Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 18.09.01 - 00.20
В студии: Сергей АРЦИБАШЕВ, Лауреат государственной премии, основатель и режиссер театра на Покровке
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Сергей АРЦИБАШЕВ
Родился 14 сентября 1951 года в поселке Калья Свердловской области.
В 1976 году окончил актерское отделение Свердловского театрального училища (курс
засл. арт. УзССР В.К.Козлова).
В 1981 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского (курс
нар.арт. РСФСР М.О.Кнебель).
С 1980 по 1989 работал режиссером и актером в Театре на Таганке.
С 1989 по 1991 - главный режиссер Московского театра комедии.
С 1991 года - основатель и художественный руководитель-директор Российского
Государственного "Театра на Покровке".
В качестве режиссера поставил более 40 спектаклей в театрах Москвы, России,
СНГ и за рубежом.
Снялся в фильмах:
"Жестокий романс",
"Забытая мелодия для флейты",
"Небеса обетованные" Режиссер Эльдар Рязанов
"Ближний круг" Режиссер Андрон Кончаловский
"Лестница"
"Время летать" Режиссер Андрей Сахаров
"Ширли-мырли" Режиссер Владимир Меньшов
"22 июня ровно в четыре часа",
"Ты помнишь запах сирени" Режиссер Борис Галкин
"Защитник Седов",
"Повесть непогашеной луны" Режиссер Евгений Цимбал
"Долой коммерцию на любовном фронте" Режиссер Михаил Солодухин
"Сказка на ночь",
"Летучий голландец" Режиссер Виктор Кузнецов
"Не ходите, девки, замуж" Режиссер Евгений Герасимов и др.
Спектакли были отмечены:
1994г.
Международный Театральный фестиваль "Контакт-94" в г.Торунь (Польша).
Присуждена вторая премия за спектакль "Три сестры".
Первый Всероссийский фестиваль "Русская Комедия" в г.Ростове на Дону.
Присуждены призы за лучшую режиссерскую работу и за лучший спектакль ("Ревизор").
VI Международный фестиваль в г.Брянске - приз за лучшую режиссерскую работу
("Ревизор").
1995г.
Первый Московский фестиваль "Памяти И.М.Смоктуновского".
Приз за лучшую режиссерскую работу ("Ревизор").
1996г.
Присуждена Государственная премия в области театрального искусства за спектакли
по произведениям русской классики:
"Три сестры" А.Чехова, "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Ревизор"
Н.Гоголя, "Таланты и поклонники" А.Островского.
В 1992 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.
Секретарь Союза Театральных деятелей России с 1996г.
Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по присуждению Государственной
премии в области литературы и искусства с 1997 года.
А. МАКСИМОВ: Сегодня будем говорить о театре, благо есть замечательный повод. Театру на Покровке в эти дни исполнилось десять лет, А Сергею Николаевичу - 50, с чем мы Вас и поздравляем. На праздновании в Вашем театре Вы сказали, что гадалка предрекла Вам смерть в 45 лет. И что каким-то мистическим образом Вы выжили. Насколько человек может так преодолеть свою судьбу? Или гадалка просто так говорила?
С. АРЦИБАШЕВ: Наверное, в тот период, когда она это делала, были какие-то предсказания. Но есть другие силы, которые могут немного изменять.
А. МАКСИМОВ: Какие?
С. АРЦИБАШЕВ: Во-первых, дело, цели, которые хочется выполнить. Я даже скажу, что как раз в этот период, точка отсчета сидела, был даже такой сон, что я умер. Что во сне я умер. И потом начались все эти представления, как это происходит, где я оказался, этот Страшный суд. Со мной производили какие-то страшные пытки, мытарства. А потом какой-то голос говорит: "Ну, он еще не все сделал. А ты хочешь туда?" Я говорю: "Хочу". Стоит какой-то прибор: тумба, камень… "Хочешь, подними". Я напрягся, и вроде как такой укол в сердце, и от этого я проснулся.
А. МАКСИМОВ: И Вы так помните этот сон?
С. АРЦИБАШЕВ: Это такой сон, который трудно забыть.
А. МАКСИМОВ: Если Господь Вас оставил жить на этой Земле, Вы не задавались вопросом, зачем?
С. АРЦИБАШЕВ: Может быть это сон, совпадения какие-то. Значит, что-то я еще не доделал, что должен был сделать, наверное.
Звонок: Кого Вы считаете своим главным учителем в жизни?
С. АРЦИБАШЕВ: Наверное, одного я не могу выделить. Несколько человек, которые способствовали… Я верил в себя, но должен был найтись какой-то человек, который подтвердил мои устремления. Это мой педагог в Свердловске, в театральном училище, Василий Константинович Козлов. Мой мастер. У меня с ним замечательная история. Я шел в училище по своим данным комиком, амплуа такое у меня было. Я конечно с этим был не согласен. Внутри-то я как и все - Гамлет. И не просто же так учиться. Я попробовал предложить лирического комика в этюдах, драматического комика. И видимо это как-то убеждало или он понял мои устремления, и стал тоже давать отрывки. И к концу училища назначал меня на роль Трепьева или на роль Феди Протасова.
А. МАКСИМОВ: Я думаю, что Вы назвали не всех учителей.
С. АРЦИБАШЕВ: Нет, конечно. Там же в Свердловске был замечательный сначала педагог, потом стал и другом Яков Самойлович Тубин, который просто вводил меня в широкий круг людей, художников, писателей, критиков. Когда он перевел меня в Москву, познакомил с критиками Константином Рудницким, Татьяной Бочерез, Борис Зутовский - художник, который сводил меня с Нотаном Эдельманом. Даниил Данин… Это большой круг. В Москве - Мария Иосифовна Кнебель, Наталья Алексеевна Зверева, Авраам Зиновьевич Акуличев…
А. МАКСИМОВ: Я в одном из интервью с Вами прочитал, что Вы росли среди шпаны, занимались какой-то борьбой и при этом совсем не могли бить человека по лицу. Это правда?
С. АРЦИБАШЕВ: Это правда, да. Занимался я самбо. Происходило это с детства, я не любил вмешиваться.
А. МАКСИМОВ: Где Вы росли?
С. АРЦИБАШЕВ: Поселок Калья - на севере Свердловской области. Маленький поселок, в то время - 5 тысяч жителей. И вот подростки говорят: "Пойдем, погуляем". В 14-15 лет любили подраться… Я один раз увидел, и сказал: "Друзья, либо мы дружим, либо мы расходимся, потому что это несправедливо. Хотите подраться, надо один на один".
А. МАКСИМОВ: А они за это вам ничего не сделали?
С. АРЦИБАШЕВ: Они так разошлись. Когда занимался самбо - это же самооборона, использовать это для…
А. МАКСИМОВ: Вы не участвовали ни в каких драках?
С. АРЦИБАШЕВ: Нет.
А. МАКСИМОВ: А сколько у Вас в семье человек?
С. АРЦИБАШЕВ: Семья у нас большая, 6 детей. Мама была учительницей начальных классов. Папа в лесничестве работал.
А. МАКСИМОВ: Вы рассказали о своем сне. Это значит, что Вас какая-то сила ведет? Почему человек из поселка Калья вдруг начинает заниматься театром, хотя в поселке Калья туманно представляют, что это такое?
С. АРЦИБАШЕВ: Это пошло с первого класса. Я пошел в школу, и тут же попал в кружки, меня это как-то заинтересовало. Потом меня даже брали во взрослые коллективы, в которых я занимался, играл. Это было конечно несерьезно. Где-то в седьмом классе я решил, что я пойду в театральный. Семья большая, и после восьмого класса не было возможности учиться дальше до десятого. Надо было уезжать, получать профессию. Такс делали старшие братья, я четвертый из братьев. И путь мой, в общем, был определен - Уральский политехникум. Но я так решил немножко повернуть, и папе сказал, что после восьмого я хочу пойти в театральный.
А. МАКСИМОВ: Что сказал папа?
С. АРЦИБАШЕВ: Папа суровый человек. Я подыскал момент, чтобы у него настроение было хорошее. Он ужинал. Суровый человек сказал, не отрываясь от борща, что это несерьезно, это не профессия. "Получи сначала профессию, потом делай что хочешь". Я поехал в Свердловск, поступил в политехникум, но для того, чтобы быть в новом кругу. Побежал, записался в три театральных кружка.
А. МАКСИМОВ: Это такая мания была.
С. АРЦИБАШЕВ: Мания, да. Я никогда не был в театре, я даже срежиссировал себе поход в театр.
А. МАКСИМОВ: То есть как?
С. АРЦИБАШЕВ: Пошел, взял лучший билет, лучшее место, чтобы было первое знакомство с профессиональным театром.
А. МАКСИМОВ: Какой был спектакль?
С. АРЦИБАШЕВ: Спектакль "Мещане". Я попросил, чтобы дали мне на лучший спектакль.
Звонок: Я учительница знакомой для Вас школы, это чеховская школа. Спасибо вам большое, что наши дети знакомятся с Вашим театром. Спасибо, что были у нас в школе с "Тремя сестрами". Мы Вас любим, любим Вашего Сережу, которого слушали в Консерватории. Что для Вас 50 лет, что за веха такая?
С. АРЦИБАШЕВ: Я тоже помню и люблю эту школу. Действительно мы там играли "Три сестры" прямо в актовом зале. Я не думаю, что это какая-то такая веха, я не отношусь к этому так серьезно. Это как бы такая небольшая остановка для того, чтобы о чем-то подумать, поразмышлять.
А. МАКСИМОВ: Большой остановкой вы называете две премьеры, которые Вы сыграли просто подряд в театре Сатиры и у себя в театре? Еще третья, я знаю, готовится. Это вы называете остановкой?
С. АРЦИБАШЕВ: Для себя, для себя остановка, немножко так остановиться. Но не получается остановиться, надо работать дальше.
А. МАКСИМОВ: Вы выпустили спектакль в театре Сатиры по пьесе Ануя "Орнифль" с Ширвиндтом в главной роли. Я не видел спектакль, ничего не могу сказать. Но я уже читал несколько отрицательных рецензий. Как Вы относитесь к тому, когда Вас критикуют, когда Вас ругают?
С. АРЦИБАШЕВ: Ну, что делать? Ну, ругают, значит, кому-то не нравится.
А. МАКСИМОВ: Так спокойно?
С. АРЦИБАШЕВ: Ну, нет, неспокойно. Нервирует, но недолго. Когда если по делу, если какой-то серьезный разбор идет, тогда я прислушиваюсь.
А. МАКСИМОВ: В Вашей жизни было много рецензий, которые по делу?
С. АРЦИБАШЕВ: Нет, не много. Потом узнаешь, что есть даже заказные рецензии, что кому-то надо поругать.
А. МАКСИМОВ: Я специально обратил внимание на то, что в свой юбилей Вы выпустили премьеру в театре Сатиры, в своем театре - "Пять вечеров" и сыграли Ильина. Зачем Вам такой ритм жизни?
С. АРЦИБАШЕВ: Дабы успеть, успеть еще что-то: в себе разобраться, свой опыт передать, может, он пригодится кому-то.
А. МАКСИМОВ: Для Вас существует что-то еще интересное, кроме театра?
С. АРЦИБАШЕВ: Практически нет. Раньше какие-то были интересы, спортом занимался. Сейчас практически нет.
Звонок: Это Олег из окружения Нины Дмитриевны. Какое бы главное качество, прежде всего Вы бы хотели воспитать в своем сыне?
А. МАКСИМОВ: Хочу объяснить. Сын Сергея Николаевича, которого тоже зовут Сергей Арцибашев - совершенно замечательный пианист, сейчас ему 17 лет. Я сам видел, как он в Московском зале консерватории будучи тогда еще совсем маленьким мальчиком играл с симфоническим оркестром на фортепиано. Это было совершенно замечательно, его судьба уже определена, он уже будет музыкантом, он уже лауреат разных конкурсов. А теперь ответьте на вопрос.
С. АРЦИБАШЕВ: Ну, наверное, устремленность. У него есть цели, работоспособность, целеустремленность.
А. МАКСИМОВ: Ваш сын будет заниматься музыкой. Вы занимаетесь театром. Сейчас мы все говорим про ужасы, которые происходили в Америке. У Вас никогда не было ощущения бессмысленности того, что Вы делаете?
С. АРЦИБАШЕВ: Возникало и неоднократно. Охватывает отчаяние… Но история ведь ничему не учит. И даже история литературы и драматургии, вон сколько веков, а люди мало меняются. Сейчас Олег сказал - окружение Нины Дмитриевны. Вот это Нина Дмитриевна Смирнова, которая в тот мой отчаянный момент, когда я, можно сказать, погибал, очень помогла мне в жизни, и продолжает помогать. И такие люди есть, они поддерживают. А потом узнаешь, когда после твоего спектакля люди поменяли кардинально свою жизнь.
А. МАКСИМОВ: Так бывает?
С. АРЦИБАШЕВ: Ну, да. Я знаю таких три случая в жизни, что как-то спектакль воздействовал. Это я знаю лично, я же не общаюсь со всеми. Поэтому эти люди тоже помогают.
А. МАКСИМОВ: Я знаю, что ваша премьера "Пяти вечеров" была 11 числа, именно в тот день, когда случилась эта трагедия в Америке. Как прошел спектакль?
С. АРЦИБАШЕВ: Он такой был, конечно, нервный, сложный и для меня, и для актеров, и для публики, которая пришла в это вечер. Но когда прозвучала последняя фраза героини: "Господи, только бы войны не было!", зал перехватил дыхание. И до этого у меня была премьера по пьесе Арбузова "Мой бедный Марат", как бы там тоже война… Возникает такой экстремальный момент, когда меняется жизнь, меняются судьбы, нет стабильности.
Звонок: Я очень часто смотрел фильм "ДМБ" с Вашим участием. И у меня Ваш образ навечно связан с этим фильмом. И сейчас я вижу по другую сторону экрана совершенно другого человека. Как Вы такой глубокий очень интересный человек смогли сыграть в этой ленте, отнюдь неплохой, но просто полярная разница между Вами и Вашим героем?
С. АРЦИБАШЕВ: Когда меня Роман Кочанов пригласил на съемки, он говорит: "Служил в армии?" - "Да, служил, прапорщиков видел". Он говорит: "Надо сыграть прапорщика, такого, чтобы знали все, кто служил, чтобы он был родной". Я попытался это сделать. А потом я же актер, и интересно поиграть полярные вещи, поэтому я предлагаю прийти в театр и посмотреть другие мои работы: Гамлет, Пушкин, Мольер, Ленин. В этом есть какая-то разноплановость, хочется максимально использовать свои возможности. Жалко, конечно, будет, если я останусь только этим прапорщиком.
Звонок: Вы сказали, что были люди, которые поменяли свою жизнь после спектаклей. Вас это не пугает?
С. АРЦИБАШЕВ: Хороший вопрос. Но я имел в виду, что поменяли в лучшую сторону, как они и хотели. Они в этот момент были несчастны и погибали, отворачивались от жизни. А потом посмотрели спектакль, и обратно повернулись. Поэтому, я думаю, что это положительный факт.
А. МАКСИМОВ: Хочу продолжить вопрос по поводу человеческой ответственности за артистов, которые работают в Вашем театре. Сколько получает артист в Вашем театре?
С. АРЦИБАШЕВ: Мало получает.
А. МАКСИМОВ: Среди артистов театра на Покровке вот таких звезд нет, при этом есть замечательные артисты, и есть артисты, просто одни из лучших театральных артистов. Что это за люди, почему они приходят в этот зал, где сто человек, работают как сумасшедшие? Кто они такие?
С. АРЦИБАШЕВ: Я думаю, что им нравится то, что они делают, то, что они играют. Наверное, фанаты.
А. МАКСИМОВ: Я знаю, что у Вас в театре есть группа ведущих артистов, она почти не меняется, потому что они никуда не уходят. Почему так происходит, как вам кажется?
С. АРЦИБАШЕВ: Мне трудно объяснить.
А. МАКСИМОВ: Неужели вы над этим никогда не задумывались?
С. АРЦИБАШЕВ: Не могу сказать.
А. МАКСИМОВ: Притом, что все говорят, что Вы такой нервный, что вы кричите, при этом никто никуда не уходит, все работают. Вроде бы даже ощущение, что они счастливые.
С. АРЦИБАШЕВ: Не знаю, наверное, боятся потерять это ощущение, наверное, видят то, куда приглашают, наверное, это менее интересно. Но я и для себя, и для них ставлю высокую планку. Может быть, стремление достичь этой планки, а, может быть, уже кто-то ощущает, что достигает ее. Потом, возвращаясь к этому вопросу… Если бы я знал, что после моего спектакля кто-то пошел и кого-то убил или зарезал, я бы вообще бросил заниматься этим. Но я стараюсь следовать этим классическим примерам, так настраиваю себя, своих артистов: разбираться с самим собой, работать над собой… Как Пушкин: "Чувства добрые лирой пробуждал…"
А. МАКСИМОВ: Вы верите в это?
С. АРЦИБАШЕВ: Да. Я только на этом и стою.
Звонок: Вы поставили много классики, в том числе и советскую - Арбузова, Володина. Что следующее из советской классики, может быть, Вампилов?
С. АРЦИБАШЕВ: Вампилов - очень интересное, заманчивое предложение. Ну, конечно, я размышляю и думаю о Вампилове. Наверное, он будет в репертуаре.
А. МАКСИМОВ: А что следующее? Я знаю, что Вы ставите современного классика, ну, классиком еще его не назвать…
С. АРЦИБАШЕВ: Владимира Малягина "В тишине". Там занята та молодежь, которую я недавно принял в театр, и я им делаю премьерный спектакль.
А. МАКСИМОВ: Как Вам работалось с Ширвиндтом на спектакле "Орнифль"?
С. АРЦИБАШЕВ: Это не первая наша работа, поэтому мы друг друга знаем и знаем по-человечески уже, и довольно профессионально. Нормальная рабочая, замечательная атмосфера. Меня в данном случае даже поддерживал.
А. МАКСИМОВ: Ситуация достаточно редкая, когда художественный руководитель театра работает в спектакле приглашенного режиссера. Это все нормально?
С. АРЦИБАШЕВ: В данном случае ничего не было, наоборот он поддерживал меня.
А. МАКСИМОВ: Самое главное пожелание самому себе на следующие пятьдесят лет.
С. АРЦИБАШЕВ: Здоровья и того же противостояния, веры в то, что я поверил
еще в детстве.
Полная видеотека
эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 18.09.01
- 00.20
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||