Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Серия: Художественные выставки
Близкие дали Зои Рылеевой
Юрий Ляховицкий
В Бат-Яме — крупное культурное событие: открывается персональная выставка скульптора Зои Васильевны Рылеевой «Близкие дали». Впрочем, тема выставки – не только скульптурное творчество заслуженного мастера,
но и — пейзажная живопись. И на это есть свои причины — как творческого, так и нетворческого характера. …Зоя Васильевна Рылеева, уроженка Киева (1919) — потомок известного российского рода, выдающийся советский скульптор. Она — выпускница Московской Академии живописи и скульптуры, автор знаменитого
«Снопа» и скульптурных горельефов на фонтанах «Дружба народов», «Каменный цветок» и павильона «Украина» (ныне «Земледелие») на ВДНХ СССР (ныне — ВВЦ), известных памятников легендарному женскому авиаполку ночных бомбардировщиков под командованием Полины Расковой в Москве, Керчи, Польше, грандиозного
мемориала «Бегущий воин» со стеллой с именами тысяч погибших воинов в г. Павлов-Посад под Москвой. Зоя Васильевна – родоначальник известной израильской художественной династии: ее сын, Геннадий Осмëркин, знаменитый американский дизайнер, дочь, Ирина Райхваргер (трагически погибшая в 2001 году) и ее муж, Ян Райхваргер,
известные израильские скульптор и художник. По семейным стопам идет и внук Зои Васильевны – Мордехай Райхвангер. К сожалению, прервав свою восходящую творческую карьеру в СССР и переехав в Израиль, чтобы помочь в обустройстве семье покойной дочери, Зоя Васильевна оказалась недооцененной на новой родине, идеологически и этнически акцентуированной и индифферентной к монументальному искусству. Все
многочисленные блистательные проекты фонтанно-декоративной городской скульптуры, созданные Зоей Васильевной для украшения ее новой среды обитания и в свое время предложенные муниципалитетам Иерусалима и Бат-Яма (например, этот, этот или этот) были отвергнуты один за другим (так же как, впрочем, и многие
проекты другого выдающегося мастера – Игаля Тумаркина)… Вместо них многие городские парки, транспортные пересечения и рекреационные зоны заполонили крашеного гипса и незабвенного стиля à la «Купающаяся колхозница», такие вот полнобюджетные поделки муниципальной скульптуры… За годы ее жизни в Израиле у Зои Васильевны состоялись лишь две персональные выставки: в 1976 году – в холонском матнасе и в 1978 году — в доме дочери Давида Бен-Гуриона. (Не считая, конечно, ее участия в ежегодных групповых выставках местного отделения союза художников и скульпторов). Нынешняя, третья, персональная выставка патриарха советской и израильской скульпторы Зои Васильевны
Рылеевой посвящена 30-летию ее жизни в Израиле. Она представляет ее пейзажную живопись — Галилея и Голаны, Тверия и Тверь, Красное и Мертвое моря, маринистика, портрет — окрывая еще одну яркую грань ее мощного художенственного таланта.
Автор – куратор выставки, директор Бат-Ямского
музея Катастрофы и национальтной истории «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям»