В студии: ДОНАТАС БАНИОНИС Ведущий: АНДРЕЙ МАКСИМОВ
ДОНАТАС БАНИОНИС
Родился 28 апреля 1924 года в городе Каунасе.
В 1944 году окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером.
На сцене театра создал более 100 образов. Среди них роли в спектаклях: "Смерть
коммивояжера" А. Миллера (Вилли Ломен), "Ревизор" Н.В. Гоголя (Иван
Кузьмич), "Лжец" К. Гольдони (Октавий), "Как закалялась сталь"
Н. Островского (Павел Корчагин), "Гедда Габлер" Г. Ибсена (Тесман),
"Там, за дверью" В. Борхерта (Бекман) и многие другие.
В кинематографе Донатас Банионис дебютировал в 1959 году в роли Дауса в картине
"Адам хочет быть человеком". А также снимался в таких фильмах как "Никто
не хотел умирать", "Мертвый сезон", "Солярис", "Гойя,
или тяжкий путь", "Бетховен - дни жизни" и другие.
Окончил Государственную консерваторию Литовской ССР.
Руководил Паневежисским театром вплоть до 1988 года.
Все свое свободное время он посвящает чтению, работе над текстами. Среди актеров
выделяет Е. Лебедева, И. Смоктуновского, О. Борисова, А. Фрейндлих. Один из самых
любимых фильмов - "Андрей Рублев" А. Тарковского.
Одной из последних ролей Донатаса Баниониса в кино стала роль Старика в литовско-французской
картине "Двор" (1999), представленной во внеконкурсной программе Каннского
фестиваля.
А.МАКСИМОВ: Чем Вы сейчас занимаетесь?
Д.БАНИОНИС: Последняя моя роль в театре - это пьеса "Дальше тишина".
В кино - картина "Теплые ветры древних болгар". Которую снимает Булат
Мансуров.
А.МАКСИМОВ: Существует ли сейчас литовская студия?
Д.БАНИОНИС: Студия, по-моему, нет. Здание - существует. Его арендуют американцы.
Это для них дешево.
А.МАКСИМОВ: Ваш сын кинорежиссер, где он снимает?
Д.БАНИОНИС: Он снимает документальное кино, недавно снял фильм об "Адаме
Мицкевиче".
А.МАКСИМОВ: Расскажите о Тарковском. Каким он был? До сих пор критики не
понимают его картин.
Д.БАНИОНИС: Я бы сказал, что не критики, а зрители не понимают его фильмы.
Когда вышел "Солярис", я получил письмо от девушки из провинции. Он
написала: "Мы Вас все очень любим и очень просим больше не снимайтесь в такой
халтуре!"
А.МАКСИМОВ: Обидно?
Д.БАНИОНИС: Смешно!
А.МАКСИМОВ: А как Тарковский руководил?
Д.БАНИОНИС: Он очень сильно отличался от других режиссеров. Я привык к режиссерам,
которые дают задания. А заданий Тарковского я не понимал. Роман Лема очень отличается
от сценария. Когда я прочитал сценарий, он мне не понравился. Я не понял, что
я должен был делать. А женщины его понимают.
А.МАКСИМОВ: А как он делал замечания?
Д.БАНИОНИС: Очень интеллигентно. Он говорил: "Ложись, закрой глаза, сосчитай
до 10, открой глаза и смотри в одну точку".
А.МАКСИМОВ: Он так репетировал?
Д.БАНИОНИС: Больше всего так. На Каннском фестивале о нем писали, что он прекрасный
моралист, но плохой кинематографист. Там меня не понимали, что это кино другое.
А.МАКСИМОВ: Как Тарковский переносил непонимание?
Д.БАНИОНИС: Он не очень этим интересовался. Он жил своей жизнью. Я сам видел,
что в Госкино его боялись. Его не волновали ни министры, ни правительство. Я видел,
как они перед ним робели. Когда мы были у Филинни, я смотрел на него как на Бога.
А для Тарковского было не важно Филинни или нет. Он был независим ото всех.
А.МАКСИМОВ: Как Вам Филлини?
Д,БАНИОНИС: По фильмам - смешной. Он устроил в честь нас обед. Я сидел и только
слушал. Про него все говорят фильмы.
А.МАКСИМОВ: Филлини знал, что Тарковский великий режиссер?
Д.БАНИОНИС: Да.
А.МАКСИМОВ: Как Вы познакомились с Роланом Быковым?
Д.БАНИОНИС: Мы подружились на съемках "Мертвого сезона". Он очень
общительный человек. Последний раз мы снимались в "Старой квартире".
А.МАКСИМОВ: Правда ли, что Ваш прототип в "Мертвом сезоне" американский,
а не русский разведчик?
Д.БАНИОНИС: Нет. Это был русский разведчик. Он был нашим консультантом.
А.МАКСИМОВ: Вас когда-нибудь приглашали в русские театры?
Д.БАНИОНИС: А зачем мне нужна Москва? Моя жизнь и язык литовские.
А.МАКСИМОВ: А количество зрителей Вас не беспокоит?
Д.БАНИОНИС: Нет. На стадион, например, приходит масса народа. Зачем мне это.
А.МАКСИМОВ: Вы живете в независимой Литве. Что для Вас Россия?
Д.БАНИОНИС: Близко знакомая страна. Я свою карьеру сделал в России. И известен
я по тем фильмам, которые были сделаны в советское время. Все коллеги и великие
режиссеры в России.
А.МАКСИМОВ: Как Вы пережили отделение Литвы?
Д.БАНИОНИС: Я очень рад, что мы отделились. Я потерял возможность сниматься.
Но я езжу в Европу без визы. Но такого зрителя как в России нет нигде.
А.МАКСИМОВ: В прошлом году Вы отмечали свое 75-летие. Как это было?
Д.БАНИОНИС: Был спектакль, поздравления. Самое первое поздравление пришло от
Ельцина.
А.МАКСИМОВ: Литовцы спокойно воспринимают, что Вы любимый российский артист?
Д.БАНИОНИС: Я думаю, что нормально. Я делаю картины по художественному смыслу.
Для меня это искусство, а не политика. Может, поэтому меня и сняли с середины
"Мертвого сезона". Я был не советский, а неизвестно какой разведчик.
А.МАКСИМОВ: А кто Вас защищал?
Д.БАНИОНИС: Мой консультант и Михаил Ромм.
А.МАКСИМОВ: Существуют ли особенности литовского характера?
А.МАКСИМОВ: До какой степени интересно изучать русский характер? "Иванов"
- это абсолютно русская пьеса.
Д.БАНИОНИС: Чехова ставят во всем мире не потому, что он русский. А потому
что он - человеческий.
А.МАКСИМОВ: А как меняются ценности с течением жизни?
Д.БАНИОНИС: Очень меняются. Когда я был молодой, я любил другое искусство.
А все время вспоминаю слова Мильтиниса "Художник должен искать ни новое,
а вечное".