Ю. О'Нила "Душа поэта".
В кино Михаил Козаков дебютировал, как уже было сказано, в картине Михаила Ромма "Убийство на улице Данте" (роль Шарля Тибо). Дебют оказался не просто удачным, а, можно сказать, по тем временам ошеломительным. На Козакова обрушилась слава. Свидетельство современника: "...были веселые весны. Как-то вечером я, тогда еще студент-медик, фланировал с приятелем по Невскому, настроение было превосходное, беззаботное, мы шли, разглядывая прохожих, витрины... Как вдруг - тревога! Взгляды всех гуляющих, как по команде, устремились вперед, зыбь волнения пробежала по толпе пешеходов: навстречу шло само "Убийство на улице Данте"! Шел сам Михаил Козаков, высокий, черноволосый, красивый, одетый так же, как и его герой в фильме. За ним следовала многочисленная свита... Никогда не забуду его поистине королевский жест, когда, критически оглядев свою свиту, Михаил, зайдя в ближайшую бутербродную и пригласив всех нас, заказал всем по рюмке портвейна". ("Ну, положим, не по рюмке, а по стакану! - ревниво отрецензировал Козаков это воспоминание именитого прозаика, а в ту пору начинающего Василия Аксенова.)
Актер начал активно сниматься в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но даже если бы Михаил Козаков сыграл только одну роль в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975), то уже этим узаконил бы свое имя в кинематографе. В числе его других заметных работ - Педро Зурита в экранизации романа А. Беляева "Человек-амфибия" (1961), Сильвио в пушкинском "Выстреле" (1966), Джек Берден в 3-серийном фильме по роману Роберта Пен Уоррена "Вся королевская рать" (1971). Комедийное дарование артиста наиболее ярко проявилось в фильмах "Соломенная шляпка" Леонида Квинихидзе (1974), "Комедия ошибок" Вадима Гаузнера (1978), водевиль "Лев Гурыч Синичкин" (режиссер А. Белинский, 1974). Из последних его ролей отметим роли в фильмах "Господин оформитель" (режиссер Тепцов), "Мания Жизели" (режиссер А. Учитель), "Лавина" (режиссер И. Соловов). Скоро артист появится на экранах, сыграв режиссера Таирова в фильме Б. Бланка "Смерть Таирова", и в роли Феликса в картине М. Корастышевского по произведению И. Бунина "Смерть корнета Елагина".
Вообще же фильмография актера Козакова огромна. Можно вспомнить трижды сыгранную роль Феликса Дзержинского (Государственная премия РСФСР), "Восемнадцатый год" (1958), "Трудное счастье" (1958), "Золотой эшелон" (1959), "Вдали от Родины" (1960), "Евгения Гранде" (1960), "Последние залпы" (1960), "Балтийское небо" (1960-1961), "Девять дней одного года" (1961), "Суд сумасшедших" (1961), "Строится мост" (1965), "День солнца и дождя" (1967), "Звезды и солдаты" (1967), "Повесть о чекисте" (1969), "Два дня чудес" (1970), "Гроссмейстер" (1972), "Исполняющий обязанности" (1973), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1974), "Иван да Марья" (1975), "Ярослав Домбровский" (1975), "Красавец мужчина" (1978), "И с вами снова я..." (1981), "Синдикат-2" (1981), "Товарищ Иннокентий" (1981), "Шестой" (1981), "Демидовы" (1983), "Кукарача" (1983), "Уникум" (1983), "Герой ее романа" (1984), "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся" (1984), "Воительница" (1986), "Храни меня, мой талисман" (1986), "Дураки умирают по пятницам" (1990) и многие др.
В театре и кино в лучших своих ролях Михаил Козаков раскрылся как артист необычный, абсолютно русский, с извечным стремлением дойти до самой сути, превратить свое существование в поиск его смысла и тем самым обречь и себя, и близких на маету и одиночество, мучительно отделяя зерна от плевел, зло - от добра, грех - от благодеяний...
В 1978 году Михаил Козаков дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм "Безымянная звезда", созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна. Картина, в которой Козаков сыграл также одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, стала несомненной удачей, удачей без снисходительных оговорок и скидок на недостаток опыта. Именно с "Безымянной звезды" начался новый Козаков - режиссер, который явно имеет что сказать, который определил свое место, обозначил свой стиль. После будут - "Покровские ворота" (1982), "Попечители" по А.Н. Островскому (1983), "Маскарад" М. Лермонтова (1985), "Фауст" И.Гете (1986), "И свет во тьме светит" Л.Н. Толстого (1989), "А это случилось в Виши" А. Миллера (1989), "Визит дамы" Ф. Дюрренматта (1989) и мюзикл "Тень, или Может быть, все обойдется" (1991), телевизионная версия спектакля "Возможная встреча" о Генделе и Бахе, "Ужин в четыре руки", за который М. Козаков получил премию Тэфи. Но и прежде были телевизионные постановки, где режиссерский талант подавал о себе явственный знак ("Удар рога" А. Састрэ с О. Далем в главной роли, "Ночь ошибок" (по Голдсмиту) и др.
Культовый телефильм Козакова "Покровские ворота" (1982) по пьесе Леонида Зорина до сих пор пользуется любовью зрителей. "Покровские ворота" - фильм забавный, лирический, элегический, эксцентрический и уж настолько далекий от рода искусства, именуемого сатирой, что удивительно, с каким трудом пробивался фильм на телеэкран и какими словами его приветствовало тогдашнее начальство.
По горячим следам М.Козаков записал часть этих слов, высказанных ему тогдашним телевизионным владыкой С.Г. Лапиным: "Он сам посмотрел фильм и по телефону выговаривал мне в течение получаса: "Такие картины делают только люди, сбежавшие в Тель-Авив или Америку! Вы с Зориным не можете сказать: "Долой красный Кремль!" - и делаете такие картины! Это гадость! Я посмотрел эту мерзость: вы извратили образ фронтовика!" (Имелся в виду милейший Савва в исполнении Вити Борцова.) Это все ужасающая пошлость..."
Когда телебосс грозно льстил Козакову, сравнивая с "каким-то Зощенко", очевидно его зацепили, скажем, такие фразы-репризы, за судьбу которых опасались авторы фильма, - вроде: "Боритесь за права мужчины... и человека". Или сентенция: "Осчастливить против желания нельзя. Это я вам говорю как историк". Парадокс, но чем упорней фильм Козакова смешит и насмешничает, тем серьезней и, больше того, грустней предстает перед зрителем мир его персонажей. Виктор Борцов, Елена Коренева, Софья Пилявская, Инна Ульянова, Игорь Дмитриев, Татьяна Догилева, Елизавета Никищихина, Марина Дюжева, Леонид Броневой и конечно, в первую очередь, Олег Меньшиков - все исполнители, играя каждый свое, умной и грустной волею режиссера сыграли, изобразили целое, а именно общество простаков, каковые по этой самой причине очень милы, но которых - по ней же - нешуточно жалко. Именно простодушие увидал режиссер Козаков в эпохе конца 1950-х, в ее людях, которые разве не были простодушны в своих "оттепельных" надеждах?
В годы перестройки Михаил Козаков уехал из России. Думалось, что навсегда, но... Успешно реализовавшись в Тель-авивском Государственном камерном театре как актер и режиссер (роль Тригорина в чеховской "Чайке" на иврите, постановка и игра в "Любовнике" Гарольда Пинтера на иврите и др.), Михаил Михайлович предпочел вернуться в Москву, а за границу просто ездить. "У меня нет ни капли сожаления, ни в том, что я был в Израиле, прожил в этой стране четыре с половиной года, ни в том, что вернулся на родину. Больше уезжать не хотелось бы. Я всегда хотел жить только в России и очень надеюсь дожить здесь до конца своих дней. Даже живя в Тель-Авиве, я просил в случае смерти отправить меня в Россию. Хочу быть похоронен в могиле отца, на московском Введенском кладбище". В данный момент его антрепризный театр в большей степени выступает на арендованных московских сценах. Для участия в постановках приглашаются известнейшие российские актеры.
Сегодня Михаил Козаков - художественный руководитель и актер своего театра - "Русская антреприза Михаила Козакова", который не имея своего здания, вынужден много ездить на гастроли: от Владивостока до Нью-Йорка. Из театральных работ его антрепризы последних лет можно выделить спектакли: "Цветок смеющийся" Н. Коуарда (1997) и "Играем Стринберг-блюз" Ф. Дюрренматта (2000).
Многогранность таланта Михаила Козакова ярко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от А. Пушкина до И. Бродского. Козаков читает поэзию на эстраде, на радио, на телеэкране, записывает диски. В 1999 году артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. Бродского "Концерт для голоса и саксофона".
В 1997 году вышла "Актерская книга" М.М.Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.
Михаил Козаков - христианин, он принял святое крещение еще в 16 лет в Ленинграде. Ныне в свои 67 лет он не прекращает работу и насколько это возможно оптимистично смотрит в завтрашний день.
Живет и работает в Москве.
А. МАКСИМОВ: По-моему, я в первый раз беседую с артистом, который репетирует "Короля Лира". Почему Вы думаете, что эта история сегодня нужна?
М. КОЗАКОВ: Эта история и про отца, и про дочерей. Это и история про постижение истины, если такая существует. Постижение мира, себя в мире. Потом эта пьеса абсолютно всегда вне времени, она принадлежит всем временам. Я думаю, что есть только две пьесы, две самых величайших пьесы - "Гамлет" и "Лир". Правда, "Лир" много труднее.
А. МАКСИМОВ: Почему?
М. КОЗАКОВ: "Гамлет", с моей точки зрения, пьеса, которую трудно даже провалить. Там очень крепкая фабула, она очень хорошо сделана. А "Лир" провалить очень просто. Именно потому, что это соборное сочинение. Там есть темы и Ветхого завета, и Нового завета. Репетировать эту роль чрезвычайно интересно, и я увлечен и поглощен.
А. МАКСИМОВ: А Вы сами ощущаете движение к истине?
М. КОЗАКОВ: В 82-м году я попал в автокатастрофу. Мы должны были разбиться, сильный лобовой удар. Я не был за рулем. И Булат Александрович знал, что я попал в больницу, что учился ходить, и так далее. И я говорю: "Ну, как мы не разбились?" Он сказал: "Значит, ты не достиг истины".
А. МАКСИМОВ: Неужели человек умирает, только достигнув истины?
М. КОЗАКОВ: По-разному. Но дело в том, что "Лир" от невероятной гордыни, человек, абсолютно обличенный властью. Абсолютная власть развращает абсолютно. И при том, что человек неплохой, глубокий человек, добрый даже при всей жесткости, нетерпимости, он через страдания приходит к молитве в середине пьесы. Первый раз молится. Приходит к величайшему смирению. И когда он достигает истины, тут и приходит конец.
А. МАКСИМОВ: Когда премьера?
М. КОЗАКОВ: С Божьей помощью, 26 апреля в театре "Моссовета".
Звонок: Как проявить себя? Как попасть на большую сцену?
М. КОЗАКОВ: Это очень сложный вопрос. Я отвечу Вам цитатой из письма Блока к Гиппиус: "Все, что человек хочет, непременно сбудется. А если не сбудется, то и желания не было. А если сбудется не то, разочарование только кажущееся. Сбылось именно то".
А. МАКСИМОВ: Сейчас заявлено о том, что будет сниматься ремейк фильма "Человек-амфибия". Как Вы к этому относитесь?
М. КОЗАКОВ: Пускай снимают.
А. МАКСИМОВ: То есть вам все равно?
М. КОЗАКОВ: Абсолютно.
А. МАКСИМОВ: А Вы сами как кинорежиссер продолжаете работать?
М. КОЗАКОВ: Я снял фильм по мотивам комедии Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского". Музыкальный фильм, только не с музыкой Колкера, а с новой музыкой молодого композитора Александра Шевцова. Он написал и тексты песен, правда, там и стихи Тютчева. И пять месяцев назад эту картину купил Первый канал, что лестно. И пять месяцев картина не выходит в эфир. Почему? Не знаю. Когда было при Лапине, было понятно, когда картину не выпускали. Здесь картина музыкальная, веселая и грустная. И играют замечательные актеры и Михаил Ефремов, и Анатолий Равикович, Ольга Остроумова, Виктор Борцов, Александр Самойленко, Игорь Верник. И многие другие. И клипы музыкальные в картине. Почему не выпускают, для меня это загадка.
А. МАКСИМОВ: Вам это не объясняют?
М. КОЗАКОВ: А кто мне будет объяснять? Мне не к кому даже обращаться. Я позвонил Александру Михайловичу Любимову, спросил. "Выпустим, выпустим, что Вы волнуетесь".
А. МАКСИМОВ: А что-то еще снимать не собираетесь?
М. КОЗАКОВ: Собираюсь. Для канала "Культура" фильм по пьесе Леонида Зорина "Медная бабушка". Об одном годе жизни Александра Сергеевича Пушкина. Я занимался этой пьесой когда-то в художественном театре с Роланом Быковым, потом эту версию закрыли. И я ушел из МХАТа. И сейчас возвращаюсь к этой пьесе, написал сценарий и надеюсь летом снимать фильм.
Звонок: Когда Вы решили вернуться сюда, в Москву, то там, о каком уголке, кусочке Москвы Вы тосковали больше всего?
М. КОЗАКОВ: Я не знаю об уголке. Очень люблю Москву, люблю мой родной город Питер. Два самых моих любимых города на свете. Впрочем, это не исключает моего сентимента по отношению к Израилю, моей благодарности за многое хорошее, что там произошло. И я очень люблю Москву, свою Ордынку, где живу. И свою квартиру. Очень люблю Переделкино, Комарово под Ленинградом.
А. МАКСИМОВ: Многие люди, старея, стремятся выглядеть моложе и как-то суетятся. Не очень достойно. Когда я смотрю на Вас, мне кажется, Вы чрезвычайно достойно живете, стареете. Благодаря чему? Перед эфиром Вы сказали, что не хотите играть людей моложе, чем Вы. Но у актера же есть потрясающая возможность остаться молодым.
М. КОЗАКОВ: Не знаю. До последнего времени в антрепризе я играл две комедии: "Цветок смеющийся" и "Невероятный сеанс". Но и тому и другому не может быть более 60-ти лет. А мне будет 69 лет.
А. МАКСИМОВ: Но Вы не выглядите на столько?
М. КОЗАКОВ: Это неважно.
А. МАКСИМОВ: А не хочется на два часа стать моложе?
М. КОЗАКОВ: Я могу стать моложе, молодею, когда читаю стихи. Могу себе позволить читать любовную лирику.
А. МАКСИМОВ: А в старости есть что-то хорошее?
М. КОЗАКОВ: Гете сказал, что старость - это лучшее время человеческой жизни. На что мне Мариенгоф Анатолий Борисович - соавтор моего отца, замечательный человек, литератор, поэт, дивный мемуарист (для меня он был дядя Толя), сказал: "Мишка, вот Гете сказал, что старость - это лучшее время человеческой жизни. Ерунда. Старость - такая гнусная вещь". Не знаю. В старости есть какие-то успокаивающие моменты, в чем-то понимаешь. Если у тебя есть дети, внуки, в этом тоже есть радость. Герберова сказала, что "ум человека можно выстраивать до конца жизни". И на самом деле. Я еще не перестаю удивляться, восхищаться чем-то вокруг себя. И это тоже дает возможность через восприятие строить свой ум, если таковой, положим, есть.
Звонок: Какую первую роль Вы сыграли в театре?
Звонок: Я слышал, какое-то время назад вам предлагалась очень интересная роль исторического персонажа, который мне очень симпатичен - кардинала Ришелье. По какой-то причине Вы эту роль не сыграли. Вам интересны роли ярких исторических личностей? И нет ли планов сыграть нечто подобное?
М. КОЗАКОВ: Не важно историческая ли личность или совершенно сочиненная роль. Роли бывают хорошие и плохие. Может быть, историческая роль плохо написана, и за нее будет вдвойне стыдно. Что касается кардинала, то мне не предлагалось играть кардинала. В театре первую роль я сыграл: эпизод, когда я еще был студентом школы-МХАТа. Спектакль "Лермонтов" по пьесе Лавренева, я сыграл эпизодик. Это было мое первое появление на профессиональной сцене. Нет, вру. Школьником в Ленинграде я работал недолго в массовках в БДТ. Еще до Товстоногова.
А. МАКСИМОВ: Как-то изменился за век человек?
М. КОЗАКОВ: Я не берусь на это отвечать. Все меняется. Кто-то сказал, что поколение делится не по горизонтали, а по вертикали. За каждым порядочным человеком идет порядочный, за каждым подлецом - подлец. Конечно, есть перемены довольно трудно мной воспринимаемые, в моем возрасте. И это во всем мире, не только у нас. А есть замечательные вещи, которые я наблюдаю. Например, мой сын знает английский в 13 лет. А наше поколение, допустим, редкие люди знали. А сегодня многие знают хорошо языки.
Звонок: Как сложилась творческая судьба Вашего сына?
М. КОЗАКОВ: У меня так много детей, что можно запутаться. Это Кирилл. Он актер, но он сейчас занялся и параллельной деятельностью, участвует в кинопроизводстве. Очень увлечен этим. Что не исключает того, что может сниматься и как актер.
А. МАКСИМОВ: Ваш театр "Русская антреприза" продолжает существовать?
М. КОЗАКОВ: Да. Моя жена Аня Козакова, она продюсер антрепризы. Выпускает спектакли. Я подался в Моссовет, играю там Шейлока, репетирую "Лира". А Аня сделала за последнее время несколько спектаклей. Сейчас как продюсер готовит два спектакля.
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||