Произведения Булгакова в переводе кинематографа: Фильм 'БЕГ' по роману Михаила Булгакова 'БЕГ'
2011-03-01 18:36; 9; 9
Михаил Булгаков
ЭКРАНИЗАЦИИ
Здесь ВЫ сможете смотреть фильм "БЕГ" онлайн, а также бесплатно скачать фильм , снятый по роману М.Булгакова «Бег».
Действие фильма –это 1920 год .Заканчивается Гражданская война в
России. Время эмиграции, напряженных страстей, от которых всего лишь
один шаг до отчаяния. В страшном стечении обстоятельств рядом
оказываются совершенно разные люди: беззащитная Серафима Корзухина и
полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов.
Изгнанные
из своей привычной жизни русская интеллигенция теряет почву под ногами
и бросается в страшные оковы эмиграции. Здесь и жуткие видения
генерала Хлудова, которого играет молодой Владислав Дворжецкий переданы
на экране в стиле апокалипсической фантасмагории. Ведь Булгаков и в
этом романе не изменяет себе. Страшные и комические сцены, например
«тараканьих бегов» , карточная игра Чарноты(Михаил Ульянов) с богачем
Корзухиным (Евгений Евстегнеев) присутствуют здесь параллельно. Так и
кажется, что вот-вот появится мессир Воланд и предложит сыграть в
новую азартную игру...
Людмила Савельева-Серафима Владимировна Корзухина,-жена товарища министра торговли, Алексей Баталов- приват-доцент Сергей Павлович Голубков, Михаил Ульянов-казачий генерал Григорий Лукьянарнота, Татьяна Ткач-Люська
Карсакова гражданская жена Слащева, Владислав Дворжецкий-генерал Роман Валерьянович Хлудов, Евгений Евстегнеев- Парамон Ильич Корзухин_товарищ министра торговли Крыма, Николай Горлов,Владимир Басов-Артур Артурович «Тараканий царь»,Наталья Варлей-девочка с козой,Олег Ефремов-белогвардейский полковник,Микаэла Дроздовская, Владимир Протасенко,
Анатолий Яббаров-солдат с гробами, Михаил Глузский-белый штабс-капитан, Николай Сергеев-гробовщик, Павел Шпрингфельд-белый контрразведчик Скунский, Александр Январев – казачий есаул Голован, адъютант Хлудова,Николай Кутузов – игумен Кирилловского монастыря под Бериславом, Николай Олялин-вестовой Крапилин,Бруно Фрейндлих-главнокомандующий
барон Петр Николаевич Врангел, Владимир Замансикй-командир красного полка Баев,Тамара Логинова-кассирша, Готлиб Ронинсон- грек-сладострастник, Станислав Хитров-парижский слуга Корзухина Антуан Грищенко, Роман Хомятов-красный командир Михаил Васильевич Фрунзе,Георгий Светлани-профессор с контрабасом,Владимир Осенев –белый контрразведчик Тихий,Наум Коржавин-шпрехшталмейстер стамбульского цирка
Авторы сценария:
Арлов Александр Александрович, Наумов Владимир Наумович
Режиссеры:
Алов Александр Александрович, Наумов Владимир Наумович
Оператор:Леван Пааташвили
Художники:Алексей Пархоменко, Наталья Пархоменко
Композитор : Каретников Николай Николаевич
Костюмы: Лидия Нови
Консультатн: Елена Булгакова
Страна: СССР
Год: 1970
Производство: МОСФильм
Премьера: 14 января 1971
Cерий: 2
О
том, как снимали фильм «Бег» cо слов киноопертаора Левана Пааташвили
на основании книги Левана Пааташвили «Полвека у стены Леонардо».
Фильм
«Доктор Живаго» Дэвида Лина по роману Бориса Пастернака был запрещен к
показу на большом советском экране. Однако же советские партийные босы
решились –таки показать эту картину узкому кругу зрителей: участникам
съемочной группы фильма «Бег». Тогда это был грандиозная по своему
размаху и замыслу картина, особенно поразила великолепная игра актеров
ну и конечно же виртуозная операторская работа Фредди Янга. Видно
просмотр был разрешен не случайно. Хотелось получить такую же значимую
и достойную картину.
Повезло
в том, что тогда еще была жива жена М.Булгакова Елена Сергеевна
Булгакова. На протяжении всего фильма она была его консультантом и
оказала неоценимую помощь в его создании. По словам Наумова , это была
прекрасная и мистическая женщина: «Я не понимаю, наши отношения сон или
явь?..».
Съемки
фильма предполагались сложными. По своему сюжету надо было детально
воссоздать революционные события на основе камерного романа.
Предполагалось широкоформатная съемка. В этом есть свои сложности: здесь
видны мельчайшие неточности в кадре. Снимали громоздкой синхронной и
ручной отечественными камерами.
На
подготовительном этапе необходимо было четко определиться с цветом,
освещением, контрастностью изображения , также грим играл немаловажную
роль.
С
учетом широкого формата делались эскизы. Ответственным за эти работы
был художник-постановщик Алексей Пархоменко. Он сделал очень объемные,
масштабные и интересные эскизы и декорации натурных и павильонных
съемок.
Художник
по костюмам Лида Нови предложила несколько вариантов тканей для шинелей
красноармейцев и белогвардейцев, которые также необходимо было
приладить к широкому формату пленки. Ведь при широком формате видение
ширины, глубины, резкости совсем иные нежели в обычном. Ну и конечно же
надо было учесть хроматическое решение фильма. Костюмы подготавливались
к декорациям, свету , тональности всего фильма в целом , для того чтобы
достичь единого колористического решения.
После
того как костюмы были сделаны, их надо примерить что называется к
актеру. Сроднить с образом героев фильма, обжить. Это тоже не просто. У
актера должно быть очень хорошее чувство камеры.
Сон
Хлудова снимали на люберецких карьерах. Там добывают песок для стройки,
однако же выглядели они крайне необычно , похожие на странные
нагромождения неких неопределенных конфигураций, которые необычным
образом уходят в песчаные карьеры. Там же были сняты боевые сцены с
Красной Армией.
В
одном из кадров надо было заснять конницу. Собственно оператору
пришлось нестись параллельно вместе с конницей, держа в руке ручную
камеру. Съемки велись с платформы вагона, который шел по узкоколейке .
Вагон конечно же сотрясался , и дабы избежать этой тряски при съемках
использовалась камера с объективом в 40 мм. Так и удалось снять.
Надо
отметить отличную работу каскадеров. Вот например, была сцена когда
сталкиваются две тачанки, причем столкновение такой силы, что обе
тачанки превращаются в месиво. Спрашивается как это сделать? Однако же
каскадеры провели трюк блистательно и вышли из кадра совершенно спокойно
, не повредив ни одной лошади.
Масштабная
сцена : бегство белых. Работы велись в Севастопольской бухте. Были и
корабли и игровые сцены актеров, огромная массовка. Словом вавилонское столпотворение: обозы, чемоданы, узлы, напуганные люди. Лошадей выводят из вагонов.Все это возможно было заснять с операторского крана с верхней точки.
На
роль генерала Хлудова пригласили молодого актера Владислава
Дворжецкого. Он всего себя отдавал съемкам, пытаясь вникнуть в этот
непростой образ булгаковского персонажа, поражал своей выразительной
фигурой и пронзительным взглядом, в нем была некая чертовщинка,
присущая булгаковским героям. Особенно интересны сны Хлудова, съемки
которых производились на черно-белой пленке.
Вот
например, первый сон со слепыми. Этот сон приходит неожиданно в
салоне-вагоне поезда , который продвигается сквозь отступающую
белогвардейскую аримю.
Генерал
сидел в обшарпанном вагоне, его лицо освещало множество свечей на
трясущемся столике . Фигура выделялась отчетливо с помощью мерцания этих
свечей, однако оператор не стал строить образ на мерцаниях именно этих
свечей . Напротив, надо было создать естественную обстановку нормального
освещения, которое передавало состояние Хлудова , измученного
постоянными видениями.
Оптика
обладает способностью сдвигать плоскости и поворачивать их под разными
углами. Изображение становится почти что физически ощутимым. А также сам
эффект широкого формата позволили хорошо рассмотреть огромную массу
слепых солдат , тогда как на обычном экране они были не заметны.
Вторая
часть фильма показывает среду эмигрантов послереволюционной России .
Эта совершенно иной мир, мир чужбины , мытарства в чужом и незнакомом
Константинополе.
Для
этой части фильма необходимо было подобрать где вести съемки.
Изначально планировался Восток с его колоритом , зноем , балаганами ,
синим небом и зноем. И именно там показать характеры героев, которые
имели совершенно противоположный смысл. Париж, здесь герои существуют совершенно неуютно , как бы сами по себе, существуют в чуждом им мире. Решили
снимать в Стамбуле. Картина предстала весьма калоритной: пестрые
базары, зной, шатры, караваны-сараи, красочные мечети, продавцы
живительной влаги, словом необычайная картина «Чужбины» была схвачена и
принята на заметку. Но
здесь не обошлось без приключений. Для съемок фильма нужна была валюта.
А с ней было «туго». Однако, требовались только лишь общие натурные
планы Константинополя, без актеров. Все равно необходимо было
разрешение и согласование с религиозными организациями. Ну а поскольку
такового не было, а поездка была оформлена как туристическая, то
снимать пришлось ручной камерой. Другое считалось бы профессиональной
съемкой. Для
того, чтобы снять актеров пришлось ехать в болгарский Пловдив. Здесь
снимали эпизоды константинопольской натуры, а оставшийся материал
доснимали в павильонах на «Мосфильме». Декарации
были крайне сложными. Это были целые комплексы. Ведь надо было показать
дворцовые ансамбли, парижские и константинопольские квартиры и
соответственно интерьеры, церковные , железнодорожные декорации. Ну
вот, например: декорация «улица Константинополя» с экстерьером и
интерьером дома, в котором жили русские. В одном из кадров на балконе
доме стоит Чарнота и произносит монолог под выстрелы из пистолета. На
другом плане уже видна улица с домами и проезжей частью , где идет
сцена с моряками и прохожими. Эти кадры снимались под «натуру» в
павильоне.
Наиболее
сложно было установить освещение. Была задействована система
рассеивающих экранов. Однако основные фигуры все же создавались
посредством направленного света, который придавал объем и пластику ,
подчеркивал фактуру актеров и окружающих предметов. Надо было
максимально приблизить освещение к естественному , не прибегая к
красочным эффектам, которые напрашивались сами собой.
Весьма
сложно дались тараканьи бега. Как это не смешно, но были задействованы
специальные дрессировщики , которые взялись организовать
неорганизованные массы тараканов в соответствии с сюжетом булгаковского
романа. Словом, были отобраны лучшие тараканы, каждый получил прозвище ,
и передан на воспитание дрессировщикам. Которые кормили их различными
деликатесами дабы приручить.
Однако
как только начиналась съемка и включался яркий свет, новоиспеченные
«актеры» разбегались кто куда и собрать их в кучку было уже невозможно,
не говоря уже о боях.
Поняв,
что с живыми тараканами номер не пройдет, организаторы съемок
обратились к кибернетикам. Оказалось, что создать искусственного
робота-таракана не представляется никакого труда, однако же стоить это
будет недешево. Денег конечно же не было. Стали искать решение. И вот
кто-то вспомнил о поведении домашних тараканов, которые убегали в
темноту при включении яркого света. Пришлось сделать такую конструкцию:
на большом бильярдном столе установили несколько крошечных ящичков с
заслонками, внутри оклеенные черным бархатом. Поведение таракана теперь
зависело от того закрывалась или же открывалась заслонка, когда включали
яркий свет. Теперь тараканы были под контролем.
Съемки
в Париже труда не составили. Проход генерала Черноты в подштанниках по
улицам Парижа не вызвал никакого удивления. Париж видел и не такое.
Съемочная группа остановилась в гостинице «Бонапарт», которая совсем
рядом с церквью Сан-Сюльпис. Когда разрешили подняться по узкой винтовой
лестнице на самый верх церкви взору предстала такая захламленность, что
стало понятно, кроме съемочной группы нога человека сюда ранее не
заходила. Но зато с высоты открылась замечательная панорама Парижа,
которую и удалось заснять в необычайном ракурсе.
Для
оператора работа над «Бегом» была замечательной и познавательной
школой освоения масштабного кинематографа с массовыми сценами,
сложнейшими декорациями и с большим количеством искусственного
освещения.
Увлеченность, фантазия и юмор, царившие на съемке, способствовали дружескому общению и атмосфере творческой радости.
Ну и для особо любознательтных, прежде чем приступить к просмотру самого фильма , предлагаю посмотреть очерк на тему:
"Борьба с властью за БЕГ". Почему Сталин так легко разрешил показ