Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Мадлен Джабраилова: Мы не философы-одиночки и не теоретики, мы практики


Мадлен ДжабраиловаВ рамках перекрестного Года России и Германии театр Мастерская Фоменко показал в Берлине чеховские Три сестры. Мадлен Джабраилова, играющая в этом спектакле одну из главных ролей, рассказала в интервью о том, как складывается жизнь в Мастерской после ухода ее основателя и о каких ролях актриса мечтает сегодня.

Уже несколько месяцев, как театр остался без Петра Наумовича Фоменко. Что изменилось в Мастерской?

Мне трудно за весь театр говорить, буду говорить за себя лично. Ушло ощущение защищенности и возникло ощущение самостоятельности, абсолютной ответственности за каждый свой шаг. Петр Наумович все закрывал своим авторитетом, мудростью, жизненным опытом. Теперь ты должен все решать сам либо со временем научиться доверяться еще кому-то.

Это похоже на то ощущение, когда у взрослого человека уходят из жизни родители, и он вдруг сознает, что лишился какой-то опоры и защиты, хотя давно уже жил самостоятельно

Да, именно об этом ощущении я и говорю: ты живешь дальше, совершаешь какие-то поступки уже без этих людей, но все равно не хватает очень важного звена Но это жизнь, и теперь надо учиться жить дальше. Мне кажется, сегодня многие в театре обращены в себя, в хорошем смысле. Хотя по логике Петра Наумовича, мы должны быть обращены не только в себя, но больше вовне: искать в себе какие-то проблемы, не общаясь с другими людьми, пустое, это ничего не принесет. Мы не философы-одиночки и не теоретики, мы практики. Петр Наумович все проверял через других людей, задавал всем вопросы и сопрягал свои сомнения, общаясь, советуясь с людьми


Мадлен, у вас большое количество самых разнообразных театральных премий. А какая из них для вас особенно дорога?

Наверно, все-таки первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми. Потом ты не то чтобы привыкаешь, но не относишься к этому как к самому большому событию в жизни. Нас так Петр Наумович приучал, что не надо на все это реагировать. Я лично не помню и половины своих премий. Но первые шаги, отмеченные премией, конечно не забываются. Нас с Андреем Казаковым в 1998-м наградили премией имени Станиславского. Мы еще учились в институте, накупили вина, устроили посиделки. А потом с Тагиром Рахимовым мы получили премии за Варваров у нас там были не главные роли, и тем более было приятно, что Олег Павлович Табаков нас отметил. А потом было много премий и наград Принимаешь премию всегда с благодарностью, но про себя понимаешь, что ты, конечно, этого не достоин, ты здесь ни при чем. Иначе, если думать: Да, я достиг, то это всё, начало конца! Можно шутить на эту тему, а вот относиться к этому серьезно никак нельзя. Как всегда говорил Петр Наумович: В любом провале есть до ля победы, в любой победе есть доля тотального провала и катастрофы.

У вас такое разнообразие ролей: бабушки и девочки, героини или характерные персонажи. Какие из них наиболее любимые?

Мне последние лет десять интересней всего, не видоизменяясь, используя арсенал, который мне дан природой, пытаться внутренне как-то перестраиваться на волну персонажа, такие роли мне хочется играть, хотя никогда не мечтаю о конкретных ролях

Только хотела задать вопрос о мечтах

Я так и ждала, когда вы это спросите. Нет, тоски по какой-то роли у меня нет, но бывают мысли другого рода. Проходит время, и вдруг понимаешь, что вот эту роль уже не сыграешь и вот эту Ну, и идешь дальше, слегка погрустив, но не зацикливаясь на этой теме.

Вы как-то сказали в одном интервью, что очень любите костюмные роли.

Наверно, я это говорила про кино, потому что там мне интересен материал не современный, а в театре все что угодно.

В кино вам доводилось сниматься у разных режиссеров: Алексей Учитель, Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев Кто из них оказался самым неожиданным в работе?

Александр Зельдович. У него был такой фильм Зима-весна, и на съемках я попала в ситуацию, которой не ожидала: это была импровизация на камеру, были просто заданы какие-то правила игры, а дальше плыви, как можешь. Актерски это был буквально шок. Я вообще не понимала, как из ничего что-то можно соткать.

То есть совсем не было сценария?

Как такового не было, были какие-то намерения, отправная точка, а все остальное как-то шло само и собиралось по кускам из того, что есть. Я там была не одна, ко мне присоединилась куча артисток, и мы все были в этой приблизительной канве, никто толком не знал, что будет происходить. Мария Миронова, Ирина Гринева, Полина Кутепова все пытались что-то придумать. А кончилось это тем, что, когда я пришла на премьеру, Зельдович извинился: мою сцену ему пришлось вырезать. Но я совсем не расстроилась и не обиделась, я подумала, что и в этом был какой-то смысл: я что-то страшное для самой себя преодолела. Я ведь привыкла в основном опираться на текст, авторское слово. А тут был совершенно для меня новый подход к игре, к выражению режиссерского замысла!

Сегодня многие фоменки востребованы в кино. Какова политика в вашем театре по отношению к снимающимся актерам?

Какая тут может быть политика? У нас это все решается индивидуально. И актер, прежде всего, решает сам, и соответственно его занятость взвешивается тоже. Иногда репертуар подстраивается под актера, но бывают случаи, когда человек не занят в новых работах в течение пяти лет, а выходит только в своих старых и не репетирует в силу того, что много снимается. Когда актер соглашается на съемки, он же сам понимает, на что соглашается. Для меня многие соблазны отпадают сами собой даю в киногруппу свой рабочий график, и мне сразу говорят: Ой, нет, простите, наверное, ничего не получится.

У вас такая плотная занятость в репертуаре?

Да. Так что съемки мне вставить просто некуда, и я даже рада, что сейчас мне никто ничего масштабного не предлагает. Потому что пока я смогу из месяца найти дней пять свободных.

Многие актеры говорят о том, что работа в кино не похожа на театральную. Вам приходилось себя как-то перестраивать, чтобы выглядеть на экране так же органично, как вы смотритесь на сцене?

Я тоже сначала думала, что придется перестраиваться, но есть некие приемы, которые ты включаешь, когда включается камера несколько иная техника игры, но она не такая сложная. К ней привыкаешь.

Сколько времени вам нужно, чтобы подготовиться к выходу на сц


В избранное