Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Евгения Симонова: Главное – это твои собственные ощущения


Евгения СимоноваВ минувшем сезоне Евгения Симонова по приглашению Галины Волчек и режиссера Евгения Арье сыграла Тамару в спектакле Современника

Враги: история любви. По результатам зрительского голосования, работа актрисы выдвинута на премию Звезда Театрала-2011 в номинации Лучшая женская роль (итоги премии будут объявлены в декабре). А в начале этого сезона Евгения Симонова удивила зрителей еще одной сильной работой, сыграв в Театре Маяковского главную женскую роль в тургеневской пьесе Месяц в деревне. С разговора об этой работе и началось интервью

Евгения Павловна, время часто диктует спрос на авторов. Например, в эпоху перестройки стали популярны герои Островского с их бешеными деньгами или пороками от бедности. Но бывает и противоположное: сегодня тургеневские персонажи с их нежными чувствами, казалось бы, совсем не вписываются в эпоху. И театр словно в противовес времени показывает этих выпавших из жизни типов

Да, совершенно согласна

В связи с этим вопрос: лично для вас, о чем спектакль Месяц в деревне?

Для меня он о том, что мир чувств, мир ощущений совсем не меняется. Он и сегодня такой же, каким был в эпоху Тургенева. Какой бы социальный строй ни был на дворе, человеческий мир особо не изменился. Мысль не оригинальна, но она бесконечна: если Софокл или Еврипид могут звучать современно, то чего уж говорить о Тургеневе. Это спектакль про чувства и чувствование. И здесь во многом сказались поэтические пристрастия режиссера Александра Огарева. Вместе с художником Татьяной Видановой он создал атмосферу поэтического театра красивый изысканный мир. И при этом нашу работу сопровождало стремление вверх путь к чему-то светлому, позитивному. Мы сошлись на том, что сильные чувства никогда не проходят бесследно. И пусть они не приводят к счастливому финалу, но они все равно обогащают человека. Тургеневские герои, как известно, расстаются, но при этом каждый уезжает с неким своим приобретением. Каждый из них что-то вынес из этой скорбной истории.

Для меня Месяц в деревне актуален всегда как музыка Баха, которая поддается любому стилю исполнения. Кстати, в актуальности этой темы я окончательно убедилась буквально через пару дней после премьеры. У моего 12-летнего внука Леши и дочери Зои дни рождения идут друг за другом. Я пришла к ним в гости, и Леша произносил тост. Он сказал: Мама, понимаешь, каждый год мы празднуем день рождения. Что это такое? Это некий итог накопленному опыту, каким-то знаниям, чувствам. Над столом повисла тишина. Леша продолжает: Ты как бы смотришь на себя со стороны. Мама, тебе 35 лет, но ты не стареешь, а приобретаешь все больше и больше опыта. Как 12-летний мальчик пришел к такому выводу, это, конечно, отдельный вопрос. Но главное, что он точно сформулировал мысль, которую мы вкладывали в спектакль. Я была потрясена

Ваша героиня живет в достатке, но ей не позавидуешь, поскольку для личного счастья она должна сделать сложный выбор. А вас жизнь ставила в такие рамки?

Ставила время от времени. И в мире чувств у меня тоже были сомнения. Но мне помогла разобраться в себе Ада Владимировна Брискиндова замечательный педагог из Щукинского училища, которая преподавала французский язык. Она не раз говорила: Если сомневаешься то не делай ничего. Совершай поступок, только когда не остается сомнений. И даже если все кругом будут против не обращай внимания. Главное это твои собственные ощущения. А пока ты спрашиваешь, что делать, не нужно делать ничего. И я по сей день следую ее совету.

Но ведь это идеал, а в реальности не всегда успеваешь сориентироваться в ситуации

Все равно нужно остановиться и спокойно все взвесить. Если бы я жила только эмоциями, то давно бы ушла из Театра Маяковского, поскольку не раз были порывы бросить все и перейти в другую труппу. Например, у меня был период, когда я очень долго не репетировала и понимала, что в новых постановках не сыграю

Я полагаю, что именно в такие периоды вы и начинали сотрудничать с другими театрами. Так, вероятно, возник в вашей жизни Современник?

Да, потому что когда актер испытывает голод, он может утолять его на стороне. Причем я ходила на сторону и раньше играла на Таганке, в Табакерке, в Театре армии, Театре Станиславского. Но мой первый опыт подобного рода был связан с театром Сфера, который я очень люблю. В этом году, кстати, Сфере исполняется 30 лет, и Екатерина Еланская пригласила меня на праздник. Я непременно буду, потому что с этим театром связан очень мощный отрезок моей жизни: я сыграла там несколько спектаклей, но самое главное, Екатерина Ильинична очень многому меня научила, поскольку все время растягивала амплуа: она предлагала делать то, чего я раньше никогда не делала. Например, в спектакле Там вдали мы вместе с замечательным актером Евгением Киндиновым сыграли шукшинских персонажей. А еще Еланская научила меня читать стихи, хотя я раньше боялась этого как огня. Она давала мне работу, что называется, на сопротивление: я мучительно боролась, чтобы оправдать ее надежды.

Но эта отчаянная борьба с собой, наверное, никуда не уходит? Я удивился, когда на одной из встреч со зрителями, вы сказали, что все равно чувствуете легкую дрожь

Да и не только на встречах. Так произошло, например, на Врагах в Современнике, когда я провалилась

В каком смысле?

В прямом. Я стала проваливаться. Это первая сцена, которую репетировали больше всего И больше всего, мне казалось, я ее чувствую. Но начались показы на зрителях и я один день сыграла неплохо, а на второй пришел весь Современник и я, как назло, чувствую абсолютную пустоту. Просто ступор какой-то. После спектакля за кулисы пришла моя обожаемая Марина Неелова.

Слава Богу, я не знала, что она в зале. Но когда она заглянула ко мне в гримерку, я хотела покончить жизнь самоубийством, потому что бесконечно ее уважаю, она мой кумир, а тут такой позор. И все же она очень хорошо отнеслась к спектаклю, а мне сказала такие точные вещи, которые мощно помогли. Но все равно я прорыдала весь банкет. Галина Борисовна говорила: Хватит. Сколько можно плакать. Надоело Я понимаю, что походила на городскую сумасшедшую, но думала: 35 лет работаю в театре и почему мой актерский аппарат по-прежнему дает сбой? Я ничего не освоила. И как бы меня ни утешали, я вижу, что роль не получилась. Можно быть изумительным артистом и в какой-то момент провести зрителя на театральной мякине: ну не посетило вдохновенье сымитировал поведение своего героя, технически провел спектакль и поехал домой. А я так не могу. Причем как только у меня возникает иллюзия, что я совладала с собой, внутренний аппарат тут же ломается. Это серьезный недостаток.

Признаться, не ожидал такого ответа. Думал, вы вспомните, например, репетицию с Гончаровым, когда что-то не сложилось. Но представить, чтобы до сих пор это чувство осталось

По сей день. Оно никуда не ушло.

И все-таки я понимаю наших читателей, которые выдвинули роль Тамары из Врагов на премию Звезда Театрала. Кстати говоря, в жизни вы встречали таких жен


В избранное