Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Ночной полет", интервью, 03.03.03, 0:25
Видеозапись

В студии: Светлана БЕЗРОДНАЯ, Художественный руководитель, дирижер и солистка "Вивальди-оркестра".
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Светлана БЕЗРОДНАЯ
Родилась в Москве в 1934. Замужем.
Муж - журналист, работает в газете "Культура" (1998)
Вначале имя знаменитой русской скрипачки Светланы Безродной было известно в основном только поклонникам классической музыки, сегодня созданный ею единственный в мире женский камерный оркестр знаменит на весь мир. О нем знают не только ценители элитарного искусства, но и люди, далекие от музыкального творчества.
К созданию "Вивальди-оркестра" Светлана приступила в 1989 году, с того времени уникальный женский коллектив успел заслужить самые высокие звания и особую репутацию, музыканты объездили практически всю Россию, им аплодировали лучшие залы США, Италии, Германии, Финляндии, Словакии, Гонконга и многих других стран. Благодаря обширной, неутомимой деятельности народной артистки Российской Федерации Светланы Безродной многочисленные зарубежные поклонники в очередной раз убедились, насколько богата талантами русская земля.
В репертуаре "Вивальди-оркестра" более пятисот произведений композиторов самых разных эпох, стран и стилей - от раннего барокко до современного авангарда. Как дирижер и как первая скрипка своего оркестра Светлана Безродная обладает невероятной экспрессией, зал во время исполнения в буквальном смысле замирает, его охватывает трепетное, непередаваемое чувство, которое способен вызвать только истинный музыкант, музыкант от Бога. А ведь перед тем, как приступить к созданию "Вивальди-оркестра", Светлана 20 лет не брала в руки скрипку, для музыканта это всё равно, что начать играть заново.
Известность женского камерного оркестра и его бессменного руководителя - это известность России, ее престиж и признание во всем мировом музыкальном мире. Творчество Светланы Борисовны Безродной - беззаветное служение музыке, объединяющей и вдохновляющей людей всех стран и континентов.


А. МАКСИМОВ: "Вивальди-оркестр" - оркестр, в котором играют только женщины. Есть какое-то принципиальное различие между мужчиной-исполнителем и женщиной?

С. БЕЗРОДНАЯ: Было время, когда я все время отстаивала позицию, как плохо, что женщин не берут в оркестр. Нашему оркестру 5 апреля будет 14 лет. И я начинаю думать, а не зря ли я вообще затеяла эту суматоху. В отношении игры особых различий нет. А в отношении отваги, тог женщина вообще более смелое существо. Но в какие-то моменты я начинаю жалеть, почему у меня только женский оркестр.

А. МАКСИМОВ: Понятно, что женский оркестр - это красиво. А глубокий смысл в этом есть?

С. БЕЗРОДНАЯ: Вообще никакого. Мне в какой-то момент показалось, что будет интересно, если произведения, скажем, Вивальди, прозвучат так, как звучали у него в оркестре. У него же были одни девушки. И мне просто захотелось, чтобы эти произведения прозвучали именно в таком составе.

А. МАКСИМОВ: Все-таки есть различия в игре?

С. БЕЗРОДНАЯ: Есть такой момент: когда женщина играет, присутствует мужская манера игры. И обычно так говорят мужчины.

А. МАКСИМОВ: Вы мне хотите что-то подарить?

С. БЕЗРОДНАЯ: Да, это два альбома. Это не распространяется коммерчески, это только подарочные.

Звонок: Как в это сумасшедшее время можно содержать такой красивой и хрупкой женщине такую высокохудожественную единицу, каковым является Ваш оркестр?

С. БЕЗРОДНАЯ: Вообще, это невозможно. Сейчас все не так. Вместо того чтобы стоять на ногах, мы стоим на голове. Во-первых, я его не содержу. Если бы я могла его содержать, тогда бы мы, наверное, существовали замечательно.

А. МАКСИМОВ: Насколько я знаю, если кто и живет более-менее благополучно, то это именно музыканты. Они имеют возможность ездить по загранице, там платят другие деньги. Или Вы не имеет такой возможности?

С. БЕЗРОДНАЯ: Мы имеем такую возможность, мы объездили, скажем, Америку вдоль и поперек. Я имела в виду, что все не так в стране. Есть такое понимание - гранды. Это внесло не только сумятицу в души музыкантов, суматоха. Был один большой оркестр. В любом оркестре видели одних и тех же исполнителей. Это ненормальное явление. И не все музыканты живут обеспеченно. Мы, например, бюджетники.

А. МАКСИМОВ: Везде написано, что вы - всемирно-известный оркестр. Это значит, что вы можете гастролировать по всему миру. И что те деньги, которые возникают во время этих гастролей, вы от них ничего не имеете?

С. БЕЗРОДНАЯ: Нет, почему? Когда мы ездим, мы имеем.

А. МАКСИМОВ: Вас не приглашают?

С. БЕЗРОДНАЯ: На сегодняшний день мы ездим очень мало. Так складываются обстоятельства. Сейчас вообще мало, кто очень ездит. Вы, например, обратили внимание, что никто из наших не получил "Грэмми"? да надоели мы везде.

А. МАКСИМОВ: Я смотрел вчера музыкальный канал, там все время рекламируется Спиваков, Башмет, даже не очень известный пианист Луганский. Я понял, что они ездят.

С. БЕЗРОДНАЯ: Конечно, ездят. Когда гранды даются заслуженно - это одно. Но когда они даются нескольким избранным оркестрам, то все остальные находятся в состоянии землетрясения.

А. МАКСИМОВ: Высокого уровня оркестр должен сам себя обеспечивать? Или он должен ждать грандов и государство? Почему высокого уровня оркестр не может обеспечить себя сам?

С. БЕЗРОДНАЯ: Любой классический высокого уровня и артист, и оркестр не может обеспечить себя сам. Потому что вы не можете заниматься "эстрадным" искусством. Оно может себя обеспечивать, потому что совершенно другие ценности: можно собрать стадион, можно завысить цены до не знаю каких высот. Может быть, это нормально. Но классика везде и всегда находили сове существование с помощью государства.

А. МАКСИМОВ: То есть Мариинка - это исключение?

С. БЕЗРОДНАЯ: Они сами себя не обеспечивают. Мариинский оркестр живет очень хорошо. Но они получили гранды, конечно.

Звонок: Как Вы относитесь к тому, что русские музыканты уезжают за границу с целью там работать и жить? И делаете ли Вы что-то, чтобы Ваши музыканты не захотели туда уехать?

С. БЕЗРОДНАЯ: Плохо я отношусь. Итак, все уже разъехались. У нас нет школы, разъехались все профессора. Вы думаете, в консерватории все благополучно или что Центральная музыкальная школа находится на том же уровне? Ничего подобного. Именно по этой причине, люди уезжают, государство не считает возможным обеспечить. Раньше не уезжали не потому, что они хорошо жили. Наверное, какое-то чувство патриотизма было. К сожалению, ушли из жизни корифеи, которые дорожили, те, для которых ценности были очень высоки. Я очень сомневаюсь, что сейчас, глядя на экран, можно прослезиться. Чувство сентиментальности сейчас полностью отсутствует. Я очень рада за молодых людей, что они очень стремительно делают карьеру, они очень рационально распределяют свою жизнь. Но мне жалко их. У них нет этого чувства, которое позволило бы им остановиться и просто пожалеть.

А. МАКСИМОВ: А у вас в оркестре пожилые люди или молодые?

С. БЕЗРОДНАЯ: У меня молодые.

А. МАКСИМОВ: Они тоже не сентиментальные?

С. БЕЗРОДНАЯ: Думаю, что нет.

А. МАКСИМОВ: А может не сентиментальный человек играть музыку?

С. БЕЗРОДНАЯ: Это уже кухня. По моей методике - может. Я могу научить человека, что он будет играть и выглядеть супер талантливым.

А. МАКСИМОВ: А разве музыкант может врать?

С. БЕЗРОДНАЯ: Вы знаете, он не должен врать. Это видно, и на сцене скрыть практически ничего нельзя. Тут надо какие-то болевые точки находить.

Звонок: Расскажите о цикле Чайковского, над которым Вы работаете.

С. БЕЗРОДНАЯ: Это продолжение темы записи. Я сейчас вся в этих записях. Я пишу четыре диска. Как раз сегодня закончили "Лебединое озеро". Будет "Пиковая дама". Там очень интересные вещи, безумно трудные. И вот там я плачу все время, внутри себя.

А. МАКСИМОВ: А музыканты Ваши нет?

С. БЕЗРОДНАЯ: Я не знаю. Я, наверное, из другого теста. Для меня какие-то другие ценности важны. Я понимаю, семьи, понимаю трудности. Я понимаю, что на зарплату около трех тысяч рублей прожить невозможно. Но, например, я могу быть голодной, и я была голодной, и знаю, что это такое. А когда я погружена в музыку, для меня мира не существует.

А. МАКСИМОВ: А для них?

С. БЕЗРОДНАЯ: Для них существует, конечно. Может быть, это и правильно, я не знаю.

А. МАКСИМОВ: А ради кого Вы тогда все это делаете?

С. БЕЗРОДНАЯ: Ради того, как в "Снежной королеве" - "Может быть, тогда у Кая растает льдинка в душе".

А. МАКСИМОВ: Вы верите в то, что человек, прослушав Ваш диск, не ваш, и у него что-то внутри произойдет?

С. БЕЗРОДНАЯ: Нет. К дискам это не имеет отношения. Я имею в виду концерты, живое общение. Я вижу, что приходят дети на концерт. Я вижу, что молодые люди, которые ходят на совсем другую по жанру музыку, они приходят и слушают с удивлением.

А. МАКСИМОВ: У меня ощущение, что Вы в каком-то странном мире общаетесь. Я знаю много молодых людей, которые знают, что это. Я был вчера в консерватории, и там зал был забит огромным количеством молодых людей.

С. БЕЗРОДНАЯ: Я как раз и говорю, что на классических концертах бывают молодые, очень много.

Звонок: Существует два вида шоу-бизнеса: "фанерный" и "живой". Как Вы видите состояние второго шоу-бизнеса на данный момент? И его будущее?

С. БЕЗРОДНАЯ: Классические шоу я к бизнесу не отношу. Например, у меня было три шоу в "России". Это было соединение жанров. Я не знаю, как это называется, но это не мюзиклы. Я соединила и балет, и оркестр, который совершал действие на сцене - такой синтез искусств. Например, соединить Вивальди и Утесова.

А. МАКСИМОВ: Зачем соединять Вивальди и Утесова:

С. БЕЗРОДНАЯ: Есть такое понятие концерт-променад, то есть бутербродом. И ощущение, что тебя понимают, даже те, кто никогда не видел скрипку. Но он видел другое, он слышал по пластинке. Он будет проводить параллель.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное