Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Ирина Апексимова: Артист должен радоваться жизни


Ирина АпексимоваЭта осень для Ирины Апексимовой особенная. И дело не в новых спектаклях.

Они, разумеется, есть например, в одном из московских театров состоялась премьера спектакля Скамейка. И петь Ирина продолжает: программа сольных концертов под названием Одесситка, появившаяся год назад, расписана на месяцы вперед. И съемки в картинах идут своим чередом. Но дело в том, что теперь творчество актрисы Апексимовой сочетается с бесконечными сметами, накладными и договорами. С тех пор, как Ирину назначили директором перестраивающегося Театра Романа Виктюка в Сокольниках (случилось это минувшей весной), решение производственных вопросов занимает ее не меньше, чем работа над ролями. С разговора об этом мы и начали интервью.

Какие подвижки в новом театре? Что успели сделать?

Пожалуй, сейчас нам, то есть Театру Романа Виктюка, еще сложней, чем было прежде. Мы выехали из своего здания в Сокольниках и остались вообще без каких бы то ни было помещений. Это необходимый шаг. Просто наконец началась полноценная реставрация.

Вы хотите сказать ремонт?

Нет, реставрация, поскольку здание театра ДК имени Русакова памятник архитектуры. Оно было построено в 20-х годах прошлого века, и уход за ним нужен особый.


Если не ошибаюсь, здание ДК было передано Роману Григорьевичу 16 лет назад. Получается, что до сих пор в нем ничего не было сделано?

Ничего. Так уж получилось.

То есть предстоит сделать вам?

Ну да. Говорят, период реставрации и реконструкции продлится три года. Если повезет, может быть, справимся и за два сезона.

Какие, однако, интересные повороты делает жизнь: в 2000-м вы создали собственную антрепризу специально, чтобы иметь возможность работать с Виктюком, пригласили его поставить спектакль Наш Декамерон XXI, сыграли там главную роль. А теперь, наоборот, Виктюк позвал вас на должность директора!

И так, и не так. Во-первых, предложение о директорстве поступило от Департамента культуры Москвы, а не от Романа Григорьевича с ним обговорили, он не был против, но идея принадлежала департаменту. А во-вторых, двенадцать лет назад мне пришлось изрядно побегать за Романом Григорьевичем, чтобы уговорить его прийти в мою антрепризу. Вариант позвала пришел далек от истины. Роман Григорьевич неуловим. Но потом подружились, это правда. Виктюк поставил в моей антрепризе два спектакля Наш Декамерон XXI и Кармен. Он гениальный режиссер, он мой режиссер.

Ваш это какой?

Талантливый. Невероятно талантливый. Мне нравится его стиль работы достаточно жесткая форма, которая потом выливается в свободное, я бы даже сказала, импровизационное плавание. Мне интересно то, что он делает, интересно то, как он это делает. Для артиста большое счастье, когда можно доверять режиссеру на 150 процентов и не задумываться, что ты сейчас будешь делать на сцене, когда на нее выйдешь, ведь есть и такая режиссура, когда ты, как говорится, голым остаешься на сцене. А тут отдаешься режиссеру полностью, целиком и он выигрывает в этом.

Виктюк единственный режиссер, с которым вам так хорошо работалось?

Нет, почему же. Я замечательно работала с Ромой Козаком, мне было с ним комфортно. Прекрасно работала с Олегом Николаевичем Ефремовым, с Эймунтасом Някрошюсом.

Соглашаясь стать директором Театра Виктюка, вы наверняка думали и о том, что в дальнейшем можно будет играть в спектаклях Виктюка, ставить свои спектакли на этой сцене?

Играть да, конечно, я с удовольствием буду это делать, если Роман Григорьевич найдет подходящую для него и для меня пьесу. А ставить свои спектакли нет, никогда даже в голову не приходило.

А не получится ли так, что директорство, в конце концов, вытеснит творчество?

Ирина Апексимова Ни в коем случае! Я остаюсь актрисой — буду по-прежнему играть в театре и сниматься в кино, и петь. Недавно режиссер Никита Гриншпун выпустил спектакль Скамейка по Гельману. Там два актера я и Гоша Куценко. Кроме того, я продолжаю играть в спектакле Игра в правду, это постановка Независимого театрального проекта. И постоянно выступаю как певица с сольной программой Одесситка.

Кто инициатор постановки Скамейки? Вы? В смысле антреприза Ирины Апексимовой?

Да, это проект моего продюсерского центра. Не так уж долго он был в тени, всего четыре года.

Но последний спектакль вашей антрепризы вышел в 2004 году Дама с камелиями

Он был поставлен в 2004-м, а играли-то дольше. Всего спектаклей было четыре: Наш Декамерон XXI, Кармен, Веселые ребята и Дама с камелиями И шли она на разных сценах до 2009 года.

Скамейка пьеса о любви. Что за человек ваша героиня, что за образ, какой характер?

Это очень трудно описать. Во всяком случае, я таких еще не играла! Моя героиня контролер ОТК, и здесь важно четко понять ее социальный слой. Как сказал товарищ Маркс, бытие определяет сознание. И место, где ты работаешь, и люди, с которыми ты общаешься, — все это определяет твою сущность, все имеет значение. Моя героиня человек открытый и потому свои эмоции не умеет долго скрывать. Мы видим, что она одновременно ненавидит и безумно любит, проклинает и тут же прощает. Когда читаешь, думаешь: Боже мой, да как так можно: ты же только что хотела убить его, и вдруг говоришь: Женись на мне! Такой интересный характер.

А вы долго переживаете обиды, разочарования или удается освободиться от них достаточно быстро?

Переживаю, конечно. Естественно, как все нормальные люди, стараюсь забыть, но какие-то остаются дольше, какие-то быстро проходят. В зависимости от ситуации.

Когда в 2000 году, после десяти лет успешной работы во МХАТе (ныне МХТ) имени Чехова, после нескольких десятков спектаклей вас в одночасье уволили в результате странного профсоюзного скандала долго отходили?

Очень долго. Причем эта история так и остается каким-то вопросом, на который нет ответа.

Когда произошло увольнение? После смерти Ефремова?

Нет. За полгода до смерти.

Не сомневаюсь, что сейчас, двенадцать лет спустя, вы уже иначе воспринимаете то, что случилось.

Да, пожалуй. Думаю, Господь меня хранит: посылая испытания, спасает от каких-то еще более тяжелых ударов. Вполне вероятно, в случае со МХАТом именно так и было. Я отошла от шока, создала продюсерский центр, стала играть в своих антрепризах — играть то, что мне нравилось, что хотела… Началась другая жизнь.

А после 2000-го вас не приглашали больше работать в репертуарный театр?

Приглашал Олег Павлович Т


В избранное