Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме. Пишите: atv-inform@atv.ru
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 28.11.00 - 00.15


В студии: Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - критик, литературовед, эссеист.
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ родился в 1962 году. Закончил факультет русского языка и литературы МГПИ . Работал во многих московских изданиях. В настоящее время обозреватель газеты "Известия". С 2000 года там же заведующий отделом "Общество". Автор книг и статей о русской классической и современной литературе, об истории идей и о политической истории России. Таких как: "Стихотворная повесть А.С. Пушкина "Медный всадник", "У парадного подъезда: литературные и культурные ситуации периода гласности", "Блуждающий огонь. Рассуждение об Александре Первом".
Недавно выпустил книжку "Беседы о русской литературе".

А.МАКСИМОВ: Если ли люди, которым сейчас интересно читать беседы о русской литературе?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Если говорить о людях взрослых, то их круг чрезвычайно узок. Просто нет времени. Я постоянно езжу по регионам, и чем дальше от Москвы, тем больше читателей современной словесности.

А. МАКСИМОВ: Каким образом сегодня писатель становится модным?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Есть обычная журналистская раскрутка. Есть друзья, есть модные темы. Пелевин стал сверхмодным писателем после публикации книги "Generation P", которая посвящена всему, что связано с телевидением, с иллюзорным миром, в котором вращаются непонятные идеи. Это то, чем многие журналисты занимались на протяжении многих лет. Есть другой способ. Долгий мучительный путь к читателю через неизвестность, немоту, глухоту.

А.МАКСИМОВ: Вам нравится Пелевин?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Нет. Пелевин человек очень неглупый и одаренный. Он действует не как писатель, а как социальный щуп. Язык у него мертвый, неинтересный.
Это компьютерный язык. Человек гонит смысл, а не слова. Все-таки литература состоит из слов.

А.МАКСИМОВ: У нас есть сейчас интересные писатели?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Есть очень хорошие писатели. Мне нравится то, что в последние годы делает прозаик Андрей Дмитриев. Он работает на грани между реализмом и модерном. Алексей Лаповский из Саратова. Писатель не столь утонченный, зато остросюжетный.

А.МАКСИМОВ: Почему Вы не называете Акунина?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Акунин - это нормальный коммерческий проект. Это не словесность.

А.МАКСИМОВ: Среди множества русских писателей был ли кто-то, кто выразил русский характер лучше других?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Мне ближе всего Петруша Гринев. Человек, который идет поперек судьбе. Ставит все на кон и выигрывает только потому, что Божья воля такова.

Звонок: Почему учебники становятся все лучше, а дети читают все меньше?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Это зависит от семьи. Дети чуть меньше читают, но чуть больше смотрят. Я в этом не вижу ничего страшного. Трагедия в том, что сверху методисты и идеологи школьного учебного процесса литературу загоняют в тупик.
Политики относятся ко всему практически. Сейчас литература не играет такую идеологическую роль, как раньше. А считать деньги литература не помогает.

А.МАКСИМОВ: Происходит ли какой-то протест со стороны литераторов?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Я сам писал статьи по поводу этого проекта в Думе. И благодаря газетам, думский проект удалось провалить.

А.МАКСИМОВ: Есть ли в русской литературе герой, который бы одновременно был богатый и хороший?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Есть "Мертвые души", где герой должен был стать в конце и хорошим и богатым. Евгений Онегин - человек небедный и неплохой. Он очень живой герой. Вообще деньги демонизированы в русской литературе и культуре.

А.МАКСИМОВ: С чем это связано?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: С чрезвычайным идеализмом. Бывает прагматизм здоровый и чрезмерный. Это два полюса, как американский и русский. И в какой-то точке сойтись было бы очень хорошо.

А.МАКСИМОВ: Вывод о том, что в литературе мало хороших и богатых героев не ставит крест на всех наших попытках построить капитализм?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Нет. Литература вообще не может на жизни поставить крест. Она создает параллельный мир. Когда история становится совсем чудовищная, и жизнь становится невмоготу, литература позволяет уйти от истории. Мы второй раз в это столетие проходим один и тот же путь. Врастание в нормальный капитализм через ненормальный. Время лечит, либо калечит. Все зависит от нас.

А.МАКСИМОВ: Литература вечна?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: В этой жизни ни что ни вечно, даже сама жизнь. Все принимает разные формы. Когда-то не было литературы в современном смысле. Сейчас Интернет - это замечательный способ передачи информации.

А.МАКСИМОВ: Останутся ли жить толстые журналы?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Часть останется. Пока в России не появится достаточно мощные издательства, имеющие возможность рекламировать книги. Журналы останутся главным источником информации о происходящих в литературе процессах.

А.МАКСИМОВ: Ситуация с книгами у нас нормальная?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Практически все советские издательские монстры умерли. Психологически люди не были готовы к переменам. Сейчас появились новые издательства. Все, что растет с нуля, растет долго. Потребуются огромные средства, для того чтобы заново возникла система книжного распространения.

А.МАКСИМОВ: Чем закончится то, что происходит сейчас на телевидении?

А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Видимо телевидение начнет сводить концы с концами, благодаря рекламе. Я надеюсь, что государству хватит ума не прибирать его к рукам. Телевидение - это бизнес, а государство неэффективно управляет бизнесом.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме. Пишите: atv-inform@atv.ru
Подписаться на не менее интересные рассылки можно по адресу:
http://www.atv.ru/service/maillist/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное