Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Ночной полет", интервью, 12.03.03, 0:25
Видеозапись

В студии: Елена ПРОКЛОВА, актриса театра и кино
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Елена ПРОКЛОВА
Родилась 2 сентября 1953 в Москве. Окончила Школу-студию МХАТ (1973).
С 1973 - актриса МХАТ (в настоящее время работает по договорам).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу" за 1976 год.
Заслуженная артистка РСФСР (1985).

Снималась в фильмах:
Звонят, откройте дверь (1965)
Снежная королева (1966)
Переходный возраст (1968)
Встречи (1968) ГДР
Гори, гори, моя звезда (1969)
Единственная (1975)
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1976)
Ключ без права передачи (1976)
Сентиментальный роман (1976)
Собственное мнение (1976)
Мимино (1977)
Капитанская дочка (1977)
Смятение чувств (1977)
Собака на сене (1977)
Ищи ветра... (1978)
Голубка (1978)
Верой и правдой (1979)
Инспектор Гулл (1979)
Что можно Кузенкову? (1980)
Какие наши годы! (1980)
Будьте моим мужем (1981)
Вот опять окно... (1982)
Мы жили по соседству (1982)
Из жизни начальника уголовного розыска (1983)
Будь счастлива, Юлия! (1983)
Поздняя любовь (1983)
Первая Конная (1983)
Грядущему веку (1985)
Запомните меня такой (1987)
Женщины, которым повезло (1989)
Идеальное преступление (1989)
А спать с чужой женой хорошо!? (1992)
Досье детектива Дубровского (1999)

Изданы книги:
Проклова Е.И., В роли себя самой. Цикл "О времени и о себе". - М.: Алгоритм, 1999.


А. МАКСИМОВ: Когда Вы решили уйти из профессии, и восемь лет нигде не играли и не снимались, это было вызвано тем, что Вам надоела эта профессия или тем, что Вы так захотели жить личной жизнью, что на это все наплевали?

Е. ПРОКЛОВА: Как у всякой женщины, у меня очень сильно развита интуиция. И чуть пораньше многих почувствовала, что наступает время, когда не до театра. Я это ощутила на себе. Ко мне внимание всегда было очень пристальным, активным со стороны режиссеров, зрителей. И вдруг я почувствовала, что бы я ни делала, как бы я ни старалась, люди заняты совершенно другим. Думаю, это коснулось не только меня, а и очень многих актеров, очень многих театров. И было просто не до игр.

А. МАКСИМОВ: Вам кажется, что театр не может помочь людям?

Е. ПРОКЛОВА: Наверное, но не всегда. Мне кажется, это иллюзия, когда человеку нечего есть, его может спасти искусство.

А. МАКСИМОВ: Театр - это же такой наркотик. У Вас не было ломки? Вам не снилась сцена?

Е. ПРОКЛОВА: Думаю, что наркотики существуют разные. И то, что для других является наркотиком, для меня было просто молоком моей матери. Для меня театр и актерство - это то, к чему я привыкла с детства.

А. МАКСИМОВ: А как отказаться от этого?

Е. ПРОКЛОВА: Для меня наркотиком стало несколько другое ощущение. Ощущение свободы выбора, которым я никогда не обладала. Я стала актрисой, потому что так пошло. Я снималась с детства, к пятнадцати годам я была уже известной актрисой, я объездила полмира, получила много премий. И глупо было бы выбирать какую-то другую профессию. И когда пришел нормальный возраст, при котором можно немножко посмотреть на себя со стороны, я вдруг поняла, что я как защуренная лошадь шла по тому кругу, который за меня наметили другие.

А. МАКСИМОВ: А не было боязни, что жизнь будет проходить мимо?

Е. ПРОКЛОВА: Наоборот. Мне к тому моменту казалось, что я сама искусственно ее от себя гоню. Я живу в привычном мире, где все уже стабильно, известно. Но это был тот эскалатор, который двигался наверх, а я шла вниз. Я стояла на месте.

Звонок: Кто у Вас сейчас главный человек в жизни?

Е. ПРОКЛОВА: Я в этом смысле очень счастливый человек, у меня много важных людей в жизни. И огромное количество друзей, и родственников. Наверное, на сегодняшний день, это моя младшая дочь Полина.

А. МАКСИМОВ: Почему? Я думал, Вы скажете - муж.

Е. ПРОКЛОВА: Муж - это моя часть, моя вторая половина, это даже не обсуждается. Но тот человек, которому я могу быть нужна, и что-то дать, я за свою жизнь научилась ценить этот момент, когда ты кому-то что-то должен. Мне кажется, несчастны те люди, которые никому ничего не должны. И я очень сильно ощущаю, что я ей должна. Должна ее научить чему-то, должна быть с ней рядом, должна помочь ей в этом мире найти свое место. И я живу этим.

А. МАКСИМОВ: Вы вернулись в театр, в антрепризу. Вы специально выбрали это?

Е. ПРОКЛОВА: Те предложения, которые поступали от государственных театров, они были совершенно неправомочны ни по тому, как я ощущаю себя на сегодняшний день, то есть я не в состоянии работать впустую, чем часто занимаются театры. Более того, я достаточно оцениваю материально свой труд, и не могу себе позволить опустить меня на тот уровень, к которому я не принадлежу. И в данной ситуации есть возможность выбрать хорошую роль, которая мне нравится, режиссера, с которым мне интересно работать, партнеров, которые являются моими друзьями на данный период. И получать те деньги, которые я считаю нужным, на данный момент дает только антреприза.

А. МАКСИМОВ: Я не раз слышал такую точку зрения: если речь заходит о деньгах, то это не искусство.

Е. ПРОКЛОВА: Это было бы счастьем, чтобы мои родители имели бы такой достаток, чтобы смогли распространить этот достаток и на мою жизнь, чтобы мне не приходилось заботиться ни о доме, ни о еде, ни об одежде, и тогда, наверное, я была бы счастлива.

А. МАКСИМОВ: То есть Вы не можете себе позволить работать ради удовольствия?

Е. ПРОКЛОВА: Нет, я могу себе это позволить, но пока таких предложений не поступало. У меня уже есть та часть, которая позволяет зарабатывать мне на жизнь, и у меня еще осталось свободное время просто удовольствию работы.

Звонок: Хотелось бы узнать Ваш рецепт маринованных огурцов?

Е. ПРОКЛОВА: Это делается очень легко. Во-первых, эти огурцы надо вырастить на своем огороде, потому что все покупные - невкусные. Берете эти замечательные огурчики, бросаете в них специи, которые Вам нравятся, и заливаете холодной водой, в которой разведена крупная соль. И через три дня закрываете их крышечкой полиэтиленовой, ни в коем случае не закатываете. Все.

А. МАКСИМОВ: Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, в чем главное Ваше предназначение в жизни?

Е. ПРОКЛОВА: Я это вопрос задавала себе на протяжении нескольких десятков лет. И, слава богу, дожила до того возраста, когда поняла, что это самый глупый вопрос, который можно задавать себе всю жизнь. Потому что это, так скажем, не моего ума дело определять, зачем я живу. Мое дело стараться жить честно, искать интересы и помогать.

А. МАКСИМОВ: Когда Вы бросаете профессию, Вы же не можете не задумываться о своем предназначении?

Е. ПРОКЛОВА: Я научилась жить каждый день. И стараюсь этот каждый день прожить с пользой для близких людей, с интересом для себя, не подчиняясь особенно чужой и неприятной воле.

А. МАКСИМОВ: А радость в жизни в чем для Вас?

Е. ПРОКЛОВА: Встает солнце, я проживаю целый день, тысячу приятных забот. Я не успеваю за день сделать все то, что мне хочется. Порисовать, почитать, вырастить какой-то новый цветок, о чем-то поговорить с дочерью, куда-то поехать, подольше побыть с любимым мужем. Я не успеваю, поэтому я с радостью ожидаю новый день.

А. МАКСИМОВ: А печаль жизни в чем?

Е. ПРОКЛОВА: А я не печалюсь.

А. МАКСИМОВ: Это же не нормально.

Е. ПРОКЛОВА: В моей жизни тоже бывает много неприятного и даже иногда горя, но я думаю, что это не печаль, это радость. Просто это другая сторона жизни.

А. МАКСИМОВ: То есть Вы такой абсолютно счастливый человек?

Е. ПРОКЛОВА: Пока да.

Звонок: Какие у Вас любимые места в Москве? И как Вы прививаете любовь к Москве своей дочери?

Е. ПРОКЛОВА: На сегодняшний день я не могу сказать, что я с особым усердием прививаю любовь Полины к Москве. Я пока что стараюсь привить ей любовь к природе. И для меня это важнее всего. Я не очень люблю город, мне в нем тесно, я не очень люблю маленькие пространства, дома. И если мы едем в Москву, в основном, это в Ботанический сад. Мы очень любим там гулять, покупать какие-то растения. Мы любим бывать в больших магазинах, чтобы за один день купить все то, что нужно на ближайший месяц, и больше в город не появляться. А в основном я Полине прививаю любовь к своему дому.

А. МАКСИМОВ: Как нужно жить со своим ребенком, чтобы стать с ним товарищем?

Е. ПРОКЛОВА: Мне кажется, что если это цель, то это труднодостижимо. Надо просто быть его товарищем. Наверное, помнить себя в этом возрасте. Я себя помню ужасно хорошо, моя судьба позволила наблюдать, следить за собой в этом возрасте. И я стараюсь быть ее другом.

А. МАКСИМОВ: А воспитывать же надо? То не делать, это не делать… Не бегай, не прыгай…

Е. ПРОКЛОВА: Как не бегай?! Я лучше с ней сама пробегусь.

А. МАКСИМОВ: А замечания делаете?

Е. ПРОКЛОВА: Да. Но я всегда делаю замечания, объясняя, почему я их делаю. Но это все неважно. Я не устаю делать замечания, мне кажется, это очень важно. Вернее не замечания, а давать ей советы.

Звонок: А что Вы цените в женщинах?

Е. ПРОКЛОВА: Я очень люблю женщин, во-первых, красивых. И красивых не обязательно от природы, а просто красивых женщин в силу старания ими быть. Я очень люблю, когда женщины следят за собой, когда они стараются своим видом, своим поведением порадовать мужчин, которые рядом с ним находятся. Я считаю, главное предназначение женщины, быть с любимым человеком, ради которого мог бы совершать безумные поступки, вершить великие дела. Я очень люблю женщин-муз.

А. МАКСИМОВ: Вы что-то благодаря этой жизни в деревне, на природе, что-то открыли в себе?

Е. ПРОКЛОВА: Да. Я раньше впадала в такую "городскую болезнь" - хандру. Когда я вдруг понимала, что все, что я делаю, все не то, что новое я не знаю, это все не интересно, никому не нужно. Такая совершенная апатия. Обычно впадала к концу зимы, началу весны. И только переехав за город, я научилась делать сумасшедшие вещи, научилась у самых масеньких травинок каждую весну рождаться. Я могу, испытав любой стресс, вспомнить этот росток, который я вижу, который из-под снега распускается, он жив. Меня учит природа, меня учит земля. Я впервые поняла, что такое земля-мать. Она действительно родит все, каждый год, не уставая.

А. МАКСИМОВ: А мы, которые живут на асфальте, дайте совет, что сделать, чтобы каждую весну рождаться?

Е. ПРОКЛОВА: Завести огромное количество цветов в доме. И ухаживать за ними, и любить их, и общаться с ними.

А. МАКСИМОВ: А как общаться с цветами?

Е. ПРОКЛОВА: Например, я с ними разговариваю, я их ругаю, если они плохо цветут или сбрасывают листья.

А. МАКСИМОВ: Действует?

Е. ПРОКЛОВА: Да, конечно. А Вы знаете, что цветы чувствуют боль, они чувствуют, если хозяин куда-то уехал. Они могут даже умереть. И это доказано наукой.

Звонок: У каждой женщины бывают свои тяжелые периоды в жизни. Кто был основной опорой, кому Вы благодарны?

Е. ПРОКЛОВА: Есть такое выражение, что жизнь учит. При том, что у меня очень много близки людей, которым я благодарна за многое в этой жизни, я считаю, что человек все равно должен опираться только на себя. Не потому, что рядом нет того, на кого можно сбросить свою боль, свою проблему, просто, это помогает жить дальше, когда ты сам выстоял, сам себе помог. И никому не обязан за это. Я очень боюсь быть обузой даже близким людям. Мне кажется, в этом есть даже какая-то своя гордость, когда ты свои проблемы преодолеваешь сам.

А. МАКСИМОВ: А что же делать мужчинам? Мне кажется, для мужчины огромное удовольствие помогать женщинам решать их проблемы. Мы тогда зачем?

Е. ПРОКЛОВА: Вы - за всем! Без вас просто бессмысленно все. Наша красота, желание что-то делать… Для кого мы рожаем детей?

А. МАКСИМОВ: А проблемы?

Е. ПРОКЛОВА: Мне кажется, это скорее теория, чем практика. И если в каких-то серьезных и глобальных проблемах стоит проблема в доме, то ее обычно решают вдвоем. И очень часто мужчина, наоборот, в проблемной ситуации становится более мягким, более понятливым и говорит: "Как я тебе благодарен, что ты поддержала меня в такую трудную минуту". И только какие-то мелочи мужчинам приятно выполнять, и то далеко не всем.

А. МАКСИМОВ: Я знаю, что Вы трижды были замужем. А куда девается любовь?

Е. ПРОКЛОВА: Это, смотря, что любовью назвать. Интерес друг к другу.

А. МАКСИМОВ: Замуж выходят по любви?

Е. ПРОКЛОВА: По-разному. Я выходила по влюбленности.

А. МАКСИМОВ: А чего так?

Е. ПРОКЛОВА: А глупая. Я первый раз вышла замуж в 17 лет. И на сегодняшний день я понимаю, что мой муж был просто идеальный муж, который обожал дом, хотел много детей, умный невероятно, домашний, семейный. А мне хотелось просто сшить подвенечное платье, и с подружкой, которая выходила за моего брата, пойти в ЗАГС. Какой тут ум? Я думаю, что это просто дурость совершенная. И более того, безответственность, потому что человек ко мне серьезно относился. Я вообще очень заботливая жена. Но когда встал вопрос: работа или дом, у меня не стало вопросов. Я думаю, что если бы была любовь, я бы все-таки выбрала любовь.

А. МАКСИМОВ: А сейчас, когда встал вопрос: работа или дом?

Е. ПРОКЛОВА: А сейчас не стало вопроса. Это было решение не супруга, чтобы я ушла с работы. Это было мое желание попробовать такую жизнь.

А. МАКСИМОВ: Он обрадовался?

Е. ПРОКЛОВА: А какой бы мужчина не обрадовался? То жена куда-то уезжает постоянно со всякими неизвестными артистами, репетирует. То ли жена сидит дома и готовит блинчики.

А. МАКСИМОВ: Как при такой ситуации не стать скучной, когда сидишь дома и готовишь блинчики?

Е. ПРОКЛОВА: Пойти на работу. Вообще надо свою жизнь менять.

А. МАКСИМОВ: А Вы вернулись на работу, не советовались с мужем?

Е. ПРОКЛОВА: Для вида, наверное, советовалась. Но в такой форме, что ему вроде бы и отказать было неудобно. Надо быть очень хитрой в семье.

А. МАКСИМОВ: То есть Вы абсолютно самостоятельный человек?

Е. ПРОКЛОВА: Да.

А. МАКСИМОВ: А фраза: сила женщины в ее слабости, неправильная?

Е. ПРОКЛОВА: А играть надо слабость, я же артистка.

А. МАКСИМОВ: Зачем?

Е. ПРОКЛОВА: Мужчинам это приятно, а им надо делать приятно.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное