Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России «Сладкая женщина» Натальи Гундаревой


Наталья Гундарева и Олег ЯнковскийВшестидесятые годы прошлого века писательница Ирина Велембовская была настоящей любимицей публики. Ееназывали Шукшин вюбке.

Еекниги продавались громадными тиражами ипереводились наиностранные языки. Понятно, что кинематограф немог пройти мимо: Велембовской предложили написать сценарий поеесобственной повести Сладкая женщина.

Сюжетные линии иакценты вкиносценарии оказались несколько иными, чем вкниге. Носуть осталась прежней. Фильм Сладкая женщина очередная вариация натему покорения Москвы. Только вэтом случае провинциальная Золушка, добившись всего того, очем так мечтала усебя вдеревне (работа, квартира, материальное благополучие), неможет найти главного обычного семейного счастья.

Ставить картину было поручено режиссеру Владимиру Фетину, который после шумного успеха комедии Полосатый рейс вдруг увлекся жизнеописанием русских женщин ссильным характером. Иполучалось это унего, надо признать, проникновенно. Должно быть, оттого, что оннашел свою музу вжизни ивкино. Еюдолгие годы была актриса Людмила Чурсина.

Они встретились в1964 году насъемках картины Донская повесть. Людмила еще училась втеатральном, аВладимир, будучи нашестнадцать лет старше, уже был маститым режиссером. Она стала для него насто-ящей Галатеей. Фетин даже картины подбирал, чтобы они ярче показывали красоту италант жены-актрисы, Виринея, Любовь Яровая Открытая книга… Вот инасей раз, прочитав сценарий Сладкой женщины, онуже знал, кто сыграет главную женскую роль.

Смена состава

Именно срасчетом нато, что сладкой героиней будет Людмила Чурсина, подбирались актеры намужские роли. Практически сразу был утвержден Петр Вельяминов, который втегоды был навершине славы, авсе благодаря многосерийному фильму Валерия Ускова иВладимира Краснопольского Тени исчезают вполдень. Удивительный факт: актер, отсидевший всю юность влагерях (шестнадцатилетнего мальчишку арестовали пообвинению вучастии вантисоветской организации ипродержали взаключении девять лет идевять дней), вкино часто воплощал образы военных. Вот ивСладкой женщине Фетин доверил Вельяминову роль мужа-фронтовика.

Другой значимый мужской образ интеллигента Тихона, которому претило мещанство Анны, режиссер решил предложить безумно популярному втегоды Владимиру Высоцкому. Однако пришлось потратить немало сил ивремени, чтобы вызвать актера накинопробы: Высоцкий снимался уАлександра Митты вфильме Сказ прото, как царь Петр арапа женил ипараллельно играл втеатре, поэтому каждый день унего был расписан буквально почасам.

Тем неменее Владимир Фетин проявил незаурядную настойчивость, ивконце концов Владимир Cеменович прибыл вгород наНеве. Кинопробы получились просто потрясающими. Вся съемочная группа была ввосторге отнового образа известного актера.

Вархивах Ленфильма долгое время хранилась переписка директора киностудии сруководством Театра наТаганке. Речь шла как раз оВысоцком.

Уважаемый Юрий Петрович! Киностудия Ленфильм приступила кпроизводству нового цветного широкоэкранного фильма Сладкая женщина впостановке режиссера В.Фетина. Художественным советом студии нароль Тихона утвержден актер Вашего театра Владимир Семенович Высоцкий. Убедительно просим Вас разрешить актеру В.Высоцкому сниматься вфильме впериод с4января по26мая. Всего съемочных дней 17. Съемочный график актера будет нами заблаговременно согласован срежиссерским управлением театра.

16декабря 1975 года наЛенфильм изТеатра наТаганке ушел ответ: Руководство Московского театра драмы икомедии наТаганке невозражает против съемок артиста театра В.С. Высоцкого вк/ф Сладкая женщина режиссера В.Фетина накиностудии Ленфильм впериод с4января по26мая 1976г. всвободное отосновной работы время.

Авот дальше случилось неожиданное.

Владимир Высоцкий, еще раз просмотрев свой график… сам отказался отучастия вСладкой женщине. Однако заактером уже тянулся шлейф непризнанного гения, поэтому некоторые биографы поспешили написать: мол, Высоцкого зарубили чиновники Ленфильма, запретив воплотить наэкране образ настоящего интеллигента. Как видите, эта переписка наглядно сей факт опровергает: изписьма следует, что накиностудии кандидатура Владимира Семеновича была уже утверждена, даиЮрий Любимов невозражал против участия актера своего театра вгрядущей постановке…

НуаВладимиру Фетину пришлось всрочном порядке искать другого претендента нароль Тихона. Наконец после многочисленных проб был утвержден Олег Янковский. Казалось, основной актерский состав собран. Можно приступать ксъемкам. Ивот тут режиссера ожидал новый сюрприз. Еще более ошеломляющий, чем отказ Высоцкого. Отучастия вкартине отказалась иглавная героиня его супруга, несравненная Людмила Чурсина.

Анна нашее

Объяснения Чурсиной были вполне логичны: внимательно вчитавшись всценарий, она поняла, что эта роль просто неее. И случай редкий! сама предложила попробовать молодую Наталью Гундареву.

Нотут Владимир Фетин засомневался. Ведь актрисе нужно было, во-первых, провести героиню отмолоденькой девчонки, укоторой впереди вся жизнь, довполне зрелой дамы. Во-вторых, показать Анну Доброхотову, сееблеклым внутренним миром, все равно по-своему привлекательной, чтобы вызвать узрителя нененависть ипрезрение, ажалость. АГундарева тогда еще неиграла главных ролей, ипотенциала ееникто незнал. Была еще одна причина, покоторой режиссер боялся доверить роль именно Наталье. Согласно сценарию, сладкая женщина особа очень симпатичная. Атаковой себя несчитала даже сама Гундарева. Ведь она, занимаясь сюных лет втеатральной студии, даже непомышляла отом, чтобы выйти напрофессиональную сцену. Увы, фактура уменя несамая подходящая. Втеатре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, ая полная, рыхлая, себя стеснялась, вспоминала потом Наталья Георгиевна осебе тех лет.

Неприбавил ейуверенности идебют вкино. После выхода фильма Здравствуй ипрощай! (дело было в1972году) Гундарева призналась коллегам: Это полный кошмар! Экрана еще непридумали, чтобы мою силу поместить!

Именно поэтому, когда ейпозвонили сЛенфильма спросьбой приехать накинопробы ккартине Сладкая женщина, она… решительно отказалась. Авыменя вжизни видели? напрямую спросила Гундарева уассистента режиссера. Это неважно, нам советовали… ответили натом конце провода. Нет, это важно, очень важно, была непреклонна актриса. Потому что, как мне кажется, яврядли вам подойду.

Она тогда просто боялась, что после личного знакомства режиссер ейоткажет. Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать наглавную роль мне неприходилось. Была надежда, что, может быть, меня будут брать вкакие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Новот главные роли это врядли, будто оправдываясь, признает она позже причину своей резкости.

Однако ассистента поактерам подобный диалог вовсе необескуражил. Давайте вывсе-таки приедете вЛенинград, мыпознакомимся лично. Влюбом случае, даже если вынеподойдете именно наэту роль, урежиссера Владимира Александровича Фетина будут еще идругие, вследующих картинах…

ИГундарева пошла паковать чемодан. Насамом деле она безумно хотела сыграть вэтом фильме. Ктомуже вТеатре имени Маяковского, куда еепригласили сразу после окончания училища икоторый она считала своим родным домом, наступила вынуж-денная пауза.

Поэтому она полностью выложилась накинопробах. Иеесмотрины были признаны блестящими. Буквально вся съемочная группа недоумевала: куда делась некоторая грузность иэти злосчастные лишние килограммы, из-за которых так переживала актриса? Перед камерой возникала совсем другая женщина: легкая, изящная, грациозная иневероятно привлекательная.

Наталья Гундарева и Петр ВельяминовИпосле долгих раздумий Владимир Фетин решил доверить главную роль именноей. Гундарева вспоминала, что, узнав освоем утверждении, она испытала настоящий щенячий восторг. Энергия била через край, еще доначала съемок она придумывала новые иновые черточки для своей героини. Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что кэтому времени вомне вызрело, все, что японимала обэтой жизни, олюдях, все хотелось втолкнуть вэту работу. Ябыла щедра, безудержна, яничего нежалела, мне хотелось все туда воткнуть.

Она бродила поулицам инаблюдала заженщинами, спешащими посвоим делам. Заходила вмагазиныи, рассматривая очереди, схватывала теили иные позы, мимику, жесты. Яуже видела свою сладкую женщину: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки…

Мои героини ведут себя нетак, какя, но, чтобы сыграть ихчувства иреакцию, ядолжна представить себя наихместе. Аэто невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого.

Она стремилась, чтобы Анне Доброхотовой сочувствовали, чтобы рождалось желание погладить еепоголове, анеосудить завещизм иотсутствие искренних чувств. ВАнне мне хотелось нетолько обнажить ееэгоизм идуховную сытость, говорила Гундарева, ноичтобы зритель почувствовал ееодиночество истрах, которые она прячет заковры идиваны…

Своей цели Гундарева достигла. После фильма Сладкая женщина она вбуквальном смысле слова проснулась знаменитой (нуникуда без этой избитой фразы!). Картина стала лидером проката вСоветском Союзе ибыла закуплена для показа вомногих странах мира. Ктомуже, согласно опросам тех лет, зрители назвали Наталью Гундареву лучшей актрисой года. Это было заслуженное признание. Ведь Наталья, несмотря насвой достаточно юный возраст (всего двадцать восемь лет), смогла удивительно достоверно передать процесс взросления своей героини отнаивной сельской девушки дозрелой матроны.

Эта грань ееталанта после Сладкой женщины была подостоинству оценена режиссерами. Действительно, Гундарева умела настолько органично вживаться всвои роли, что зрители верили: она такая, какой предстает наэкране. Аона была очень разной. Имногие, встречаясь сактрисой вреальной жизни, бывали порой крайне удивлены. Актриса Майя Полянская, кпримеру, вспоминает отаком случае, который очень характеризует характер Гундаревой: Однажды нагастролях вКиеве мылениво поднимаемся спляжа покрутому берегу Днепра. Снами мой шестилетний сын. Онносится без устали, вертится под ногамии, зная, что заповоротом дорожки будет тир, клянчит: Нупойдемте постреляем, нупойдемте… Наталья берет его заруку, иребенок становится шелковым. Мывсе-таки идем втир. Наталья заряжает ружье, говорит: Алеша , смотри, как это делается, отворачивается отстенда смишенями, держа ружье навытянутой руке, стреляети, квсеобщему удивлению ивосторгу, выбивает лучший приз.

Даисама актриса, которая неочень-то любила откровения впрессе, однажды призналась: Явпринципе нетакая ведь простая иоткрытая, как кажется. Когда-то япопала ваварию, после больницы лежала дома. Комне приехал Гончаров, посмотрел намою квартиру иудивился. Уменя ведь все темное темные обои, коричневые гардины, вечный полумрак. Яженщина сумеречная… Гончаров тогда сказал: Сколько лет вас знаю, Наташа, авы, оказывается, совсем другой человек!

Нодля миллионов россиян она все равно оставалась сладкой женщиной. Ивыражение это уже давно стало крылатым. Что примечательно, так зовут тех дам, которым хотят сказать: Тысамая обаятельная ипривлекательная! Азначит, сосвоей задачей вызвать узрителей нененависть ипрезрение, асимпатию ижалость Наталья Гундарева справилась.

Октябрь 2011

Источник


Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное