Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 26.09.01 - 00.20

В студии: Анатолий РАВИКОВИЧ, Народный артист России, актер театра Комедии
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Анатолий РАВИКОВИЧ
Актер Государственного Академического театра комедии им. Акимова, народный артист России.
Анатолий Юрьевич Равикович родился в 24 декабря 1936 года в Ленинграде. В 1954 году Анатолий Юрьевич поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино, который закончил в 1958. С 1958 по 1962 год он являлся студентом театрального института им. А.Н. Островского.
В 1972 году Анатолий Равикович становится актером театра им. Ленсовета. Именно в это время он становится знаменит, но в этом заслуга не столько театральных ролей - в 1976 году выходит фильм Михаила Козакова <Покровские ворота>. Благодаря роли Хоботова в комедии про жизнь 50-х Анатолий Юрьевич получает еще предложения сниматься в кино. Это не значит, что до Хоботова не было других ролей - были, но это были в основном роли второго плана. В театре Ленсовета Равикович играет с такими актерами как Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Игорь Владимиров, здесь он находит свою будущую жену - Ирину Мазуркевич, ныне актрису театра Комедии. Но несмотря на все это Анатолий Юрьевич все-таки уходит из театра, которому служил 15 лет, где обрел известность, где получил звания (заслуженный артист с 1973 года, народный артист РСФСР с 1982 года). Ушел он из театра Ленсовета в период его упада: к этому времени в театре уже не играла Алиса Фрейндлих (он ушла в БДТ), не играл и Михаил Боярский (он стал актером <Балтийского дома>).
В 1987 году Равикович становится актером театра Комедии, в котором играет до сих пор. Тогда, 12 лет назад, он пришел в театр уже зрелым мастером сцены, популярным актером кино и телевидения. Умный артист, обладающий яркой творческой индивидуальностью и неисчерпаемыми профессиональными возможностями, сочетающимися в его актерской органике с искрометным юмором, искусством перевоплощения, великолепным даром импровизации, он играл и играет роли от комедийных, фарсовых до глубоко психологических. В данное время актер постоянно посещает Москву: там он играет два спектакля в театре им. А.П.Чехова - "Поза эмигранта" и "Ужин с дураком". В театре Комедии Анатолий Равикович очень полюбился зрителям: на спектакль <Страсти по Мольеру>, в котором он исполнял главную роль, билеты нельзя было купить уже за месяц. Многим Анатолий Равикович запомнился в роли Аметистова в спектакле <Зойкина квартира> по М.Булгакову. Сейчас зритель может увидеть Анатолия Юрьевича в спектакле <Хочу сниматься в кино> (реж. Т.Казакова), премьера которого состоялась 30 декабря 2000 года в канун нового тысячелетия.
Свободное время проводит на диване с книжкой, отпуск - в лесу, на грибной охоте.
"Мои любимые артисты - Е. Леонов, Е. Евстигнеев, О. Табаков, А. Фрейндлих".
Среди авторитетов - Капица, Ландау, Лихачев, Гайдар, Герцен, Уланова, Лоренц, Бомбар.
Круг интересов - сравнительная теология, зоология, физика.
Планы на будущее: "Работать, пока позволяет здоровье".

КАК ПАПА БЫЛ МАЛЕНЬКИМ
ПРИЗРАКИ. ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМЫ...
1982 ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА
1983 БЛОНДИНКА ЗА УГЛОМ
1984 ОСЕННИЙ ПОДАРОК ФЕЙ
1988 ТАЙНА ЗОЛОТОГО БРЕГЕТА
1989 ВАСЬКА
1989 ЗАГАДКА ЭНДХАУЗА
1990 ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ АНЕКДОТ
1990 ФАНАТ-2
1991 ПРИВАЛ СТРАННИКОВ
1992 ВРЕМЯ ВАШЕЙ ЖИЗНИ
1992 МУШКЕТЕРЫ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
1992 СЕМЬ СОРОК
1992 ТАЙНА ВИЛЛЫ
1993 ГРЕШНИЦА В МАСКЕ
1993 ПИСТОЛЕТ С ГЛУШИТЕЛЕМ
1993 ПЧЕЛКА
1993 СТРАСТИ ПО АНЖЕЛИКЕ
1993 СУПЕРМЕН ПОНЕВОЛЕ ИЛИ ЭРОТИЧЕСКИЙ МУТАНТ
1993 ТАЙНА КОРОЛЕВЫ АННЫ, или МУШКЕТЕРЫ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
1994 ВЫКУП
1994 ПОЕЗД ДО БРУКЛИНА / ПОЕЗД В BROOKLYN
1994 СЕРП И МОЛОТ
1995 РЕПОРТАЖ


Сюжет
Актер Анатолий Равикович уже не в состоянии отвечать на вопрос насколько он в жизни похож на самого знаменитого своего персонажа - интеллигентного и безвольного Хоботова из фильма "Покровские ворота". Большую часть жизни Равикович прожил в коммуналке. И это, возможно, единственное, что объединяет его с Хоботовым. Коммуналка Равиковича была совсем не той, что в "Покровских воротах". Общая кухня, электросчетчики в каждой комнате, запущенные места общего пользования, на ремонт которых десятилетиями не удавалось собрать с жильцов деньги. "Нет, ностальгии по коммуналке я не испытываю", - говорит актер. "И Казаков, конечно, снимал не об этом. Его фильм - это тоска по душевным и непосредственным отношениям между людьми, ностальгия по юности. Моя же ностальгия по тому периоду связана с Хрущевской оттепелью. Когда ушел, наконец, безумный страх, и появилась надежда. Запах свободы, полет Гагарина, мечтания". Когда фильм "Покровские ворота" вышел на экран, Равиковичу было 42 года. Он был состоявшимся и очень качественным театральным артистом. Он играл в ленинградском театре Ленсовета с Фрейндлих, Боярским, Владимировым и Соловей. К тому времени он был уже заслуженным артистом, и вскоре станет народным. Но народ запомнит его по роли Хоботова 20-ти летней давности. И Равиковичу очень трудно с этим согласиться.


А. МАКСИМОВ: У Вас есть какой-то сон, который больше всего запомнился или как-то наиболее сильно на вас повлиял?

А. РАВИКОВИЧ: Нет, не могу сказать. Я утром вообще снов не помню. Мне удается схватить их за хвост, когда я ночью просыпаюсь. Я просыпаюсь, и я еще не успел проснуться, сон во мне еще сидит. И почти всегда это сон про то, как я от кого-то убегаю. Я от кого-то убегаю, а ноги не идут. Потом какую-то книжку прочитал, что такое часто бывает. А страшно, жутко страшно. Мне жена иногда говорит: "Что ты иногда орешь во сне?" Я говорю: "Я не знаю". Потому что я не помню.

А. МАКСИМОВ: Это значит, что в Вас живет какой-то такой большой страх?

А. РАВИКОВИЧ: Да, во мне живет страх, и я даже знаю, почему. Мне было 3,5 года, когда началась война. И война нас с мамой и двумя моими сестрами, младшей из которых был год, застала на Украине. Мы бежали от немцев до самой Волги. И эти картины меня вообще очень долго преследовали: эти бомбежки, поля подсолнухов и летящий низко самолет, пулеметная стрельба, раненые быки с развороченными животами, которые месили людей от ярости. И тетка у меня еще была беременная. И это был ужас. Я помню эти ночные посадки в поезд, когда мать нас закидывала в окно, а мы боялись, что она там останется. И вот этот запах угля паровозной гари меня преследовал очень долго. Я сначала не понимал, почему я боялся станций. Ну, забыл, детские впечатления смываются.

А. МАКСИМОВ: Вы боялись станций?

А. РАВИКОВИЧ: Да, я очень долго боялся станций. Потому что станция у меня связана с бомбежкой, со страхом потерять мать… Это было в Белой церкви. Последний шел эшелон. Представляете, какая там была посадка, если все люди хотели уехать. И у нас было единственное богатство - у матери. Это был мешок с хлебом. Мы бежали по перрону, какой-то солдат говорит: "Ну, что, матка, тяжело, да? Давай я тебя подсоблю". Она говорит: "Милый, вот мешок возьми, потому что это самое главное". Он такой: "Ладно. Куда тебе?" "Туда, давай, побежали". Мы бежали, а он все отставал, отставал, отставал. Мать оглянулась: "Куда?" А он в вагон, и исчез.

Звонок: У Вас прекрасная артистическая школа. Кто Ваш учитель? Был ли это один учитель или их было много?

А. РАВИКОВИЧ: Дело в том, что в институте нашему курсу не повезло. У нас был педагог Константин Павлович Хохлов - руководитель Большого драматического театра, но он рано умер. И нас мотали: один нас брал, другой… Ничему нас не обучили, вышли мы совершенные неумехи, в театр ленинградский мы не попали, уже не говоря про московский. И уехали все кто куда. И моя настоящая актерская школа была в театре имени Ленсовета в Ленинграде, куда я попал по приглашению Владимирова, где мне довелось работать с ним и с Алисой Фрейндлих 20 с лишним лет. Вот это и есть моя школа: Владимиров и Фрейндлих. Я школу проходил как бы на практике. У меня не было такого: чему-то научился, чем-то овладел, а потом уже стал артистом. Потому что из провинции, где я провел четыре года, я приехал, набравшись всех штампов, котором можно набраться в маленьком провинциальном городе. И это счастье, что я вовремя оттуда уехал.

А. МАКСИМОВ: Этот страх не мешает Вам, когда Вы работаете на сцене, например?

А. РАВИКОВИЧ: Вы знаете, я же его вне сна не ощущаю. Мне трудно себя проанатомировать.

А. МАКСИМОВ: Вам сегодня страшно жить?

А. РАВИКОВИЧ: Нет. Сегодня мне не страшно жить. Знаете почему? Потому что у меня были два инфаркта, и я как бы уже примирился. Я знаю это ощущение, когда "туда" заглядываешь. И я понял, что это нормальный ход вещей.

А. МАКСИМОВ: Туда заглядывать страшно?

А. РАВИКОВИЧ: Да, человеку без веры. Так уж я воспитан. Я пытался чем-то укрепить себя в эти моменты. Очень хотел сказать, как многие говорят: "Боже!" У меня не получалось. А лукавить перед собой просто нет смысла. Страшно. Но я это пережил. В подростковом возрасте бывает первая мысль о смерти, когда человека поражает что-то. И вот уже на склоне лет… Но к этому можно очень спокойно отнестись, даже вне веры как-то найти… Мне не страшно, потому что самое страшное, что может быть - это смерть, и я как бы к ней готов.

Звонок: Что нужно сделать моему брату, чтобы быть похожим на вас, на ваши глаза, чтобы стать таким выдающимся актером, как Вы?

А. РАВИКОВИЧ: Что мне Вам ответить, я не знаю. Если бы я знал ответ. Я могу только вот что сказать. Моя дочь хотела стать актрисой, потому что и я, и мама артисты. Я ей сказал: "Если ты хочешь быть артисткой, будь ею. Только я в этом не буду принимать никакого участия. Хватит у тебя сил, хватит у тебя воли, любви к этому, ты должна пройти все эти стадии. Я не буду тебе помогать поступать в театральный институт. Я не буду тебя готовить, я не буду с тобой учить какие-то материалы. Ты все это должна сделать сама, этот твой выбор. Это очень тяжелый выбор". А потом я ей сказал так: "Если ты хочешь меня послушать, не будь артисткой. Может быть, я эгоист, родительский эгоизм заключается в том, что ты хочешь своим детям спокойной и счастливой жизни. Так вот ее не будет у тебя, если ты, конечно, не родилась под счастливой звездой".

А. МАКСИМОВ: А что ваша дочка?

А. РАВИКОВИЧ: А моя дочка обиделась на меня. Причем это был тот год, когда Игорь Петрович Владимиров, мой главный режиссер, набирал курс. И мне не составляло особого труда позвонить и попросить. И я сказал: "Маша, я этого делать не буду". Она поступала, она злилась на меня, она поступала к Владимирову, потом она пошла поступать к Спиваку, потом она куда-то поехала в Москву. Нигде не прошла. Она это делала на следующий год - снова не прошла. А сейчас она работает учительницей в школе. Она счастлива. Она ведет предмет, который называется эстетическое воспитание детей.

А. МАКСИМОВ: Мама - замечательная актриса Ирина Мазуркевич в этом принимала участие?

А. РАВИКОВИЧ: Это не ее мама. У моей старшей дочери мама другая.

А. МАКСИМОВ: И та мама не давила на Вас?

А. РАВИКОВИЧ: Нет. Мы занимали одинаковую позицию.

А. МАКСИМОВ: Совершенно блестящий спектакль "Цена", который поставлен в театре Чехова Леонидом Трушкиным. И там все играют замечательно: и Золотухин, и Басилашвили, и Воронкова, и Вы. Вы там играете пожилого человека, который живет немножко своими представлениями, своей жизнь и своим временем. А Вам удается вписаться в наше время, или Вы тоже немножко живете какими-то прошлыми вещами?

А. РАВИКОВИЧ: Я считаю себя вполне современным человеком.

А. МАКСИМОВ: А вас не раздражает это время?

А. РАВИКОВИЧ: В принципе, по большому счету - нет. Я очень рад, что я дожил до этого времени.

Звонок: Вы где родились: ближе к селу или в городе?

А. РАВИКОВИЧ: Я коренной ленинградец, петербуржец. И кроме трех военных лет самых детских, я всю жизнь прожил в Ленинграде, исключая три года, когда я после института работал в провинции. Все остальные годы я прожил в Ленинграде, и очень люблю его. Я даже помню, что когда я уезжал в провинцию, я помню, что мне снились, к стыду моему, даже не родители, мне снилось, что я иду по городу.

А. МАКСИМОВ: Я знаю, что вам несколько раз делали предложение работать в Москве. Почему Вы этого не сделали?

А. РАВИКОВИЧ: Во-первых, я боялся. Я боялся, как в Москве у меня сложится жизнь. Я вообще-то довольно робкий человек в этом плане. Когда меня Владимиров пригласил в театр Ленсовета, для меня это казалось таким чудом, таким везением. И когда я пришел, увидел эти чистые гримерные, горячая вода, полотенца, салфетки. После моих провинциальных дел, когда мы в разбитом автобусе ночью сто километров до какого-нибудь рудника. А там сидят какие-то старушки с малыми детьми, которым этот спектакль - ничего. И обратно сто километров, да еще автобус сломался. И после вот этой всей жизни я увидел вот это все. У меня было такое ощущение, что это не со мной, и меня через месяц выгонят.

А. МАКСИМОВ: А разве робкий человек может быть артистом?

А. РАВИКОВИЧ: А почему же нет? Когда ты выходишь на сцену, там другие категории. Может, если хотите знать, на сцене робость изживается. В выдуманном мире я вот такой.

А. МАКСИМОВ: А вам сейчас страшно выходить на сцену?

А. РАВИКОВИЧ: Премьерные спектакли - страшно.

А. МАКСИМОВ: Чего Вы боитесь?

А. РАВИКОВИЧ: Боюсь не успеха…

А. МАКСИМОВ: Вы? Вы же выходите, все хлопают…

А. РАВИКОВИЧ: Да перестаньте Вы, от этого еще страшнее. Лучше получить аплодисменты на уходе, чем при встрече. Думаешь: "Господи, вот они хлопают, чего-то от тебя ждут. А ты сейчас выйдешь, как ляпнешься"…

А. МАКСИМОВ: И вот так каждый раз?

А. РАВИКОВИЧ: Да. Это нормально. Понимаете, если у тебя есть какая-то репутация, выстраданная трудом, годами и работой, ты ее бережешь. А как иначе?

Звонок /Екатерина Стриженова/: Анатолий Юрьевич, я обещала Вам посмотреть "Ночной полет", я его смотрю. Вы говорили об аплодисментах, могу подтвердить, мы сегодня играли "Ужин с дураком". Когда Анатолий Юрьевич выходит на сцену, то не только при выходе раздаются аплодисменты, но и в процессе всей сцены и на уходе. Всегда. Ни разу не было спектакля, когда не было бы аплодисментов. Поэтому после Анатолия Юрьевича выходить на сцену просто очень трудно. Анатолий Юрьевич, Вы всегда приносили с собой анекдоты. Самые последние и самые хорошие поднимали всем настроение, кто с вами работает.

А. РАВИКОВИЧ: Ой, я не знаю, все какие-то неприличные в голову лезут. Может быть, спустя какое-то время я вспомню. Катечка, извини, ради бога, сейчас ничего такого в голову не лезут. Ладно, расскажу такой анекдот.
Надпись над писсуаром: "Подойди поближе, не льсти себе".

А. МАКСИМОВ: Известно, что, как правило, если муж и жена актеры, то почти все сейчас делают следующее. Они берут пьесу на двоих, и потом по стране, и зарабатывают деньги. Вы тоже так делаете?

А. РАВИКОВИЧ: Нет.

А. МАКСИМОВ: Почему?

А. РАВИКОВИЧ: А пьесы нет. Нету такой пьесы. А почему к этому надо обязательно относиться, что это халтура.

А. МАКСИМОВ: Это Вы сказали это слово.

А. РАВИКОВИЧ: Нет. В вашем тоне звучало такое. А я бы с удовольствием нашел бы пьесу, которая нам бы с ней подходила. Пригласили бы хорошего режиссера, и сделали бы хороший спектакль.

А. МАКСИМОВ: Неужели за столько времени вашей совместной жизни Вы не смогли найти?

А. РАВИКОВИЧ: Ну, вот нет, не получается. Нет такой пьесы.

А. МАКСИМОВ: А желание?

А. РАВИКОВИЧ: А почему нет? С удовольствием. Я очень люблю Иру свою не только как жену, но и как актрису. И нам нравится друг с другом работать. Но очень трудно найти такую пьесу, чтобы были две равнозначные роли. Вот попробуйте сейчас найти, Вы же прекрасно знаете драматургию. Не очень это все просто.

Звонок: Если бы вдруг Михаил Казаков решил бы снимать продолжение "Покровских ворот", как бы Вы отнеслись к этому проекту?

А. РАВИКОВИЧ: Прекрасно. Прекрасно отнесся бы к этому проекту, потому что Михаил казаков очень серьезный художник, замечательный человек. Я ему очень многим обязан, очень многим обязан. Собственно говоря, моя такая всероссийская жизнь, для широкого круга зрителей началась с "Покровских ворот", и я это очень ценю.

А. МАКСИМОВ: Скажите, вам чрезвычайно обидно, что нет ни одной беседы с Вами, когда так или иначе Вас бы не спросили о Хоботове?

А. РАВИКОВИЧ: Вы знаете, я раньше обижался. Мне было обидно. Думаю: "Господи, столько я в театре сыграл, да и, в общем, в кино достаточно много снимался. А вот, Хоботов, Хоботов". А потом я подумал, что я зря грешу. Ведь если посмотреть на это с другой стороны, ведь это редкая удача сняться в картине, которая стала бы так популярна. И сыграть роль, которая имеет такой резонанс. Пусть она и одна, даже если бы я больше, не дай бог, ничего другого бы не смог сделать.

А. МАКСИМОВ: А почему Вы выбрали профессию артиста? Вы совсем не похожи на артиста.

А. РАВИКОВИЧ: Вы знаете, в чем дело? Я собственно не выбирал. Жизнь за меня выбрала. У меня так часто бывает, что жизнь за меня выбирает. Я учился очень посредственно. В наше время нельзя было не иметь высшего образования. Когда встал вопрос о том, "куда ты пойдешь с твоими знаниями?!" - кричали на меня родители. "Ну, вот только что в театральный институт". Отец сказал: "Только не в театральный институт!" Мать кричит: "Да его больше никуда не примут! Куда еще он может пойти?" Папа сказал: "Хорошо, давай попробуем в институт киноинженеров, будет компромисс. Я не хочу, чтобы он был артистом. У нас артисты воровали белье с веревок, когда они приезжали в город Глухов. Что это мужская профессия?". Короче говоря, решили, что поскольку мне деваться некуда, я пошел в театральный институт. Я Вам клянусь, если бы учился лучше, я бы, наверное, сейчас бы был инженером железнодорожного транспорта. А иногда мне кажется, что хотел бы какую-то другую жизнь прожить. Я очень хотел быть водителем таких больших самосвалов.

Звонок: Как Вы познакомились с Вашей женой? Ваша первая встреча с ней, Ваше впечатление?

А. РАВИКОВИЧ: Это было в 1977 году. К нам в театр пришла молодая артистка. Мне было уже тогда 42 или 41 год. И я влюбился. Сначала я сказал себе: "Ты что, с ума сошел? Ты даже об этом не думай! Посмотри на себя в зеркало, козел старый! Куда ты лезешь?" Но есть вещи непреодолимые. Я как дурак ждал, когда она выйдет из театра. У нее был какой-то молодой человек… А я шел и себя проклинал, и смеялся, и все. И думал, ну, вот что это? Что это такое?

А. МАКСИМОВ: А потом?

А. РАВИКОВИЧ: А потом случайно обнаружилось, что оказывается, я ей тоже нравлюсь. Ну, там, видимо было другое, там было обаяние профессии, то, что я много на сцене. И ей нравилось, как я играл.

А. МАКСИМОВ: И Вы в 42 года начали совсем другую жизнь?

А. РАВИКОВИЧ: В 42 года я взял кепку, ушел на улицу. Потому что у меня ничего не было, у нее ничего не было абсолютно. Ей как молодой специалистке дали комнату на улице Дзержинского, 11 метров. Мы там жили, там родилась у нас дочка. Мы там жили года четыре, наверное.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 26.09.01 - 00.20
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное