Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Елена Санаева: Ролан Быков почти меня не снимал…


Елена Санаева и Ролан БыковОбычно актрисы не любят говорить о своем возрасте. С Еленой Санаевой получилась другая история: она не только свой возраст не скрывает, но попросила исправить ошибку, которая гуляет в Интернете. Там сказано, что у Елены Всеволодовны круглая дата в следующем году.

- Зачем себе годы убавлять? — удивилась актриса.

- Это счастье, что Господь тебя терпит и ты можешь отмечать (или не отмечать — по желанию) свой день рождения. Моей тетушке уже под 90 лет. Она иногда мне говорит: Не осталось ни одной косточки, которая не болит. Но жить все равно хочется, потому что интересно. Мне тоже очень интересно жить!

Русские артистки советскому кино не нужны

- Принято считать, что актерская профессия — это зона риска, зависимость от режиссера, обстоятельств и везения. Вы, как мне кажется, с рождения не были в зоне риска. Отец — знаменитый актер Всеволод Санаев, муж — Ролан Быков, не только талантливый актер, но и режиссер…

- Это распространенное заблуждение думать, что если муж — режиссер, то и его жена-актриса обеспечена работой. Правда, иногда такое случается.

Когда я окончила театральный институт и мне очень хотелось играть на сцене, сниматься, а меня не приглашали на главные роли, а приглашали других, я очень переживала из-за этого. Но меня успокоил отец: Главное, верить в себя. Случай обязательно придет, ты будь к нему готова. Это была единственная поддержка и помощь от отца. Он никогда за меня не хлопотал, не просил, так что благодаря отцу в моей творческой судьбе ничего не случилось.

То же было и с моим мужем. Ролан Быков почти не снимал меня в своих фильмах. Я снялась в небольших ролях в его картинах Нос и Чучело. Когда он приступил к съемкам фильма Автомобиль, скрипка и собака Клякса — это был пик наших отношений. Я могла бы, наверное, сказать: Попробуй меня на роль мамы девочки. Но я этого не сказала, боялась, что он заподозрит корысть с моей стороны. На эту роль он пригласил Галину Польских. А я осталась… болельщицей этого фильма.

Быков состоялся как режиссер еще до встречи со мной и мне даже не приходило в голову, что он вдруг положит свой талант к моим ногам. Но горькие размышления на эту тему, не буду скрывать, все же были. Однажды в Доме кино проходил вечер памяти Михаила Ромма.

Этот вечер готовил Быков. Он предложил, чтобы звучали воспоминания Елены Кузьминой, жены Ромма. Кто бы мог прочитать? — размышлял он вслух.

- Маргарита Терехова? Нет.

- Ия Саввина? Она больна…

Кто-то подсказал: Может быть, Алла Демидова. Аллочка! — обрадовался Быков.

- Замечательно, и талантливая, и умная. А я стою рядом: не умная? Не талантливая?.. И при этом он не раз говорил: Санаева, ты настоящая русская артистка. Правда, русские артистки советскому кино не нужны. Я все равно придумаю для тебя роль, где ты взорвешься успехом. Но тогда тебя у меня уведут… На что я ему ответила: Ну я же не лошадь, чтобы меня уводить из стойла.

Я не вела дневники, но мне было так обидно, что я записала в тетрадке этот случай. И дальше записала такие слова: не может быть ни злости, ни обиды. Иначе нужно уходить. В какой-то момент надо было выбирать: уходить от мужа или принять все как есть и не держать на него зла. При всех моих переживаниях по поводу собственной реализации я не ушла от Быкова и никогда ему не попеняла. У нас был гармоничный союз, я жила его интересами. Его переживания были и моими тоже. У Быкова творческая судьба складывалась не гладко.

Чучело стояло ему инфаркта

- Какая все-таки у актеров суровая профессия…

- Муж был героем запрещенных картин. Фильмы, в которых он снимался — Комиссар, Проверки на дорогах, — долгие годы лежали на полках. Пятнадцать лет он пробивал съемки Ревизора. А эту постановку отдали комедиографу Леониду Гайдаю. Быкову не дали снять Грозу по Островскому. И вообще восемь лет не давали снимать. Фильм Чучело запускался с большим трудом. А уж выход стоил ему обширного инфаркта. Но это была жизнь, интересная и сложная, с одним из умнейших, талантливейших людей нашего времени, очень добрым человеком.

- Материала о вашей семье собралось на целую книгу. Не хотите написать мемуары?

- Собиралась и уже написала семнадцать страниц. Но мой сын (Павел Санаев — писатель, режиссер, автор повести Похороните меня за плинтусом) сказал: Мама, кому это нужно? И выбил почву из-под ног. Может, прав? А Паша пишет свою вторую книгу — роман. Иногда он звонит мне: Представляешь, просидел за рабочим столом двенадцать часов и не написал ни строчки. Над повестью Похороните меня за плинтусом он тоже работал долго и мучительно. А читаешь ее на одном дыхании.

- Сейчас что в вашей творческой жизни происходит?

- Я сняла пять документальных фильмов, которые шли по телевидению, — об Алексее Германе, Юрии Росте… Сделала фильм о Быкове. Выпустила его дневники, книжку стихов, сказку для взрослых Заколдованная принцесса. В фильме Старая новая сказка сыграла главную роль — Бабу-ягу. Снялась в сериале Не покидай меня, любовь. Работаю над сборником статей Быкова, и есть договоренность, что эту книгу выпустят. И играю в театре Школа современной пьесы уже 4-й сезон. У меня здесь любимые роли, и мне кажется, что я здесь прижилась.

Октябрь 2012

Источник

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное