Так – по напрашивающейся аналогии с ошеломляющим глазуновским живописным коллажем «Россия распятая» (позднее, впрочем, переименованным в«Вечную Россию») – можно определить жанр нового, еще не имеющего названия, грандиозного полотна холонского художника Михаила Мошиашвили. Имя Михаила Мошиашвили хорошо известно любителям живописи вБат-Яме. Всего лишь несколько лет назад здесь состоялась его первая вжизни персональная выставка «Круг жизни», получившая обширную русско- иивритоязычную прессу. Вот что, например, писал об этой выставке известный ученый-искусствовед
профессор Григорий Семенович Островский: «В отличие от большинства, Михаил Мошиашвили настойчиво, не жалея сил ивремени, работает всамом сложном итрудоемком жанре — многофигурной тематической композиции. Ему тесно впривычных рамках станковой живописи, и он пишет картины по 350 см вдину и180 -высоту! Художник подготовил цикл картин такого
рода итакого масштаба, предназначенных для персональной выставки вбат-ямском Музее Катастрофы. В одной из них нас ожидает встреча сглашатаями сионистской идеи Е. Герцлем, З. Жаботинском, И. Рабином. Усложненная структура картин такого рода определяет их вразряд достаточно наглядных, политически иидеологически заряженных иллюстраций, аэто
всвою очередь обусловливает их ангажированность. Такого рода живописный жанр процветпл всоветской живописи, иесли идеологический заряд исчерпал себя, то жанровая структура оказалась более жизнестойкой. И что характерно: не столько всреде профессиональных, опытных художников, сколько улюбителей, стремящихся крассказу-исповеди, более подробному
повествованию отом, что было, что есть ичто, возможно, будет. Еще одна краска внепростых отношениях створчеством некоторых художников-репатриантов». И вот, наконец, эта новая работа молодого художника, над которой он работал втечение
трех лет, представлена на суд зрителей. Как иего предыдущие работы – «Таверна» и «Индийский вор», она, прежде всего, впечатляет размерами — около трех метров вдлину. На полотне меньших
размеров художник просто технически не смог бы воплотить свой сверхдерзкий замысел – распластать на одной плоскости более чем пятитысячелетнюю (применительно кфабуле полотна) историю Израиля – от эпоса выхода из Египта до запредельной трагедии Ариэля Шарона. Невозможно, да и не нужно, пересказать сюжетную мозаику полотна, это как раз тот случай, когда описательно-содержательная часть картины меркнет вмногоцветном буйстве
авторской палитры и в не подчиняющихся, подчас, никаким живописным канонам самодостаточных изобразительныъх решениях автора. Отметим лишь, на наш взгляд, главное,– резкий диссонанс, как цветовой, так имасштабный, между его двумя, составляющими единое полотно, частями. Левым — момента перехода Красного моря сего почти апокалиптической, начала времен, фигурой Моисея вслепящем глаз цветовом
шторме. И правым – мелконаселенным всеми действующими фигурами последующей суетной истории Израиля, с ее внутренними раздорами, предательствами, своекорыстием, убийствами ивойнами… И, возможно, домысливая за автора – кажется, что на напряженном лице легендарного Моисея, приоткрывшего перед бредущим за ним иудейским племенем волну-занавес над предвосхищенной им историей этого государства (еще ранее, чем ему самому, на горе Нево, был показан весь
Ханаан) — видишь тень мучительного сомнения: не задернуть ли его снова?.. Презентация грандиозного полотна Михаила Мошиашвили состоится через месяц - в рамках его персональной выставки втель-авивском музее «Бейт ха-Танах».