«Израильские» страницы русскоязычных (точнее - русско-еврейских) американских газет («Новое русское слово», «Еврейский мир», «Новый меридиан», «В новом свете» и др.) напоминаютвоенные сводки. То ли потому, что бесконечно мелькает набранное аршинным кеглем слова «Война в Газе», то ли из-за необычного формата тамошнего газетного листа. Обсуждаемые новости – одна страшнее другой: «Израиль ликвидирует
Палестинскую автономию?». «Дни Махмуда Аббаса сочтены?». «Норвежские соглашения аннулируются?» «Война до победного конца?» (Напомним, справедливости ради, что почти в таких же оборотах нетерпеливо делает страшные глаза и израильская пресса в связи с неспешной подготовкой американской операциив Иране).
Причина, конечно, одна и та же: недостаток объективной информации. И поскольку район действия израильской армии, как правило,объявляется закрытой военной зоной для иностранных журналистов, информационный вакуум, как водится, замещается газетным скупом.
Между тем, судя по израильской прессе, официальная оценка ситуации выдерживается почти в чапековском духе: враг злодейски обстреливает наши самолеты, мирно сбрасывающие бомбы (порой, весомпод тонну) на его город.
Какова же на самом деле политическая подоплекаизраильских военных инициатив, как далеко намерено зайти правительство в «уничтожении инфраструктуры террора» и что, собственно, подпадает под это определение? Ведь не приходится сомневаться, что этот самый террор базируется на идеологической основе и потому является ее средством, а не первопричиной.
Чтобы понять это, следует исходить из следующих логических предпосылок:
1) что нынешняя ситуация – это очередное обострение (может быть, беспрецедентное) израильско-арабской проблемы, существующей с момента вторжения арабских армий в 1948 году;
2) что ключом к пониманию проблемы является отношение к самому решению о разделе Палестины на два государства;
3) что положить конец полувековому конфликту с палестинцами невозможно в принципе, и именно попытка «завершить» его привела к нынешней ситуации;
4)что любая однозначная оценка израильской политики оккупации – и полное одобрение как реакции на арабское вторжение 1948 года, и полное осуждение с оправданиемлюбых средств сопротивления оккупации – не болеечем упрощение и заблуждение.
С большой долей уверенности можно предположить далее, что если бы и удалось решить все проблемы, которые возникли после 1967 года (и Западного берега, и поселений, и Иерусалима) и даже – в случае образования палестинского государства, - останетсяодна изначально неразрешимая проблема: проблема беженцев 1948 года. Так что вынужденным, по-видимому,стратегическим выбором Израиля
в нынешней ситуации является эвакуация поселений и интенсификация переговоров о промежуточных соглашениях.
Вообще же, по мнению политологов, трудно уловить политическийсмысл нынешней военной тактики Израиля, ее связь с происходящими терактами и ее стратегическую перспективу. Захватить все территории и отправить Абу Мазена со товарищи в... куда? Управлять вместо них тремя миллионами палестинцев? Или вообще изгнать их? Нельзя не согласиться, что вряд ли после этого Израиль- в качестве
продолжающегося «проекта№ 181» ООН от 29.11.1947 г. (к тому же – находящемуся в вопиющем расхождении с представленным имсобственным «уставным документом» - Декларацией независимости!) - останется легитимнымв глазах мирового сообщества или хотя бы тех же американских евреев. Не говоря уже о том, что, в самом деле (по Жаботинскому),это «невозможно осуществить... это безнравственно и... такого удара государство просто не переживет».
Столь же глупыми и нелепыми представляются им и недавние игрыс Абу Мазеном (как ранее – а Арафатом) в Рамалле, как и вообще навязчивая идеясменить его: Абу Мазен, каки его предшественник - воленс-ноленс является безусловным лидером, чей политический статус в полестинском обществе, полномочия – и дажемеждународная одиозность – ничем не уступали израильским лидерам.Такого же мнения,как известно,
придерживается и американская администрация.
В общем, можно с грустью констатировать, что несмотря на всю внешнюю драматичность событий (и их подлинную внутреннюю трагичность – ведь продолжают гибнуть израильские солдаты и ни в чем не повинное гражданское население с обеих сторон), в нынешней ситуации нет принципиально новых элементов.Налицо -очередное обострение тяжелойпроблемы
из известной связки, пожалуй, неразразрешимых проблем Израиля, порожденных его неисправимо-дефектной законодательной системой («государство – партии – религия»), которая, вообще говоря, противоречит стандартному понятию государства.
Между тем, ООН,учредив в ноябре 1947 года два новых государства в подмандатной Палестине, одновременно взяла на себя обязанность контролировать и содействовать процессу их конституционно-законодательного и демократического строительства. Этот процесс, как известно, был прерван арабо-израильскими войнами и для палестинцев не был начат вообще. Но другим печальным результатом этой ситуацииявляется
как раз сработанное в Израиле и невиданное вмире расово-общинное законодательство.
По всему видно, что теперь ООН намерена вернуться к своим учредительно-контролирующим обязанностям по отношению к будущему палестинскому государству. Было бы весьма и весьма целесообразно, чтобы этот процесс, как это и было предусмотрено изначально, был ею распространен и на Израиль (собственно говоря, с учетом уже замиренного ООН Севера и неконфликтной морской западной границы речь фактически идет о
двух, еще не санированных ООН, сопредельных зонах Израиля с ПА). С тем, чтобы оба участника «проекта № 181» ООН, обреченные на заклятое добрососедство, получили бы, наконец, из рук международного сообщества сходные и полноценные инструктивные конституционно-законодательные пакеты, апробированные американо-европейской демократией.
Лучше которой, как известно, несмотря на все ее несовершенства, в мире пока ничего не существует.
Во всяком случае, это предпочтительнее, чем, пусть и гипотетический, роспуск «антисемитской ООН» вкупе с «антисемитской Европой» (если в умопомрачении согласиться с этими эпитетами) вышедшего из-под их контроля «проекта № 181».
Автор – директор Института изучения Катастрофы и политической истории (IHAPR) - «Музеон Бейт ха-Шоа бэБат-Ям», действительный член Нью-Йоркской академии наук