Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России «Маленькая Вера» оказалась только для взрослых


"Маленькая Вера" оказалась только для взрослыхЭтот фильм, сегодня включённый в список 100 рекомендованных для просмотра школьникам, в 1988-м буквально взорвал советский кинопрокат.

Как же, обнажёнка и соитие в кадре! 55 млн человек посмотрели тогда этот фильм — историю простой рабочей семьи из СССР разлива 80-х годов, с разладом родителей и детей, с любовью юной Веры, с её попыткой самоубийства, после того как её отец едва не убил её друга Сергея.

24-летняя Наталья Негода, сыгравшая главную роль, тогда проснулась знаменитой: после московского ТЮЗа, где ей давали роли зверюшек, — награда лучшей актрисе года, международные гран-при, фотосессия для Плейбоя, титул секс-символ перестройки, съёмки в Голливуде и, наконец, переезд в Штаты. Маленькая Вера произвела в популярнейшего секс-героя и 25-летнего Андрея Соколова, сыгравшего красавца Сергея. И стала стремительным стартом для главных авторов, дебютантов, супругов — сценаристки Марии Хмелик и режиссёра Василия Пичула.

А вождь ушёл

У кинотеатров тогда выстраивались длинные очереди, с давкой и потасовками. Пичул вспоминал, как однажды ему пришлось лично вытаскивать в Ленинграде из толпы у касс старичка-ветерана, который на вопрос, куда он-то рвётся, ответил: Прежде чем умереть, я должен это увидеть! Так что же, собственно, это? Мелькнувшая пару раз голенькая фигурка тоненькой загорелой девчонки — Веры? Полутораминутная сцена занятий любовью? Сниматься в роковой сцене и актёр, и актриса (на съёмках друг с другом не поладившие) стеснялись: они же были комсомольцами. В кинозалах раздавались крики Позор!.


Сам Горбачёв, по слухам, демонстративно покинул просмотр, устроенный в верхах. Молодых режиссёра и сценаристку обвинили в очернении советской молодёжи. А в народ ушла эпиграмма: Сегодня всё разрешено, что раньше было не положено, и под застойное кино секс-бомба наконец подложена.

Но!.. Шокирующая репутация фильма заслонила и заслоняет от многих главное его достоинство, смысл и суть его как настоящего, а вовсе не однодневного произведения киноискусства. Честного, пронзительно-правдивого, с сердечной болью, горечью и сочувствием. Быть может, Маленькая Вера — это картина не столько о молодых, сколько о родителях. И трагедия, разыгравшаяся в ней, — это их трагедия.

Огромная заслуга здесь актёров старшего поколения — Людмилы Зайцевой и Юрия Назарова, сыгравших мать и отца Веры. И Зайцевой, и Назарову сценарий не понравился, поначалу сниматься оба не хотели. В итоге эти роли у Зайцевой и Назарова — одни из лучших в их актёрских биографиях. А изменённый финал фильма — внезапная смерть отца (по сценарию, отравившись, умирала всё-таки Вера) — воспринимается едва ли не более трагичным. И логичным: что может быть страшнее для отца, если дочь по его вине, пусть и непреднамеренной, пытается уйти из жизни?

Жизнь без

Маленькую Веру воспринимали неоднозначно. Кто-то, оскорблённый ошеломляющей правдой, счёл фильм клеветой на простого рабочего человека. Но иные почувствовали в фильме главное — боль, горькую нежность, сочувствие ко всем без исключения героям. К родителям, этим маленьким людям: они не живут — выживают, бьются за свою бессмысленную жизнь, вкалывая, тупея от суеты и усталости, быта, таща в дом, что придётся.

Зачем? Чтобы после не расслышать от сына: Господи, как же вы мне надоели! Лишь бы дом — полная чаша. Лишь бы всё как у людей. Всё — для детей. А что всё? Квартирка-малометражка с балконом, залой и сервантом с посудой, с кухней, уставленной бутылками с заграничными этикетками и самогонкой или разведённым спиртом внутри, с рядами банок с соленьями и вареньями, с горой грязной посуды в треснутой раковине. А из приёмника на облупленной стенке — гимн Советского Союза Всё — правда, только жить-то как? Дело ведь не в отсутствии или наличии денег, продуктов, шмоток, обустроенного быта — дело в отсутствии того самого оправдания буден, которое единственно и есть смысл жизни. Оправдания любовью. Верой.

Не понимать, не уметь любить, слышать и слушать друг друга. Жить лишь внешним, без всякого света, полёта не наяву, так во сне, с бездомной, тёмной душой Разве всё это невозможно и сегодня в каком-нибудь канадском или французском городе и у нас, хоть бы и на Рублёвке?

Кажется, что в Маленькой Вере никто никого не любит, что это фильм не о любви — о нелюбви. Но это не так: здесь любят, как умеют. Родители — лишь бы дети были сыты. И воспитывают, как умеют: Береги честь смолоду, не кури, слушайся родителей. И в этом убогом, обездушенном мире с безлюбой любовью ниже пояса, в тесной 5-метровой кухне среди банок и кастрюль разворачиваются поистине шекспировские страсти. Но любит здесь этот маленький зверёныш, эта дикарка Вера, глупая, отвязная, невежественная, — тоже как умеет. Инстинктом животным чуя, где зло, где добро, что правда, что ложь. Она любит. Буквально — до смерти. Как ни странно, лучик надежды пробивается в этом тёмном царстве, когда в финале, сбежав из больницы, вернулся раненый Сергей, почуяв беду. Когда он бережно поднял с пола детское фото маленькой Веры с бантом над подстриженной чёлкой. И аккуратно поставил обратно, за стекло.

Март 2013

Источник

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное