Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Серия: 'Холокост и демократия'
К Бабьему Яру…
Юрий Ляховицкий
Прошла 65-я годовщина Бабьего Яра.
Она отмечалась с разбегом в три дня, позволившим желающим принять участие в юбилейных конференциях и в киевском «Украинском доме», и в иерусалимском «Яд Вашем», и, соответственно, в бат-ямском «Музеон Бейт ха–Шоа».
...И в каждом из них – глядя на покрывающую полстены паутину нацистского ГУЛАГА евреев Европы - пытаешься понять: какие же уроки извлек мир из еврейской трагедии? Стал ли он мудрее, добрее, терпимее, словом, прошел ли он испытание Катастрофой?
И с горечью и сожалением отвечаешь: нет.
Каждая такая проверка до сих пор кончается провалом, кто бы ей не подвергался: Польша, Франция, страны бывшего СССР, Соединенные Штаты и даже - Израиль. Везде бушуют национальные страсти – еврейские и нееврейские, льется кровь, гибнут люди...
А в чем, собственно, заключаются эти самые «уроки Катастрофы»? Или – по-другому – триада «Холокост, «еврейский вопрос» и современное общество»? Ведь Катастрофа не уникальна в том смысле, что может означать тотальное уничтожение любого народа или любой нации. Хотя, в реальной истории, это пока произошло лишь однажды –с евреями.
...Перед эмиграциеймы были русскоязычными евреями. Постигшими грустную историю этого племени и его обычаи. Неверующими, но прошедшими по всей идентификационной «лестницеСоловьева»: национальное самосознание - национальное достоинство – права человека.
И для которых, поэтому,продолжать оставаться лишь евреями в поднявшемся «реве племен... шуме народов многих» (Ис. 17, 12) – вынужденно (по сохраняющейся, пусть и не в паспорте, «графе») или меркантильно – представлялось безынтересным. Но «перестатьими быть» (Пастернак) - по крайней мере, теоретически - можно было только в Израиле. Подобно хамелеону, слившись с
окружением.
Израильское общество, действительно, приняло нас радушно-равнодушно – как всех.
Что же, в конце концов, в каждом деле, особенно в таком сложном как «превращение из еврея в человека», главное – это система принципов и алгоритмов. А вот они как раз прямо и вытекают из уроков Холокоста – уроков Бабьего Яра.
Первый урок - еврейский этнос (как и любой другой) должен жить в национальном государстве»- извлечен: мы здесь. Теперь же, чтобы не застрять надолго на вполне устраивающейобщество стадии – призреваемых «братьев меньших» - следует стремиться к реализации следующего «урока Катастрофы»:«гражданство важнее национальности».
Ясно, что для этого трактовка «национальной принадлежности» израильского гражданина должна исключать доисторический, племенной институт «национальности» (и не только в тудат зеуте с его смехотворнной купюрой ********, но и в законодательной сфере, а и пуще всего - в бытовом обиходе с его оскорбительными расовыми дефинициями – «еврей», «араб» и пр).В пользу общецивилизационной этатической трактовки
совокупности этносов, проживающих на территории государства как израильской политической нации. (Это, впрочем, относится и к евреям – как и другим гражданам- еще одного национального «парка юрского периода» - СНГ).
Понятно, однако, что реализация этого «урока»,равно как и третьего-
«еврейское государство должно быть демократическим» - требует серьезной политической и законодательной модернизации(и, как видим, всех постсоветских) обществ.
Есть еще и «четвертый урок», весьма и весьма не лишнийдля во многом архаичного израильского общества, и который крупными буквами должен быть написан над любым просветительным учреждением: «Образование - против предрассудков».
Ведь как писал в своем « Государстве евреев» Теодор Герцль, – «религию нужно уважать, но держать в синагоге». Даже заядлый атеист, пожалуй, согласится, что это намного терпимее марксова «вздоха угнетенной твари, сердца бессердечного мира... духа бездушных порядков... опиума народа».
Будь так, может быть, лет через пятьдесят, молодежь и заходила бы в нее с уважительным любопытством – как, сейчас, скажем... в планетарий.
Ну, а пока... пока любой из нас, в сущности, просто – шабес-гой...Нonoris causa.
Такие вот мысли навеяла мне круглая годовщина Бабьего Яра.
Автор – директор Института изучения Катастрофы и политической истории (IHAPR) - «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям», действительный член Нью-Йоркской академии наук