Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Вячеслав Шмыров, друг Татьяны Лиозновой: Наталья Гундарева спасла Лиозновой жизнь


Татьяна ЛиозноваТатьяна Лиознова в последние годы жизни общалась с очень узким кругом людей. Попасть в него было невероятно сложно. Среди тех, кому Лиознова по-настоящему доверяла был Вячеслав Шмыров – бывший главный редактор студии имени Горького,

а ныне главный редактор журнала Кинопроцесс. Накануне похорон Лиозновой (погребение состоится в пятницу, 7 октября) Шмыров пришел в студию телевидения Комсомольская правда, и поделился с нами воспоминаниями о Татьяне Михайловне.

- Вячеслав Юрьевич, про непростой характер Лиозновой на съемочной площадке ходят легенды. А каким человеком она была вне кино?

- Тут очень противоречивая история. С одной стороны, она была человеком очень честным, ответственным, требовательным. Но какие-то вещи она не прощала. Например, наши отношения были совсем не безоблачными. Бывали периоды, когда мы по полгода не разговаривали. Самая серьезная размолвка у нас случилась, когда праздновали 80-летие Татьяны Михайловны. Я знал, что она должна получить орден из рук вице-премьера. Разумеется, получение Лиозновой ордена планировало освещать телевидение.


Я приезжаю к Лиозновой и говорю Татьяна Михайловна, будет вот такая история. Вице-премьер приедет с журналистами. А мне это не надо. Татьяна Михайловна, орден-то вам надо? – А орден надо. Я стал ее уговаривать, но она ни в какую. В итоге ей показалось, что я перегнул палку, она решила, что я чуть ли не для себя какую-то славу зарабатываю. Я махнул рукой и позвонил в Госкино: Заболела Татьяна Михайловна, не надо ни вице-премьера, ни журналистов.

Был зол, как черт, потому что массу усилий приложил к тому, чтобы юбилей состоялся. После этого она не общалась со мной несколько месяцев. А потом в моей квартире раздался телефонный звонок. Ты читал Экзюпери. Ты помнишь, что мы в ответе, за тех, кого приручили, – сказала Татьяна Михайловна. После этого надо было идти сдаваться, какая может быть обида….

- Ей вообще встречались люди, которые пересилили ее?

- Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. Это можно совершенно точно сказать. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. Дело было так. В Трех тополях на Плющихе должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал…

Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое? На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что если что сейчас она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены. Стоит сказать, что знакомство и опыт работы с Татьяной Васильевной очень повлияли на Лиознову. Например, она уже в 90-е годы вела переговоры с Галиной Павловной Вишневской. Ей очень понравилась книга Галина, она хотела ее экранизировать. Но при личной встрече, она поняла, что это будет второй случай с Дорониной. Потому что две мощные индивидуальности могли сокрушить друг друга.

- С Муравьевой у нее, казалось бы, совсем другая история – она сняла ее в двух фильмах подряд и никогда не сказала про нее дурного слова. А вот Ирина Вадимовна в редких интервью говорит о Лиозновой с обидой. Что произошло между ними?

- Я могу сказать только одно. Татьяна Михайловна человек, очень жесткий в работе. Актрис и актеров среди ее близких друзей никогда не было. У нее была истинно режиссерская стать, и она понимала, что она – художник, а актер для нее – краски. Может быть, она в этом вопросе была к ним излишне жестка. Я вспоминаю, у меня была встреча в гостях с Кларой Лучко. Я говорю: Клара Степановна, вчера был у Лиозновой.

У нее появилась такая теплота в глазах, потому что она знала, что Лиознова болеет. Я Клару Степановну считал холодным человеком, а тут увидел, как в ней сострадание человеческое большое открылось. Но тут она стала рассказывать: Меня утром загримируют на Карнавале, я жду. Весь день Юру Яковлева снимают. А доходит дело до вечера, все уже устали смотрят на часы, Татьяна Михайловна говорит: Кларочка, ты же моя подруга, ты моя сокурсница, давай завтра снова приходи. Мы тебя загримируем. А Лучко уже чуть не рыдает. Она же в гриме сидела 12 часов, устала. В итоге мужики за меня заступились, и только тогда она меня сняла.

Такая жесткость была. Знаю, что Лиознова любила Ирину Муравьеву, как актрису. Но, может быть, она была как слишком строгая мать. Во всяком случае, она хотела с ней снять третью картину. И это я знаю не от Лиозновой, а от Муравьевой. Н не сложилось, и я не думаю, что Ирина Вадимовна сильно из-за этого переживает. Муравьева – человек очень семейный, а Лиознова всю жизнь вращалась на противоположной орбите. И ценности друг друга они, понятно, не могли разделять.

- А кого Лиознова по-настоящему уважала?

- Только тех, кого считала ровней себе. Кобзона, например. Или Гундареву. С Натальей Георгиевной у Лиозновой вообще связана удивительная история, о которой никто не знает. Так случилось, что Наталья Гундарева спасла ей жизнь.

Это было в 2003, Гундарева уже была после первого инсульта. Она лежала в больнице. Но она оставалась председателем благотворительного кинофонда. И она позванивала подопечным этого Кинофонда, потому что какие-то деньги находились на обследование, на лечение. И была возможность Татьяну Михайловну положить в медцентр на обследование. Татьяна Михайловна человек очень основательный, иногда сомневающийся, лаской от нее добиться было ничего нельзя. Люди, которые с лаской к ней подходили, могли за это в морду получить. А ей нужен был командный голос.

И Гундарева все сделала правильно: Так, Татьяна Михайловна, какие сомнения? – сказала ей она. - Чтобы завтра все было собрано! Вы едете в больницу. Она сумела ее заставить. А через два дня Лиознова в медцентре упала в душе и потеряла сознание. Тут же ее госпитализировали в НИИ Бурденко, где было установлено, что у нее доброкачественная опухоль в голове. Жила тогда Лиознова одна, поэтиому если бы она осталась дома, эта история могла бы очень плохо закончиться. Но закончилось все тем, что Лиозновой сделали операцию, после которой у нее будто камень с души сняли. В ней вдруг на какое-то время проснулась колоссальная жажда общения.

- Лиознова не снимала фильмы с 80-х годов. Что стало причиной ухода из профессии?

- Там было очень много причин. Во-первых, провалилась ее последняя картина Конец света с последующим симпозиумом. Это было саднящей раной. Она и через 10 лет после выхода фильма, не могла понять, из-за чего публика ее не приняла. Может, мне ее перемонтировать и попробовать выпустить заново? – спрашивала она меня. Но, если честно, в фильме не только монтаж слабый… Во-вторых, в 90-х ей было сложно вписаться в совершенно новые условия. А в 2000-е уже не позволяло здоровье. Не надо, впрочем, думать, что она не вынашивала никаких идей. Я уже говорил об истории с Вишневской. Была еще одна. Ей очень нравился, например, кабаре-дуэт Академия. Она хотела снять фильм с Лолитой и с Сашей. Она несколько раз не об этом говорила. Потому что она видела в них эксцентрику, здоровое озорство, непошлое озорство. Но не сложилось – и сил не хватило, и Академия распалась…

Октябрь 2011

Источник

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное