Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Серия: 'Узник нацизма: статут и статус'


 Пережившие Катастрофу: в тени закона

Юрий Ляховицкий 

    Очередное заседание непарламентского общественного лобби «За статус узника нацизма в Израиле» состоялось в его штаб-квартире при муниципалитете Бат-Яма и было посвящено обзору и анализу существующего законодательства, регулирующего юридический, социальный и общественный статус бывших узников нацизма.

    Напомним, что непарламентское общественное лобби «За статус узника нацизма в Израиле», было создано в 2003 г. в Бат-Яме по инициативе городских объединений переживших Катастрофу — бывших узников гетто «Удим муцалим ми эш» («Опаленные Катастрофой»), беженцев на Восток «Махон ле-зикарон ха-Шоа» («Институт памяти Катастрофы») и функционирует под патронатом отделения переживших Катастрофу муниципалитета Бат-Яма («яхидат ницолей ха-Шоа вэ-теудотия леяд ирият Бат-Ям»), Бат-Ямского городского музея Катастрофы и национальной истории («Музеон Бейт ха-Шоа бэБат-Ям»), Международного мемориально-просветительского фонда Холокоста «Дробицкий Яр» (International Memorial Holocaust Fund in memory Drobitsky Yar) — члена Международной Ассоциации центров Холокоста (Association of Holocaust Organizations in Beyside, New York), израильского Института восточноукраинского еврейства при Нью-Йоркской Академии наук (Israel Institute of the East Ukrainian Jewry attached to New York Academy of Sciences), а также Института еврейских исследований при Северо-Восточном научном центре Национальной Академии наук Украины.

    Как известно, в Израиле специальный статус в этой категории граждан установлен лишь для так называемых «инвалидов нацистских преследований», пенсионное и социальное обеспечение которых согласно «хок нахей радифот а-нацим» — חוק נכי רדיפות הנאצים התשיז-1957 (со всеми последующими модификациями и законопредложениями) осуществляется государством.

    При этом следует знать, что закон устанавливает для этой группы жертв нацизма отнюдь не «почетную пенсию», как многие полагают, (какая, например, установлена для тех, кто спасал или укрывал их — праведников народов мира («хасидей уммот ха-олам»), а пенсию по инвалидности. И исключительно по заболеваниям, наступившим вследствие или в связи с нацистскими преследованиями или пребыванием в местах заключения. Все прочие заболевания (трудовые, возрастные и др.) узников нацизма относятся к категории общей инвалидности, регулируются законоположениями «Битуах Леуми» и не имеют связи с данным статусом. (Объективности ради, заметим, что такая же уловка – малозаметный префикс «нахе» (инвалид) – предопределяет и статус «узника Сиона»).

    Возможно, в «хитрой» формуле закона сегодня можно усмотреть своего рода «двойную бухгалтерию», которой руководствовалось еврейское государство при подписании в 1952 году в Люксембурге (как обычно, в обстановке строгой секретности) соглашения с Германией о коллективной германской компенсации Израилю товарами на 833 млн. долларов, под которым стоят подписи тогдашнего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, министра иностранных дел Израиля Моше Шарета и президента ВЕК Нахума Гольдмана.

    Можно объяснить это также и тем, что при расчете количества будущих получателей госпенсии Израиль существенно «промахнулся». Во-первых, в ходе переговоров Израиль «сдал» почти половину от первоначально запрошенной коллективной компенсации в 1,5 миллиарда долларов (по 3 тысячи долларов на каждого из полумиллиона уцелевших в Катастрофе, которые к тому моменту уже репатриировались или должны были приехать в Израиль).

    Во-вторых, в отношении вышеупомянутых инвалидов речь тогда шла о небольшой группе в три тысячи человек, между тем как впоследствии набралось около 50 тысяч получателей. (Тем более, что в те годы государство сквозь пальцы смотрело на медицинскую сторону инвалидности: во многих случаях она устанавливалась по справке семейного врача о неврологических расстройствах – у кого их, действительно, не было!). 
  
   

    Так или иначе этот закон (да еще Закон о Дне памяти Катастрофы и героизма
חוק זיכרון השואה והגבורה – 1955) до настоящего времени является единственным в израильском законодательстве нормативным актом, устанавливающим статус жертв нацизма. При этом – напомним! – лишь тех из них, кто имеет установленную специальную медицинскую инвалидность.  

    По отношению к «здоровым» (в 75-80-лет!) бывшим узникам гетто и концлагерей государство освободило себя от каких-либо обязанностей и полностью возложило их на Германию. (И это на фоне тех огромных сумм, которые были выплачены Германией Израилю в качестве компенсаций. Только на 1 января 1991 г. они составили более 86 миллиардов марок. К настоящему времени Германия уже выплатила по материальным претензиям более полумиллиона евреев в 67 странах мира около 50 миллиардов 330 миллионов долларов. К 2030 (!) предполагается выплатить еще 20 миллиардов долларов)…

       Между тем, сейчас в Израиле проживают около 327 тысяч человек, испытавших нацистский геноцид 1939-1945 годов в период пребывания на территориях, оккупированных немецко-фашистскими войсками. Значительная часть из них новые репатрианты из бывшего СССР или СНГ, получающие установленную для них правительством Германии ежемесячную ренту, а теперь еще – и социальное пособие по старости.

      Вместе с тем, решение мировоззренческих и жизненных запросов узников нацизма из бывшего СССР в области социальной, жилищной и медицинской реабилитации требует законодательного установления общенационального и признаваемого статуса узника гетто. И прежде всего – разработки отсутствующего соответствующего законопроекта.-

    - Как же так? – изумится читатель этих строк. Как это – отсутствующего? Ведь мы десятки раз слышим по радио, видим на телеэкране, читаем в газете мигрирующих из партии в партию русскоязычных депутатов — авторов этих законопроектов, наперегонку вносящих их на обсуждение в кнессет? А давешняя демонстрация бывших узников у стен кнессета — под лозунгом немедленно «распространить на них» закон об узниках нацизма, существующий якобы только для узников-старожилов?

    Увы! Должны вас огорчить. Беспартийный браузер компьютера, прямо на заседании лобби получивший целеуказание поиска — «ницолей ха-шоа» («переживший/уцелевший в Катастрофе) и «нахей радифот а-нацим» («инвалиды нацистских преследований») – и нырнувший в раздел «законопроекты» кнессетовского сайта, выдал на экранлюбопытную информацию.

    Оказывается, из 26 внесенных в кнессет законопроектов на эту тему — начиная с первого в нынешнюю каденцию — 01/01/2000 г. (депутат кнессета Ицхак Гагула, «Шас») и кончая последним — 28/02/2005 г. (депутат кнессета Хаим Орон, «ЯХАД») – и включая законопроект, внесенный 14/02/2005 г. депутатом кнессета Юрием Штерном (НДИ) – 22 касаются… упомянутого выше закона об инвалидах. То есть не имеют никакого отношения к тем, кто требует «распространить его» на себя… здоровых (по крайней мере, формально) людей.

    И только в четырех законопроектах 2001-2004 г.г (напомним, из 26!) – идет речь о статусе именно «здорового» узника нацизма. Однако даже в двух самых последних их них: депутата кнессета Марины Солодкиной («Ликуд»/«Кадима») — от 26/01/2004 г. и депутата кнессета Колетт Авиталь («Авода») — от 07/07/2003 г. — речь идет всего лишь о процедурных вопросах (признание, нагрудный знак, удостоверение право на социальную помощь и пр.)

    Другими словами, даже предполагавшийся этими законопроектами статус был — по бедности — начисто лишен прикладной части – материальных льгот в части, пенсий, жилья, лечения, проезда в транспорте – словом, всего того, что, по мнению, граждан Израиля — бывших узников нацизма, уже давно должно было быть вменено в обязанность их государства, освободив их от унизительного иждивенства у других стран и фондов. Впрочем, теперь это уже история: даже в таком «растительном» виде оба законопроекта на разных этапах обсуждения в кнессете были отклонены.

    Вот что, например, сообщила в адрес лобби автор законопроекта номер 54764, тогдашний председатель комиссии по алие и абсорбции депутат кнессета Колет Авиталь:

    «Ваше экспертное заключение, касающееся моего законопроекта «Пережившие Катастрофу-2003», мною получено, изучено, и у меня было намерение после прохождения законом предварительного слушания использовать его в ходе обсуждений при подготовке закона к первому слушанию. Однако, законопроект не был поставлен на предварительное слушание из-за категорического возражения министра юстиции против законопроекта. К моему сожалению, все обращения к нему оказались бесполезны, поэтому нет никакого смысла ставить это предложение на голосование, поскольку оно будет заблокировано также и правительством». (Нужно ли напоминать, что министром юстиции в описываемый период был профессиональный пиарщик-депутат Йосеф Лапид?)

    Так что на заседании непарламентского общественного лобби было решено приступить к очередному этапу продвижения законопроекта о статусе узников гетто и концлагерей. Участники заседания обсудили модернизированное «законопредложение» (на этот раз – предусматривающее придание ему в 2006 году статуса полнобюджетного правительственного законопроекта). И направили соответствующие материалы тогдашним министру юстиции и абсорбции депутату кнессета Ципи Ливни, председателю кнессета Руби Ривлину и председателю правительства Ариэлю Шарону. (Ныне эти обращения переадресованы, соответственно, депутатм кнессета Хаиму Рамону, Зеэву Бойму и Эхуду Ольмерту).

   Публикации в прессе на эту тему наглядно демонстрироуют всю глубину непрозрачности и запутанности законодательных аспектов проблемы как для самих пострадавших, так для властей предержащих.

    И если неведение первых объяснимо и простительно, то явный дилетантизм вторых вызывает сомнение и недоверие. Во всей этой путанице, как говорится, чувствуется рука хорошего портного. Особенно наглядно, в частности,  это проявилось в виртуозном радиокомментарии депутата кнессета Юрия Штерна к своему (совместно с депутатами Элиэзером Коэном и Мариной Солодкиной) частному законопроекту 3227/פ от 14.02 2005 г. «Инвалиды нацистских преследований», в середине прошлого года как будто прошедшему предварительное слушание в кнессете, о чем несколько дальше. (Вследствие келейности разработки и апробации депутатского законотворчества не всегда можно быть уверенными в правильности наименований и номеров — а иногда даже и положений — обсуждаемых законопроектов!)

    В связи с этим в повестке очередного заседания непарламентского общественного лобби «За статус узника нацизма в Израиле», значился также анализ -с карандашом в руках - недлинного текста предварительно провотированного законопроекта 3227/פ.

    Прежде всего, следует повторить, что речь идет не о проблемах законодательно существующего специализированного статуса — «инвалид нацистских преследований» («нахе радифот ха-нацим»), но об отсутствующем в Израиле общепризнаваемом статусе
 бывшего узника гетто и концлагерей.

    Статус «инвалид нацистских преследований», как отмечалось, установлен законом 1957 г., обусловлен наличием у заявителя подтвержденной медицинской инвалидности, связанной с нацистскими преследованиями или пребыванием в местах заключения, регулируются упомянутым выше законом — со всеми его действующими временными ограничения (по дате репатриации — на 1.10.1953 г. и по гражданству — на 1.04.1957 г.)

    Что же касается статуса «простого» узника нацизма, касающегося многих тысяч людей, объединяемых привычным нам понятием «пережившие Катастрофу», то, как уже отмечалось, относящиеся к нему частные «процедуральные» законопроекты (№№ 1134 от 7.7.2003 и 1810 от 26.1.2004) находятся на рассмотрении кнессета. Тогда как правительственный — т. е. полнобюджетный (предусматривающий различные материальные льготы и, в частности, пенсионное обеспечение) — законопроект (подобный внесенному 24.03.2004 г. — и отклоненному — частному законопроекту № 101 депутата кнессета Марины Солодкиной «Уцелевшие (пережившие) из нацистских концентрационных лагерей и гетто») -  вообще не разработан.

    Однако для того, чтобы «субъекты» этого сложного законодательсного марафона — т. е. бывшие узники – могли правильно ориентироваться в нем, а главное – критически оценивать достоверность информации в этом вопросе (подчас лукавой), поступающей от едва ли не единственного доступного им источника информации – выступлений известной им пары-тройки «русских» депутатов кнессета, они, «субъекты», должны, как и в любой другой сфере, наконец, разобраться с употребляемыми терминами. Без этого они продолжат быть «электоральными заложниками» многостаночных парламентских витий.

    Собственно, вся существующая сегодня путаница и кажущаяся неразрешимость проблемы как раз и заключается, главным образом, в как будто специальном смешении трех различных понятий: юридически-однозначных терминов: 1) «бывший узник гетто/концлагеря/нацизма» («асир гетто/махане рикуз/ха-нацим») и 2) «инвалид нацистских преследований» («нахе радифот ха-нацим»» — с 3) внеюридически- многозначным (литературным) термином «переживший Катастрофу («ницол ха-Шоа»).

    (Это нашло отражение как в радиовыступлении, так и в тексте законодательного предложения депутата кнессета Юрия Штерна. Комментируя внесенный им законопроект, он как-то сумел ни одним словом не упомянуть, что речь в нем идет, как это и значится в его «шапке» и «преамбуле», именно об «инвалидах, имеющих степень инвалидности не менее 25%». Эта же «чересполосица» (которую трудно объяснить простой небрежностью) пронизывает и весь текст его законопроекта, о чем дальше).

    Указанные термины – при их раздельном и адекватном употреблении – не нуждаются в специальных пояснениях: «бывший узник» — это бывший узник, «инвалид» — это инвалид–бывший узник. И то, и другое – статус (напомним, что первый отсутствует, второй – существует). А вот «переживший Катастрофу» — это не термин, а литературный эпитет, калька английского «survivor»/ «севайве» / «оставшийся в живых, уцелевший». И этот эпитет в равной степени может быть отнесен ко всем оставшимся в живых – и к «простым» узникам, и к узникам-инвалидам, и к тем, кто скрывался на оккупированных территориях, и даже — к бежавшим с детьми и домочадцами из оставляемых городов вглубь СССР… Все, собственно, довольно просто. Но, как говорил поэт по сходному поводу: «А спутывать два этих ремесла // Есть тьма искусников // Я не из их числа…».
 
     

    Перейдем теперь непосредственно к анализу частного законопроекта 3227/פ от 14.02 2005 «Инвалиды нацистских преследований», внесенного депутатом кнессета Юрием Штерна (совместно с депутатами Элиэзером Коэном и Мариной Солодкиной , приведенного ниже.

    Отметим при этом, что большинством слушателей он был воспринят «на слух» как имеющий «всеобщий» характер, т. е относящийся ко всем пережившим Катастрофу.(Напоминаем, что он извлечен из архива официального кнессетовского сайта http://www.knesset.gov.il/privatelaw/plaw_display.asp.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Канцелярские услуги / законопроект / 3199305
Кнессет 16
Законопроект депутатов кнессета:
Юрий Штерн
Элиэзер Коэн
Марина Солодкина
— — — — — — — —
3227/
פ
Законопроект «Инвалиды нацистских преследований» (поправка – «имеющие право на вознаграждение» — 2005)

Поправка 1. В законе «Инвалиды нацистских преследований» -1957, вместо параграфа 3 будет –

«Инвалид,имеющий право на вознагражения»:
3. Инвалид будет иметь право на вознаграждение согласно этому закону, если он является гражданином и жителем Израиля и степень его инвалидности не менее 25%».

- - - -

Объяснительная записка

    Закон «Инвалиды нацистских преследований-1957 издается с целью улучшить положение людей, которые пережили Вторую мировую войну, но не получили компенсации от Германии в рамках соглашения о компенсациях, которое было подписано в 1952 г., в размере тех сумм, которые считались существенными по тогдашним экономическим представлениями и уровню жизни в Израиле, что создало диспропорцию и н равенство между теми, которые получили указанные компенсацию и теми, кто ее не получил.
    Государство Израиль, исходя из его желания уравнять положение всех, кто перенесли тяготы Второй мировой войны, приняло этот закон.
    Однако в законе устанавливается, что, этим льготам подлежит только тот их них, который репатриировался в Израиль до 1 октября 1953 г. и на 1 апреля 1957 г. являлся и после этой даты остался гражданином и жителем Израиля.
    Вследствие того, что указанные компенсации были распределены исключительно между евреями западно-европейских стран, евреи Восточной Европы никогда не получали компенсации в рамках соглашения о компенсациях, подписанного в 1952 г. В 60-х годах
эти компенсации были урезаны.

    После объединения Германии «Комиссия по претензиям» и правительство Германии пришли к заключению, что компенсации будут восстановлены на основе другого соглашения. На этот раз соглашение включило в себя также евреев Восточной Европы, она речь в нем шла о получении значительно меньшей суммы, которая выплачивалась самой Германией или посредством других страны (через организацию по претензиям).
    С началом массовой репатриацией тысяч переживших Катастрофу из восточных областей в 1989 г. создалось вопиющее неравенство между теми пережившими Катастрофу из восточных областей, которые считались «старожилами», жили в Израиле на момент установления «Закона об инвалидах нацистских преследований», имели признанный статус и имели право на предусмотренное этим законом пенсионное обеспечение в соответствии с имеющейся у них инвалидностью, и пережившими Катастрофу из тех же областей, но которые репатриировались в последующие годы, считались «новыми репатриантами» , которые не пользовались правом на статус и материальную помощь в рамках указанного закона, даже если, за исключением года репатриации, по всем остальным критериям они соответствовали тем , которые были установлены законом для получения поэтому предусмотренных льгот.
    Уменьшенные и одноразовые компенсации, которые получили пережившие Катастрофу из Восточной Европы от Германии или других государств, не исправляют указанное неравенство, которое является особенно исключительным на фоне того, что эти люди прибыли в Израиль в пенсионном возрасте, без сбережений или пенсии в Государстве Израиль, находятся, по большинству, в чрезвычайно тяжелом социально-экономическое положении, и не получают от Государства Израиль никакой помощи
в качестве переживших Катастрофу.

    В большинстве стран Европы, в том числе тех, которые воевали с нацизмом или не сотрудничали с ним, пережившие Катастрофу имеют особый статус и получают специальную государственную помощь.

    В 2005 весь мир и еврейский народ отмечают 60-летие победы над нацизмом, и это подходящая и, пожалуй, последняя, возможность исправить устранить имеющееся неравенство и несправедливость, сложившееся в области помощи пережившим Катастрофу, жителям Израиля – посредством отмены в Законе ограничения по дате репатриации в Израил.

    Настоящий законопроект, в принципе, аналогичен тому, кототый внесен в Кнессет депутатом Кнессета Иланом Лейбовичем и группой депутатов Кнессета под номером 2360/פ.

— — — — — — — — — — — —

Подан председателю кнессета
и его заместителям 14.2.2005 г.

д-р Ю. Ляховицкий. Пер. с иврита.

    1. Прежде всего, отметим, что данный законопроект является частным, т. е стоимость внедрения предлагаемой им законодательной модернизации не может, согласно закону, превышать 5 млн. шекелей. Между тем, ожидаемые финансовые последствия принятия такого закона должны быть оценены в сотни миллионов шекелей, что под силу только бюджетно-правительственному законопроекту. (Между тем, в пояснительной записке к законопроекту какого-либо экономического обсчета на этот счет не содержится).

    2. Как следует из названия и преамбулы законопроекта он относится к сфере регулирования действия «Закона об инвалидах нацистских преследований» и устанавливает право на получение материальной помощи от государства лицами (как бывшими узниками гетто и концлагерей, так и скрывавшимися на оккупированных территориях), имеющих степень инвалидности не менее 25% (каковая, очевидно, установлена медслужбой «Битуах леуми» и должна быть подтверждена или установлена первично медслужбой Бюро реабилитации инвалидов МФ Израиля) – без ограничения по дате репатриации инвалида в Израиль.

    3. В обсуждаемом законопроекте не устанавливается, чем подтверждается сам статус «бывшего узника гетто и концлагерей» или «скрывавшегося на оккупированной территории». Поскольку в Государстве Израиль, как отмечалось, официальный статус подобного рода отсутствует (в отличие от того, как это было, например, в странах исхода, где он подтверждался органами местной власти), то, очевидно, единственным основанием, подтверждающим таковой статус для гражданина Израиля является получение им ренты от неправительственной международной еврейской организации «Клаймс Конференс». Между тем, последняя выполняет соответствующее поручение правительства ФРГ по своим собственным критериям и усмотрению. Вследствие этого, как известно, существует определенное количество бывших узников гетто и концлагерей или скрывавшихся на оккупированной территории, которым не удалось преодолеть эти критерии (ввиду отсутствие доказательств и пр.) и, таким образом, получить официальное признание от «Клаймс конференс» в качестве таковых. Таким образом, возникает не отрегулированная законопроектом правовая лакуна – подпадают ли они под действие указанного законопроекта даже в случае наличия у них общей инвалидности или заболеваний, связанных с нацистскими преследованиями или пребыванием в местах заключения?

    4. Законопроект ничего не говорит и о другой – несопоставимой по численности группе бывших узников гетто и концлагерей или скрывавшихся на оккупированной территории, статус которых хотя и подтвержден получаемой от «Клаймс Конференц» рентой, но не имеющих ни инвалидности не менее 25%, установленной хотя бы «Битуах Леуми», ни подтвержденных хронических болезней, связанных с нацистскими преследованиями или пребыванием в заключении и могущих быть основанием для установления такой инвалидности в будущем и, соответственно, для получения государственной пенсии. Каким образом авторы законопроекта предполагают устранить это вновь создаваемое  «неравенство и несправедливость»?

    5. Резюмируя, следует констатировать, что обсуждаемый законопроект осуществляет весьма важное правовое регулирование, однако касающееся лишь одной группы бывших узников гетто и концлагерей и скрывавшихся на оккупированной территории, а именно — установленных инвалидов или имеющих медицинские основания для признания таковыми. И, соответственно, не имеет отношения к подавляющей группе бывших узников, которые не являются ни установленными, ни потенциальными «инвалидами нацистских преследований». Что и выдвигает как приоритетную, как и отмечалось, подготовку и продвижение именно законоположения о «здоровом» (в смысле отсутствияоснований для инвалидности) узнике гетто.

    6. Ничем другим, кроме своего рода «двоемыслия» нельзя объяснить тот факт, что, начиная с четвертого абзаца пояснительной записки, фигурирующий в тексте законопроекта однозначный термин «инвалид» авторы заменяют уже обсуждавшимися размытыми описательными понятиями — «пережившие Катастрофу», «евреи Восточной Европы», «перенесшие тяготы войны» и т. п. Чем и создается совершенно превратное впечатление о якобы «универсальном» характере данного законопроекта.

    7. И последнее. Прозвучавшее в радиовыступлении депутата кнессета Юрия Штерна сообщение о  связанном с данным законопроектом и, по-видимому,  добавочном, предложении о «приравнении переживших Катастрофу к участникам войны» (в самом тексте рассматриваемого закона  упоминания об этом нет) не выдерживает никакой критики по существу.

    Подобное «приравнение» в бывшем СССР было сделано только с одной – актуальной и сегодня — целью: уклониться от официального признания нацистского геноцида еврейского населения СССР как самостоятельного расового преступления. В Государстве Израиль нет никакой необходимости прибегать к подобной уловке: статус узника нацизма (включая предусмотренные им льготы) должен быть установлен в качестве самостоятельной правовой нормы. Как это и предусмотрено в уже упоминавшемся законопроекте № 101 (от 24.03.2004 г.) депутата кнессета Марины Солодкиной «Уцелевшие (пережившие) из нацистских концентрационных лагерей и гетто». С той лишь разницей, что он должен быть инициирован не в порядке частного законопредложения депутата, но Государством Израиль. (Анализ этого законопроекта намечен на одном из очередных заседаниях общественного лобби).

    …И коль скоро уж так повелось, что сущностные проблемы Катастрофы, заключающиеся в ее политологических, нравственных и образовательных уроках, мы зачастую — или по необходимости? — сводим к нескончаемым ажиотажным баталиям вокруг «еврейских денег», можно лишний раз подивиться «дьявольскому» глубокомыслию булгаковского Воланда:

    «Ну что же… люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

    Впрочем, квартирный вопрос – это уже другая проблема…

    …Конечно, время даже камень точит… Придет оно, и появится в Израиле Закон о статусе узника нацизма, со всеми необходимыми приложениями. …Но сегодня, видя по телевизору бесконечно уставшие – и от житейских тягот, и от немилосердного израильского солнца — лица бывших узников, вышедших на очередную демонстрацию протеста, невольно вспоминаешь горькие некрасовские строчки: «Жалько только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…»

Автор – директор Института изучения Катастрофы и политической истории (IHAPR) - «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям».

 

 


В избранное