Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Ольга Ломоносова: спектакль «Анна Каренина» меня потряс


Ольга ЛомоносоваСпектакль Тартюф с Ольгой Ломоносовой в роли Эльмиры (Театр на Малой Бронной), стал лауреатом премии СТД Гвоздь сезона.

Церемония 12 февраля. А незадолго до Нового года случилось еще одно событие: она сыграла в спектакле Старший сын (постановка Павла Сафонова), и на премьере в Петербурге зрители долго не отпускали артистов. Ольга Ломоносова говорит, что в детстве, когда она была стеснительным ребенком, даже представить не могла, что станет однажды известной актрисой.

Ольга, ваши героини такие разные. Вспомнить хотя бы Галину из Утиной охоты или Элизу Дулиттл из Пигмалиона огромная дистанция! А лично вы коллекционируете характеры? Что помогает вам найти ключ к новой роли?

Сложно сказать, ведь никогда специально не анализировала. Все-таки наша профессия не математика, где есть схемы. У меня схемы нет. И образ всегда рождается по-разному. Когда я читаю пьесу, могу видеть одно, а в процессе репетиций прийти к совершенно другому

С Элизой Дулиттл и вовсе получилось интересно, ведь когда я прочла пьесу, то поняла, что к этому образу совсем не готова играть столь характерных персонажей мне прежде не доводилось. Тем более что и в институте наблюдения не очень у меня получались. Но в то же время я понимала, что если откажусь, то навсегда потеряю эту роль, и подобное предложение никогда не поступит.

Вцепились зубами?..

В каком-то смысле да. Очень долго пробовала и так и сяк, иногда заходила за флажки, возможно, привирала в чем-то. Но в конце концов из наших репетиций родилась та самая роль, благодаря которой спектакль с успехом идет уже шесть лет. А для себя я открыла, что характерные образы мне тоже даются. Поэтому и за новую работу возьмусь с удовольствием.

И все же есть, наверное, роль, которая кажется вам неподвластной?


Я всегда хотела сыграть Джульетту очень интересно показать на сцене эту отчаянность в любви. Но время прошло, и юных героинь мне уже не предлагают. Впрочем, нельзя сказать, что это меня огорчает. В любой роли, в любом классическом произведении столько пластов, что постигать их можно бесконечно. Взять тот же Пигмалион У нас было множество трактовок этой истории. Но поскольку Хиггинса играет Григорий Антипенко, то мы, отталкиваясь от его данных, решили сделать не просто историю об учителе и ученице, а историю о том, как они через все эти споры и сложности приходят к любви. Почему этот красавец в нее влюбляется. И в этом моменте наша история звучит несколько иначе, нежели в известном фильме с Одри Хепберн.

Кстати, а когда ту же самую роль в кино играет легендарная актриса, это помогает или, скорее, наоборот?

Не знаю, я не сторонница сравнений. Да и зачем сравнивать? Это совершенно разные произведения. Все равно что сравнивать нашу Утиную охоту с фильмом или, например, со спектаклем, поставленным в МХТ. Разные режиссеры, разные актеры Чужая игра сбить с толку меня не может, но и любопытством особым не горю: у них свой спектакль, у нас свой.

Большинство спектаклей, в которых вы играете, выстроены по принципу антрепризы в них сборный состав, они легко транспортируются, часто выезжают на гастроли. Понятно, что антреприза антрепризе рознь, но многие критики изначально ставят на подобных спектаклях крест и даже на премьеру не приходят. Это обидно? И вообще, насколько вы зависите от внешних оценок?

Например, наш Старший сын. О нем в самом деле почти ничего не написано. Но это не мешает нам играть шесть лет подряд и собирать неизменно полные залы как в Москве, так и на гастролях. От отсутствия зрителей мы не страдаем. Есть сарафанное радио, которое передается из уст в уста. Есть поклонники у спектакля.

Конечно, хочется, чтобы критики писали. Но как выясняется, спектакли живут и без них.

Поначалу отсутствие рецензий задевает. Как же это так, мы ведь готовились к премьере, репетировали, ждали, а в ответ тишина? Почему бы не прийти и не написать о спектакле? Одним словом, ты ждешь какого-то невероятного восприятия Но потом все укладывается, и спектакль начинает жить совершенно самостоятельной жизнью артисты перестают нервничать, все устаканивается. Остаешься просто ты и зритель. Это дороже всего.

И все-таки от внешних оценок вы зависите?

В первые десять дней после премьеры да, завишу. Но при условии, если в зале были какие-то важные для меня люди, которые могут профессионально оценить работу. В искусстве очень ведь сложно уловить, насколько верно ты играешь. Поэтому вначале хочется оценки, чтобы кто-то сказал: Молодец, все делаешь правильно, только не пережимай. Или наоборот предостерег от ошибок: Поменьше темперамента. Хотя я все равно отношусь к тем артистам, которые критику слушают избирательно и доверяют прежде всего режиссеру. Иначе можно запутаться, утонуть в обилии советов.

После окончания театрального института вы сыграли во множестве спектаклей, но любопытно, что лишь две постановки осуществлены Владимиром Мирзоевым, а в остальных режиссером является ваш супруг Павел Сафонов

Но это не потому, что мой принцип работать исключительно с Пашей. Просто из всех театральных предложений, которые мне поступают, у Павла самые интересные.

И если бы мне Владимир Мирзоев (или другой интересный режиссер) предложил сейчас что-то попробовать, я с удовольствием согласилась бы. Так получается, что Паша моя спасительная палочка-выручалочка просто потому, что интересных предложений не хватает. Чаще предлагают какую-нибудь низкопробную ерунду, литературу плохого качества, а хочется ведь серьезной работы.

Получается, что в условиях антрепризы вам тесновато?

Не то что бы тесно, но я с удовольствием рассмотрела бы предложение какого-нибудь репертуарного театра. При условии, что я буду делом заниматься, а не отсиживаться просто так.

Возможно, есть коллектив, куда хотелось бы попасть?..

Театр Вахтангова. Он мне близок просто потому, что там уже всех знаешь. Но хочу вам сказать, что, играя в спектакле Тартюф Театра на Малой Бронной, я не менее комфортно чувствую себя и там. Никто не смотрит косо на тебя как на приглашенную артистку, поскольку все заняты делом

Хочу вернуться к вашему сотворчеству с Павлом. Если посмотреть всю парадигму образов, то для вас он, конечно, режиссер непредсказуемый. Мне представляется, что он всегда предлагает вам роль на сопротивление: мол, а попробуй вот так

Да, как правило, на сопротивление. Когда я прочла роль Галины в Утиной охоте, мне подумалось: Ну, ничего особенного, все понятно, нечто подобное я играла уже в кино Но оказалось гораздо сложнее, чем я предполагала. Или моя роль в Тартюфе Мне хотелось быть другой. Особенно во втором акте я искала в себе, откапывала какие-то нотки манкости, мега-женственности, соблазнительности, чего в кино и театре не делала совсем. Да и в Старшем сыне была аналогичная ситуация. И хотя роль не очень большая, я попыталась сделать ее яркой. Не то чтобы


В избранное