Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Семнадцать мгновений Лиозновой


Татьяна ЛиозноваНе стало Татьяны Лиозновой. Режиссера Трех тополей на Плющихе и Семнадцати мгновений весны. Маленькой хрупкой женщины, приручившей большой стиль советского кинематографа, придав ему необходимые лоск и порядок, который может создать только женщина. А также надрыв и глубину. Сегодня мы вспоминаем семнадцать мгновений из этой непростой, но очень яркой жизни.

1. Татьяна Лиознова родилась вМоскве 20июля 1924 года всемье инженера-экономиста.

2. Война. В1941 году отец Лиозновой уходит нафронт ивскоре погибает. Сама она поступает вМосковский авиационный институт, нопосле первогоже семестра забирает документы.

3. ВГИК. Татьяна Михайловна поступает воВГИК в1943году, сходу попав вэкспериментальную мастерскую Сергея Герасимова иТамары Макаровой, вкоторой впервые актеры учатся вместе срежиссерами. Иснова: непроходит иодного семестра, как ейуказывают надверь. Наэтот раз уже поинициативе преподавателей, посчитавших, что уэтой 19-летней девушки еще недостаточно опыта, чтобы снимать кино. Пришлось Лиозновой впервые проявить свой знаменитый железный характер, который вбудущем нераз помогал ейврешении творческих задач. Подкараулив Герасимова иМакарову вдверях института, она буквально заставила ихознакомиться сосвоими учебными работами. Втотже день было принято решение Лиознову накурсе оставить.


4. Кармен. Так назывался студенческий спектакль, поставленный Лиозновой воВГИКе сИнной Макаровой вглавной роли. Побывавший наспектакле писатель Александр Фадеев пришел ввосторг отигры молодой актрисы ипосле рассказывал Герасимову, как раз готовившемуся кэкранизации его романа Молодая гвардия: Вот вам иЛюбка Шевцова.

5. Молодая гвардия. Этот легендарный фильм Сергея Герасимова нетолько оказался путевкой вжизнь для таких актеров, как Инна Макарова, Вячеслав Тихонов иНонна Мордюкова, ноивпервые дал возможность Лиозновой поработать наплощадке. Пока еще вроли помощника режиссера.

6. Киностудия имени Горького. Закончив сотличием ВГИК, Лиознова пораспределению попадает настудию имени Горького, расположившуюся засоседним забором. Увы, родства душ сруководством студии это необеспечило. Вскоре режиссера увольняют. Она содержит себя ибольную маму наденьги, вырученные отшитья платьев назаказ.

7. Седая девушка. Новую жизнь всвою ученицу вдохнул все тотже Сергей Аполлинариевич Герасимов, позвавший Лиознову ставить спектакль Седая девушка вТеатре Вахтангова. Авскоре вМосковском ТЮЗе пойдет еепьеса Голубая звезда, вкоторой главную роль сыграл совсем еще молодой Ролан Быков.

8. Память сердца. Прошло почти десять лет смомента окончания ВГИКа, прежде чем Татьяне Лиозновой удалось получить собственную постановку лирическую историю овойне сТамарой Макаровой иАлексеем Поповым вглавных ролях. Ктому моменту Лиознова снова работала настудии имени Горького, отвоевав уотдела кадров Госкино СССР сначала должность ассистента пореквизиту, потом второго режиссера итолько пять лет спустя режиссера-постановщика.

9. Евдокия. Киноповесть оженщине, приютившей пять сирот, ипервый кинохит отТатьяны Лиозновой, который вСоюзе посмотрели больше тридцати миллионов человек.

10. Импокоряется небо. Один семестр вМАИ непроходит даром. Татьяна Лиознова снимает фильм олетчиках-испытателях. Это спрятанное под упаковкой традиционного советского фильма вославу Героев Соцтруда (вданном случае летчиков-испытателей иконструкторов истребителей МиГ-9) сильнейшее психологическое расследование натему людей, находящихся впограничном состоянии, выполненное совсеми фигурами высшего пилотажа. Внебе заштурвалом истребителей солировали Николай Рыбников иВладимир Седов. Наземле зачертежами Евгений Евстигнеев. Азавсех вдов, безвременно потерявших своих героев, проливала слезы Светлана Светличная.

11. Три тополя наПлющихе. Незабываемый дуэт Татьяны Дорониной иОлега Ефремова. Один из лучших фильмов оневозможности любви. Атакже вздох ой на44-й минуте фильма, которым Нюра перебивает собственное исполнение песни Нежность намузыку Александры Пахмутовой.

12. Семнадцать мгновений весны. 12-серийная эпопея. Первый российский телесериал. Лучший российский телесериал. Вячеслав Тихонов, Евгений Евстигнеев, Лев Дуров, Леонид Броневой. Миллионы поклонников повсему миру ипочетное место вэфире досих пор.

13. Мы, нижеподписавшиеся. Члены комиссии облисполкома попути изодного города вдругой рассуждают ввагоне отом, стоитли принимать акт оприемке хлебозавода или нет. Чиновники, бюрократия, слова Леонида Куравлева отом, чтоон, конечно, дурак, нодумающий дурак, аесть умные люди, которые совершенно нехотят думать. Затридцать лет стех пор мало что изменилось.

14. Карнавал. Последняя признанная массовой публикой удача. Ирина Муравьева, поющая голосом Жанны Рождественской, ипрочие трудности провинциальной девушки, приехавшей покорять Москву.

15. Конец света споследующим симпозиумом. Последняя режиссерская работа Лиозновой. Политический памфлет против атомной войны, оставшийся почти незамеченным всамом разгаре перестройки.

16. Колоризация. Разукрашенные Мюллер иШтирлиц. Возмущение иудивление состороны поклонников, зато легендарный сериал снова попадает впрайм-тайм федерального канала.

17. 29сентября 2011 года ввозрасте 87лет Татьяны Михайловны Лиозновой нестало. Прощание срежиссером состоится 1октября в10.00в ритуальном зале ЦКБ 2. Затем пройдет отпевание вхраме Святого Трифона. Похоронят Лиознову наДонском кладбище.

Она не была одна

Одна известная актриса, которой Лиознова подарила прекрасную роль вфильме Карнавал, однажды всердцах сказала: Нутеперь-то, надеюсь, она понимает, почему настарости лет осталась одна. Тогда яподумал: какже вжизни этой артистке повезло, если, будучи человеком незыблемых семейных ценностей (одно изглавных условий согласия сниматься неуезжать далеко отМосквы), она сделала еще иблестящую, по-настоящему звездную профессиональную карьеру.

Тогда яробко ответил: все так, только еслибы нелиозновская жесткость идаже жестокость, небылобы великих фильмов, которые десятилетиями смотрела вся страна. Абылбы рядовой сериал про разведчика, вкотором главную роль почему-то сыграл обаятельный пройдоха-грузин, посовместительству муж. Или обычная любовная мелодрама спопулярной сокурсницей (худсовет утвердилбы нараз!) вглавной роли, авовсе несвеликой ипочти всегда отвергающей даже хорошие сценарии Татьяной Дорониной. Чей характер наплощадке был настолько крут, что перед ним пасовала даже железная леди Татьяна Лиознова.

Вообще умногих актеров округлялись глаза, когда они слышали отменя: Завтра буду уТатьяны Михайловны, хотите передам отвас привет. Приветы, конечно, передавали. Нообщаться неспешили. Помню, как через несколько месяцев после нашего разговора неожиданно позвонил Леонид Куравлёв: Досих пор себя корю, что непошел кней вбольницу. Но, Славка, пойми, ябоюсь еедосих пор!

Актеры небыли ееблизкими друзьями. Аужтем более актрисы. Даже гениальному Вячеславу Тихонову, сыгравшему Штирлица, вобычной жизни отводилась роль второго плана. Зато вглавных ролях были Станислав Ростоцкий, директор Киностудии имени Горького Григорий Бритиков, Иосиф Кобзон, Роберт Рождественский. Мужская компания. Разговор наравных. Именно эти люди приехали кЛиозновой, когда уже впочтенном возрасте умерла еемама Ида Израильевна: она-то долгое время ибыла настоящей иполноценной семьей Татьяны Михайловны.

Лиознова, разумеется, никогда небыла синим чулком. Наоборот природу мужчины иженщины чувствовала феноменально. Помню еерассказ, как довстречи сДорониной (она жила тогда вЛенинграде ибыла известна прежде всего театралам) искала актрису нароль Нюры вфильме Три тополя наПлющихе. Первым посылом ккартине, как известно, была уже написанная ишироко звучащая песня Александры Пахмутовой Нежность. Лиознова рассказывала: Накрайний случай ябы записала Нонку Мордюкову сэтой песней намагнитофон ивзялабы туактрису, котораябы лучше всего эту песню спела под Нонну. Апочему вынедумали взять саму Мордюкову? наивно спросиля. Тычто, ответила Татьяна Михайловна, подумай сам, разве под нее мужика найдешь?. Аведь мужиком был обожаемыйею (иеще миллионами женщин) Олег Ефремов. Или уже вдругих ситуациях Сергей Герасимов, которого Лиознова достарости про себя ревновала кзаконной супруге Тамаре Макаровой.

Мужская компания. Мужской разговор. Какие тут могли быть семейные ценности? Аесли ужислучался роман стоварищем поработе, тоэтот человек скорее терял вееглазах, чем приобретал. Ейтрудно было соответствовать. Творческий ичеловеческий максимализм был уЛиозновой вкрови. Икакая-то мелочь могла обрушить абсолютно все.

Ивсе-таки она небыла одиноким инуждающимся, как принято сегодня писать, человеком. Жизнь подарила ейнебольшой, новерный круг друзей. Ипрежде всего Людмилу Васильевну Лисину, скоторой Татьяну Михайловну связывало почти 50лет близкого, по-настоящему родственного общения. Идаже интересную творческую работу, которой стала (пусть это кому-то кажется спорным) колоризация ееклассических фильмов. Потому что опять веежизни возникла мужская компания воглаве сАлександром Любимовым икрутой разговор. Пусть даже как напоминание овеликой, достойно прожитой творческой жизни.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное