Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Ночной полет", интервью, 25.03.03, 0:25
Видеозапись

В студии: Тамара СИНЯВСКАЯ, известная оперная певица, народная артистка Азербайджана
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Тамара СИНЯВСКАЯ
Родилась 6 июля 1943 года в Москве. С детства увлекалась спортом и музыкой.
С 10 лет пела в хоре Ансамбля песни и пляски.
В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории и стала солисткой Большого театра.
В 1968 году была удостоена Гран-при международного конкурса вокалистов в Вервье (Бельгия) и I премии международного конкурса певцов в Софии.
В 1970 году окончила ГИТИС по классу пения Д.Б.Белявской и завоевала I премию на IV Международном конкурсе им. Чайковского.
В 1973-74 гг. стажировалась в миланской "Ла Скала".
С Муслимом Магомаевым судьба сводила не раз, но решающей стала их встреча в Баку, на декаде русского искусства, в 1972 году.
В 1974 году они поженились. С тех пор - на концертной сцене и в жизни - они вместе. Их дом невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин и... серебристого пуделя Чарли, общего любимца, который очень скучает, когда его хозяева уезжают на гастроли.
Лауреат первых премий Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968 г.) и Международного конкурса музыкантов - исполнителей имени П.И.Чайковского (1970 г.). Обладательница Гран при Международного конкурса вокалистов в Вервье (1969 г.).
Народная артистка СССР.
В репертуаре певицы: Ольга ("Евгений Онегин"), Любава ("Садко"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Любаша ("Царская невеста"), Лаура ("Каменный гость"), Азучена ("Трубадур"), Кармен ("Кармен"), Ульрика("Бал-маскарад"), Марфа ("Хованщина"), Морена ("Млада"), Бланш ("Игрок"), Ваня ("Иван Сусанин"), Полина ("Пиковая дама"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Фроська ("Семен Котко") и другие.
Имеет большой концертный репертуар, много гастролирует по стране и за рубежом. Выступает в концертах со своим мужем М.Магомаевым. Пела на многих сценах мира.

А. МАКСИМОВ: У Вас недавно вышел только первый диск. Я думал их уже сотни. А почему только первый?

Т. СИНЯВСКАЯ: Я вообще не большая любительница записывать. Но жизнь подстегивала, и, в общем-то, у меня получилась большая коллекция. Сейчас проблема только в том, чтобы все это собрать, и сделать диски. На пластинках было много.

А. МАКСИМОВ: Тут написано "Тамара Синявская. Проект Муслима Магомаева". Почему?

Т. СИНЯВСКАЯ: Это была его идея, его труд как дизайнера, как редактора, как человека-музыканта. И это его проект.

А. МАКСИМОВ: Постоянно проскальзывает и в интервью, и в книгах, что вы с мужем постоянно ругались. А в чем тайна, что прожили вместе не просто так долго, но еще и так сильно любите друг друга?

Т. СИНЯВСКАЯ: Я не знаю, мне кажется, мы только начинаем жить. Это действительно похоже на итальянскую семью, которая реагирует на интонацию, на слово. И начинается выяснение происхождения этого слова. Вот на этом строятся так называемые столкновения. Но не по большому счету.

А. МАКСИМОВ: Есть что-то главное, на чем строится ваша семья так много лет? Что фундамент?

Т. СИНЯВСКАЯ: Любовь.

А. МАКСИМОВ: Как получилось так, что Вы столько лет живете в искусстве совершенно несуетно? Это Ваша позиция или просто Вам так удобно?

Т. СИНЯВСКАЯ: Насчет удобства, я отвергаю сразу. Я просто никогда так не думала. Мне неудобно этим заниматься, мне дискомфортно, мне кажется это некрасиво, когда человек сам себя рекламирует. Сколько раз мы вместе с Муслимом выезжали на гастроли, и по одиночке. И каждый раз думала, вот возьму сейчас пачку фотографий, которые у меня бесконечно спрашивают. И когда беру, никто назло не спрашивает. Воспитание не позволяет.

А. МАКСИМОВ: Вам кажется, что человек искусства вообще не должен заниматься, что называется раскруткой сам?

Т. СИНЯВСКАЯ: Нет.

А. МАКСИМОВ: А как же тогда быть? Вот молодым?

Т. СИНЯВСКАЯ: Головой я все понимаю, что сейчас необходима и раскрутка и менеджеры, и деньги. Я просто, наверное, жила в другое время. И при том, что мне было очень мало лет, я начала с Большого театра. И самое трудное не попасть туда, а удержаться. И не только. Там нужно занять свое место, и прочно его держать.

А. МАКСИМОВ: Для этого нужно только быть талантливой певицей, хорошо работать? Или что-то еще?

Т. СИНЯВСКАЯ: Конечно, самое главное надо быть одаренным человеком: и голосом, и драматическим талантом, и умом, и работоспособностью. А остальное все суета.

А. МАКСИМОВ: А интриги?

Т. СИНЯВСКАЯ: Это меня не касалось никогда. Слава богу, я смогла прожить в театре, боюсь сказать, сколько лет, я никогда не касалась интриг. Если подписывались против кого-то, меня там не было. Если "за", я была в первых рядах, то есть помочь человеку.

А. МАКСИМОВ: И можно не интриговать, а получать роли просто за талант?

Т. СИНЯВСКАЯ: Можно.

А. МАКСИМОВ: А зачем тогда многие интригуют?

Т. СИНЯВСКАЯ: От ущербности.

А. МАКСИМОВ: Если бы Вы жили в искусстве более суетной жизнью, Вы бы добились большего или нет?

Т. СИНЯВСКАЯ: Люди, окружающие меня, все время меня чуточку подкручивали, мол, должна туда пойти, должна больше работать, проявляться. Но не смогли сбить. Думаю, это заслуга моей мамы, которая с самого начала отбила у меня охоту выставляться напоказ. И она вообще была очень не довольна, что я поступила в Большой театр. Ей хотелось, чтобы я прошла все этапы пути для того, чтобы стать настоящей оперной певицей.

А. МАКСИМОВ: Ваша мама была кем?

Т. СИНЯВСКАЯ: Простая женщина, служащая, которая всю свою жизнь посвятила мне.

А. МАКСИМОВ: Дочка простой служащей поступает в Большой театр, и мама недовольна?

Т. СИНЯВСКАЯ: Именно потому, что она была простой женщиной, она не могла понять, что профессия певицы может дать человеку комфортное существование на всю жизнь. Она как всякий простой человек говорила, что это не профессия, голос может отказать в любой момент.

А. МАКСИМОВ: Вы помните, что сказала Вам мама, когда в первый раз увидела Вас на сцене Большого театра?

Т. СИНЯВСКАЯ: Она меня не узнала. У меня первая роль была крестьянки в опере Моцарта "Свадьба Фигаро". Мы вдвоем вышли с Кларочкой и пели дуэтом что-то такое. Я ей долго рассказывала, когда я буду выходить. Она сказала потом: "Какой хороший спектакль. А ты-то когда, в следующем спектакле будешь?"

А. МАКСИМОВ: А мама Вами гордилась?

Т. СИНЯВСКАЯ: Может быть, она гордилась внутренне, но никогда не давала повода думать, что она гордиться мной. Она недовольна была тем, что не закончила консерваторию, я же после училища попала в Большой театр. Вот в чем заключалось ее нервозное состояние.

А. МАКСИМОВ: Возвращусь к Вашему мужу. В книге я прочел, что когда вы друг другу понравились, Вы уехали на стажировку в Италию на полгода, и полгода не встречались. Как Вы прожили полгода, расставшись с человеком, который Вам нравился?

Т. СИНЯВСКАЯ: Очень сложно было, потому что к тому же я была замужем. Я помню, когда нашу группу отправляли в Италию, и предупреждали нас, чтобы там вели все себя прилично в смысле романов. Потому что, как правило, уезжая в Италию, женщина, отрываясь от семьи на полгода, потом почему-то расстаются со своими мужьями. У меня был немножко другой случай. Я уезжала в Италию, и в этот момент я уже была в плену. И никакие итальянские романы мне не грозили. Было очень тяжело с ним расстаться, но я практически не чувствовала этого расставания. Потому что практически каждый вечер у меня раздавался звонок, и мы по полтора часа беседовали. А то и слушали музыку.

А. МАКСИМОВ: Магомаев был невероятно популярен, вы даже не могли расписаться тихо, потому что стояла толпа около ЗАГСа. У Вас не было такого элементарного женского страха, что Вы выходите замуж за суперзвезду, за которой бегают толпы поклонниц?

Т. СИНЯВСКАЯ: Я никогда не думала об этом. Я сама восхищалась им, и до сих пор им восхищаюсь, потому что он действительно и прекрасный певец, и прекрасный человек, и прекрасный музыкант. Немножко было дискомфортно, потому что девчонки совсем уж раздирали его. Но я не чувствовала себя ущербной, потому что у меня своя карьера параллельно развивалась. Когда мы с ним познакомились, я уже была шесть лет как в театре. Если бы я была просто его поклонницей, конечно, я бы очень боялась соревноваться с теми красивыми женщинами, которые заваливали цветами, письмами, книжками, конфетами, игрушками. А я была его супругой. И есть.

А. МАКСИМОВ: В каждом интервью про вас говорят, что Вы ушли из Большого театра. И в каждом интервью Вы говорите, что не ушли из Большого театра. Сейчас?

Т. СИНЯВСКАЯ: Может быть, в физическом плане, я почти ушла. Я все-таки еще пою раз в год, но пою. А душою, наверное, я уже ушла.

А. МАКСИМОВ: Почему?

Т. СИНЯВСКАЯ: Так случилось. Во-первых, в Большом театре не осталось практически моих коллег. Это абсолютно все новые люди, это другой театр. И это мой родной дом. Он остался моим родным домом, в котором я не живу.

А. МАКСИМОВ: Большой театр сейчас - театр, в котором почти нет оперных звезд. Есть замечательная оперная звезда, на которую будут ходить люди. Почему Большой театр Вас не использует? Или Вы сами не хотите?

Т. СИНЯВСКАЯ: Я думаю, что здесь какое-то стечение обстоятельств. Но, честно говоря, доля правды в Вашей версии есть. Меня просто никто не зовет. Сейчас другие планки что ли, другие задачи, другие ориентиры.

А. МАКСИМОВ: Но у театра не может быть другой задачи, кроме как наполнить зал? Смешно же, когда идут знаменитые оперы, и на афише нет ни одного известного имени.

Т. СИНЯВСКАЯ: Для меня это тоже вопрос, который меня изредка волнует, когда на сцене идет мой спектакль, но без меня.

А. МАКСИМОВ: Вам как-то объясняло руководство театра?

Т. СИНЯВСКАЯ: Нет. Я с руководством даже не знакома.

А. МАКСИМОВ: И с директором театра не знакомы?

Т. СИНЯВСКАЯ: Его я видела в лицо, но лично не знакома. А он, наверное, меня и в лицо не знает.

А. МАКСИМОВ: И Ведерников с Вами не знаком?

Т. СИНЯВСКАЯ: Ведерникова, который сейчас является главным дирижером Большого театра, я помню с детства, маленьким мальчиком, когда он приходил с папой на спектакли своего папы, с которым мы пели в одном спектакле.

А. МАКСИМОВ: Так почему так происходит?

Т. СИНЯВСКАЯ: Значит, нет интереса ко мне. А это уже не моя вина, а может быть, и моя вина. Может быть, я им просто уже не подхожу.

А. МАКСИМОВ: А для Вас встречное движение невозможно?

Т. СИНЯВСКАЯ: Я пыталась появиться на каких-то спевках, пыталась появиться просто в лоне театра. И думала, что этого достаточно для того, чтобы хотя бы вспомнили обо мне. Ну не хотят. Как женщина, которая чувствует, что ее не хотят, я не подойду.

А. МАКСИМОВ: И Ведерников сейчас же не поет в театре?

Т. СИНЯВСКАЯ: Сейчас поет.

А. МАКСИМОВ: Но поет очень мало. Вам кажется, что это такая позиция театра - отбросить всех выдающихся певцов?

Т. СИНЯВСКАЯ: Нет, я не думаю. Это было немножко раньше. Но эта тенденция уже не теперешнего руководства, она уже очень давно. Видимо, хотят обновить театр. Я помню свое время, когда мы пришли целой плеядой огромных хороших певцов. Это была обойма молодых певцов. Но при этом пели и Архипова, и Вишневская, и Огневцев, было старшее поколение сильное. Но нас растили, что ли. После того, как наше поколение стало уходить, за нами никого не взрастили.

А. МАКСИМОВ: Вы бываете в Большом театре?

Т. СИНЯВСКАЯ: Очень давно была. Когда появляются новые постановки, мне хочется посмотреть, послушать. Но я себя сейчас уже как-то заставляю. Раньше такого не было.

А. МАКСИМОВ: Как Вы сегодня оцениваете то, что делает Басков?

Т. СИНЯВСКАЯ: То, что он делает, это его выбор. То, какой он певец, и какой у него потенциал, у меня есть свое мнение. То, что он делает, здесь нужно отдать должное времени, в котором он находится, и Большому театру, который взял его как солиста, где он не очень используется. Я была при таком мнении и, наверное, пока что при таком и останусь. У него очень хороший голос, с которым надо забыть про то, что он сейчас поет. И очень хорошо начать работать в опере с хорошим музыкантом, с хорошим концертмейстером и, главное, с хорошим дирижером. И хорошо бы было чье-то вокальное ухо, которое бы подсказало манеру оперного пения.

А. МАКСИМОВ: Человек может отказаться от эстрадной славы ради оперы?

Т. СИНЯВСКАЯ: Вод здесь зарыта, как Вы знаете, кто.

А. МАКСИМОВ: А Вам как кажется?

Т. СИНЯВСКАЯ: Я очень боюсь, что не произойдет этого.

А. МАКСИМОВ: Из чего состоит ваша сегодняшняя жизни? Что сегодня самое интересное и главное?

Т. СИНЯВСКАЯ: Как было, так и остается - ежедневное занятие вокалом. Я должна каждый день поздороваться со своим голосом. Но театр практически не присутствует в моей жизни. Это такая боль, но уже не такая острая, как раньше была именно потому, что там сейчас наших коллег не осталось. Остались концерты. И еще одна проблема. Моя постоянная концертмейстер, с которой мы постоянно пели камерные программы по бывшему Союзу и за рубежом, она уехала на постоянное место жительства. Я ей очень благодарна. Она замечательна тем, что она не безразличный человек. И она была аккумулятором всего этого.

А. МАКСИМОВ: Вы здороваетесь со своим голосом, а потом что начинаете делать?

Т. СИНЯВСКАЯ: А потом начинаю точить свое мастерство. Я надоедаю соседям и мужу, наверное, но я непреклонна.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное