В студии: НИКОЛАЙ ФОМЕНКО, артист и ведущий популярных развлекательных
программ Ведущий: АНДРЕЙ МАКСИМОВ
А.МАКСИМОВ: Чего не хватает нашему телевидению?
Н.ФОМЕНКО: Для каждого человека не хватает чего-то своего. Мне не хватает ощущения
того, что они делают сиюсекундный товар. Если информация, то она информация.
А.МАКСИМОВ: А если это кино?
Н.ФОМЕНКО: Это - трансляция и не более того. Вообще, кино транслировать по
телевидение не хорошо.
А.МАКСИМОВ: Значит, претензии телевидения на вечность не основательны?
Н.ФОМЕНКО: Я считаю, что претензии на вечность в нас слишком глубоко сидят.
Основные наши проблемы в этом.
А.МАКСИМОВ: А вы хотите плюнуть в вечность?
Н.ФОМЕНКО: Любой плевок подразумевает под собой некий возврат. Как я могу это
сделать? Это же абсурд.
А.МАКСИМОВ: Вы можете снять фильм, поставить спектакль.
Н.ФОМЕНКО: Но это же неправда. Я не знаю ни одного фильма, ни спектакля, который
можно назвать плевком в вечность.
А.МАКСИМОВ: "Броненосец Потемкин".
Н.ФОМЕНКО: Это неправда.
А.МАКСИМОВ: Почему?
Н.ФОМЕНКО: Перед этой кинокартиной должны сейчас преклоняться реально 80% населения
страны, которые моложе 17 лет. Они не знают даже о его существовании. Это не их
вина.
А.МАКСИМОВ: Вы делаете массу всего. У Вас есть цель, зачем это все?
Н.ФОМЕНКО: Я делаю то, что мне интересно в данный момент, и стараюсь делать
это максимально профессионально. Это вполне естественно.
А.МАКСИМОВ: Вы тщеславный человек?
Н.ФОМЕНКО: Нет.
А.МАКСИМОВ: Вы как-то выстраиваете свою жизнь?
Н.ФОМЕНКО: Я счастливый человек. Если меня постигает фантазия, я рано или поздно
ее воплощаю. В этом смысле мне везет.
Звонок: Я Вас не видела в серьезных программах. Почему Вы выбрали шоу как
вид деятельности?
Н.ФОМЕНКО: У меня есть серьезные работы и в театре, и в кино.
К сожалению, нет возможности посвящать этому много времени.
А.МАКСИМОВ: Вам не обидно, что эта женщина не видела "Сироту казанскую",
"Трехгрошовую оперу", "Бюро счастья"?
Н.ФОМЕНКО: Как же можно на это обижаться! Предположим, эта женщина работает
на хлебозаводе и печет хлеб. А я его ем. Я ни разу не задумывался, какова эта
женщина, насколько ей трудно или легко? Кроме этой булки, она выпекает еще 15
слоек. Но я их даже не видел никогда. Так что же, она должна обижаться?!
А.МАКСИМОВ: Вы чувствуете себя из какого-то другого мира, чем женщина, работающая
на хлебозаводе? Вы из одной компании?
Н.ФОМЕНКО: У меня есть моя семья. И очень ограниченное количество моих друзей.
Насколько мы в одной компании с работниками других профессий - я не знаю.
А.МАКСИМОВ: Вы как-то сказали, что есть семья, а все остальные - прохожие.
Объясните, что это значит?
Н.ФОМЕНКО: Нашей стране не хватает настоящих отношений между близкими людьми.
Близких людей - мать, отца, детей - нужно нести с собой всю жизнь. Род - это очень
русское понятие. Я знаю все про своих предков. Очень горжусь ими. Это все важно.
Во мне это все живет. От этого во мне вырастает отношение к окружающему миру.
А.МАКСИМОВ: Почему Вы выбрали себе такую роль весельчака, шутника в шоу-бизнесе?
Н.ФОМЕНКО: Вы говорите о телевизионном и радио направлениях. В театре и кино
я получаю некомедийные роли. Мне предлагают серьезные драматические и трагические
сценарии. Мне не очень близко быть публицистом на экране телевизора. Я пока могу
действовать быстро и ярко.
А.МАКСИМОВ: Это сознательный выбор?
Н.ФОМЕНКО: Лицедейство было заложено и воспитано в театральном институте. Его
не хватало в 20-ти летнем возрасте. Когда предложили сделать программу "Проще
простого", я решил, что это должно быть весело. Потом мы стали раскручивать
это в разных направлениях.
Звонок: Шутки Вы придумываете сами или у Вас есть помощники?
Н.ФОМЕНКО: Когда-то давно шутки рождались быстрее, нежели радио приемники с
FM частотой появились в салонах автомобилей. Шутки мы рождали триумвиратом. Это
г-н Архипов, г-н Кожевников и я.
А.МАКСИМОВ: У Вас есть шутка, которой Вы гордитесь?
Н.ФОМЕНКО: Я не гожусь шутками. Они сиюминутные. Сейчас для того чтобы охарактеризовать
общую ситуацию нашей страны, я придумал фразу: "Не легко крестьянину в городе".
А.МАКСИМОВ: Вы ощущаете себя свободным человеком?
Н.ФОМЕНКО: К несчастью, да.
А.МАКСИМОВ: Что это для Вас значит?
Н.ФОМЕНКО: Я настолько свободен, что могу позволить себе не класть ноги на
стол в ресторане. Я осознаю, что это будет не приятно другим. Но это никак не
ограничивает моей свободы.
А.МАКСИМОВ: А что дает человеку свобода?
Н.ФОМЕНКО: Полет. Фантазию. Доброе сердце.
А.МАКСИМОВ: Бедный человек может быть свободным?
Н.ФОМЕНКО: Любой человек может быть свободным. Это не связано с деньгами. Это
связано с внутренней конструкцией. Человек сам себе все придумывает.
А.МАКСИМОВ: Что Вас больше всего раздражает в окружающей жизни?
Н.ФОМЕНКО: Люди настолько себя не любят, не уважают. Это самое страшное. Они
не осознают себя как личности.
Звонок: Не кажется ли Вам, что последние 10 лет перестройки телевизионные
передачи оказывают разрушительное действие на семью?
Н.ФОМЕНКО: Это похоже на то, как маленького ребенка швырнули в ледяную воду.
Он не умеет плавать. И никто не подумал, что ему надо будет как-то вылезать.
А.МАКСИМОВ: Вы говорите про страну?
Н.ФОМЕНКО: Про страну и про население. Сейчас можно писать все, что хотите.
Но не существует понятия внутренней культуры, внутреннего цензора. Я испытал глубокое
потрясение, читая статью о Екатерине Дашковой в журнале "Караван истории".
Там я наткнулся на следующую фразу: "А в своих салонах Екатерина Дашкова
во время исполнения на рояле Шопена успевала вербовать сторонников Екатерины".
Действие и тот момент, который описывался из жизни Дашковой, разворачивается в
1762 году. Шопен родился в 1810 году. Это же катастрофа! Из этого складывается
обилие серости, жлобства, полного незнания.
Сейчас такие заголовки пишут: "Фоменко обрюхатил Хаматову" в фильме
"Лунный папа". Прекрасный, милый заголовок!
Можно так: "Галина Уланова дала Жданову" в спектакле "Ромео и Джульета".
Звонок: Что для Вас значит увлечение автоспортом?
Н.ФОМЕНКО: Там несколько другой мир. Он более настоящий. Я не ищу острых ощущений.
Это тяжелая работа. Те отношения, которые складываются в автомобильном спорте,
мне очень импонируют.