Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Книга воспоминаний Валентины Талызиной


Книга воспоминаний Валентины ТалызинойМои пригорки, ручейки. Автобиография. Так назвала свою будущую книгу знаменитая советская ироссийская актриса Валентина Талызина.

Вотличие отмногочисленных актеров своего поколения, которые тоже добавили свою обложку наполку мемуаров отечественного кинематографа, она пишет легко иочень свободно, небоясь показаться слишком откровенной. Насчету уВалентины Талызиной более ста ролей вкино, втеатре Моссовета она работает с1958года, носамой знаменитой ееработой все равно остается голос Нади вфильме Ирония судьбы, илиС легким паром!. При этом мало кто знает, что маму дяди Федора вмультике про Простоквашино тоже озвучивала она.

Мы публикуем фрагменты изкниги мемуаров знаменитой актрисы, которая выйдет впродажу вноябре.

Приходите завтра

Яприехала наКазанский вокзал счемоданчиком, вмужской тенниске иклетчатой юбке. Остановилась усвоей троюродной сестры. Когда она узнала омоих наполеоновских планах, подняла брови: Валентина, это тебе непоплечу!. Но, несмотря набезнадёжное напутствие сестры, япоехала утром вГИТИС.

Влетела вздание инапоролась накрасивую женщину скандинавского типа поимени Дагмара. Она была толи латышка, толи литовка. Когда яобъявилаей, что приехала изОмска иуменя нет аттестата зрелости, она строго сказала: Отойдите инемешайте работать. Есть увас аттестат, нет увас аттестата неморочьте мне голову!.


Яотошла ивстала посреди вестибюля. Аувхода, намоё счастье, сидела старушка, худенькая, голубоглазенькая, средкими волосиками. Она, наверное, слышала отповедь Дагмары ивидела моё опрокинутое лицо. Пожалела меня, наверное, ипосоветовала: Вот сейчас пойдёт директор института, итывозьми его заруку. Ипошёл этот нахохлившийся директор, Матвей Алексеевич Горбунов, одно плечо выше другого, шевелюра спроседью, очень мохнатые брови иголубые глаза. Яего схватила заполу исказала, что яизОмска, что уменя нет аттестата, яучусь всельхозинституте ихочу стать актрисой. Онспросил таким гундосым голосом: Ачто вас тянет вмир искусства?. Яничего немогла ему ответить: Ну, вот тянет. Ну, приходите завтра.

Утром вплатье изцветного крепдешина, которое мама мне сшила навыпускной вечер, яприехала напрослушивание. Запускали пятёрками. Иопять там была эта Дагмара, которая меня, похоже, невзлюбила спервого взгляда: Отойдите, девушка. НоМатвей Алексеевич сказал: Нет, пропуститееё!. Явошла исела ждать своей очереди. Пошёл первый мальчик, второй. Наконец настала моя очередь.

Так как замоей спиной были три тысячи километров, без документов, внеизвестность, точиталая, наверное, всё-таки хорошо. Тургенева это были какие-то описания изЗаписок охотника, которые читать невозможно, стихи Пушкина. Акогда добралась доКорнейчука смонологом няни изПлатона Кречета, мне сказали, что достаточно, больше ненадо. Меня приняли спервого тура.

Потом, когда ястала студенткой ГИТИСа, педагог посценической речи сказал, что уменя ужасающий говор. Уменя было полное недоумение как, какой говор, откуда? Самое страшное, что тогда ясама этого неслышала. Мне нравилось заниматься сценической речью, зубрить гласные исогласные.

Транспортный заяц Роман Виктюк

Всамые первые дни моей учёбы вГИТИСе япознакомилась сРомой Виктюком. Помню, как внашу комнату ворвался худенький юноша студент второго курса Виктюк. Онвлетел, окинул многозначительным взглядом всю нашу девичью компанию, скромно сидевшую накойках, изаявил: Новенькие! Ачего расселись? Пошли гулять поМоскве!.

Онуже второй год учился вГИТИСе ичувствовал себя москвичом. Амыбыли какие-то пришибленные, тихие. Имыпокорно, как курицы, пошли занашим гидом Виктюком. Аонуверенно показывал нам город, магазины, остановки всё, что могло пригодиться внашей новой столичной жизни.

Итак получилось, что все девочки потихоньку откололись отнашей провинциальной компании. Утой, что изПодмосковья, завязался роман, киевлянки общались сосвоими знакомыми, ленинградка тоже почему-то отошла, аяприклеилась кРоме.Онменя поражал своей внутренней свободой, самоуверенностью икакой-то безоглядной отвагой, граничившей снаглостью.

Расскажу одну историю. ВГИТИСе есть высокая лестница, покоторой летел Рома, аему навстречу поднимался Завадский художественный руководитель института. Мэтр остановился исказал: Молодой человек!. НоВиктюк нёсся дальше. Тогда Завадский взял октаву выше: Молодой человек, яквам обращаюсь! Почему вынездороваетесь?! Виктюк без паузы выдал: Аявас незнаю! Ипогнал себе дальше, аЗавадский застыл вполном недоумении.

Рома заходил замной испрашивал: Что тысегодня вечером делаешь? Ничего. Всё, идём втеатр!. Онтаскал меня повсем театрам. Мыходили вКонсерваторию инаконцерты. Мой новый друг обладал уникальной способностью проходить без билета влюбой театр. Клянусь: влюбой! Для него несуществовало закрытых дверей. Онбрал барьеры слёту.

Ромины уроки… Такое забыть невозможно. Виктюк научил меня ездить втроллейбусе зайцем. Честно говоря, никакого удовольствия, кроме грошовой экономии, мне это недоставляло. Незнаю, как умоего напарника, ноуменя нервы были напряжены допредела. Яжутко боялась контролеров.

…Никто, ниодин человек вмире немогбы тогда предсказать, что Виктюк, этот провинциальный мальчик изЛьвова, взорвёт московскую театральную жизнь. Ноуже втовремя внём ощущался мощнейший заряд, космическая энергетика.

Что скрывать? Конечно, ябыла внего влюблена. Вся моя природная влюбчивость хлынула навстречу этому мальчику. Яего обожала, и, видимо, это бросалось вглаза, потому что Галина Петровна Рождественская сказала мне однажды: Валя, выходи замуж заВиктюка!. Япросто язык проглотила отизумления, апотом пробормотала: Нукакже? Онведь…. Ой, Валя! засмеялась Галина Петровна. Это всё пустяки. Главное онсвой!.

Странно, чтоя, девочка изСибири, воспитанная впуританстве инезнавшая довстречи сРомой, что такое бывает, относилась кнеобычным пристрастиям Виктюка наредкость лояльно. Исегодня япо-прежнему считаю, что влюбви человек имеет право быть свободным.

Вспоминается забавный эпизод. После киевской премьеры Лолиты была пресс-конференция. Народу яблоку негде упасть! Имне приходит записка: Несмущаетли васто, что выработаете втеатре, где главный режиссёр любит мужчин?. Я, конечно, зачитала еёвслух исказала: Главное, что ондействительно любит. Аразве это может смущать?. Зал неожидал такого поворота. Насекунду повисла тишина, апотом грянули аплодисменты.

…Репетировали сним спектакль Бабочка… Бабочка…, как мне кажется, неплохой. НоРоман Григорьевич имеет привычку бросаться своими спектаклями. Что-то вБабочке его неустроило, ионлегко переступил через нас, актёров, ичерез спектакль. Яперестала сним после этого общаться. Он, конечно, выдаёт время отвремени какие-то перлы вприсущей ему манере. Токак-то бросил, что ябыла его пионервожатой, тогде-то вообще залепил, будто яего небесная невес


В избранное