Следствием роста могущества Русского государства на протяжении XVI века явился рост национального самосознания. Одна за другой возникают политические теории, которые стремятся определить историческое место Руси, происхождение и роль русского самодержавия. Возросшим интересом к русской истории было вызвано составление обширных летописных сводов и Степенной книги. В новом «хронографе» (1512) события мировой истории отступают на второй план перед событиями
истории русской. Внешним выражением возросшего авторитета русского самодержавия явился тщательно разработанный придворный церемониал, введенный еще Иваном III и приобретавший затем в XVI и XVII веках все большую пышность и великолепие. Сложение и укрепление самодержавия сопровождалось все большим обострением социальных противоречий. Этим объясняется распространение оппозиционных настроений, выражавшихся в XVI веке не только в форме религиозных ересей, но и в новой для Руси форме светских публицистических
произведений, в которых горячо обсуждались актуальные вопросы политики и государственного устройства. Окрепшее государство не только приводило в порядок всю систему управления, но также стремилось регламентировать все формы идеологии; церковные соборы выносили свои решения и по вопросам искусства. В постановлениях так называемого Стоглавого собора 1551 года от иконописцев требовалось строгое следование утвержденным церковной властью иконописным подлинникам и древним образцам, причем вводился строгий
надзор церкви не только над иконописью, но и над самими иконописцами. Той же задаче служила и организация художественных мастерских, в которых регламентировалась частная жизнь художников, нормы их поведения. Царские и митрополичьи дворы в Москве стягивают из провинции все сколько-нибудь значительные художественные силы. При этом столичное искусство становится все более официальным, теряет эпический характер и непосредственную связь с народным творчеством. Наряду с этим в провинциях, по деревням и селам,
развивается иконописное ремесло народных художников, зачастую не имевших специальной подготовки. Среди их, в общем ремесленных, произведений встречаются иконы кисти одаренных художников-самоучек, воспитанных на подлинно народных вкусах и представлениях. Светская и церковная власть преследовала подобных мастеров, видя в их искусстве не только самочинство, выходящее из-под контроля церкви, но и дискредитацию священного значения иконописи. Однако, несмотря на эти гонения, влияние местных школ проникало даже в столичное
искусство. Оно зачастую вносило в это искусство живое и прогрессивное начало, противостоявшее консервативным, отвлеченно-догматическим тенденциям официального направления. Среди икон первой трети XVI века житийная икона князей Владимира, Бориса и Глеба (Третьяковская галерея) еще во многом связана с традициями искусства Дионисия. В среднике иконы святые князья Борис и Глеб представлены стоящими по сторонам своего отца, князя Владимира, который как бы олицетворяет древнее единство Руси. Это напоминание вряд
ли случайно в иконе, возникшей в пору борьбы Василия Ш с боярской оппозицией. Стройные, подчеркнуто вытянутые фигуры князей поставлены в один ряд. Этот традиционный прием придает иконе особую торжественность. В житийных клеймах многолюдные сцены чередуются со сценами лирическими, в которых небольшие группы фигур изображены на фоне поэтичного пейзажа в духе Дионисия. Особенно хорошо клеймо, в котором представлено, как конь споткнулся под юным князем, предвещая ему несчастье, и как всадник грустно задумался, вглядываясь
в воды протекающей перед ним речки. Наряду с этим некоторые клейма излишне повествовательны, и в этом они предвосхищают характер более поздних икон XVI века, порой напоминающих назидательные проповеди.
Наиболее ярким образцом подобных икон можно считать три иконы, написанные в 20—30-х годах XVI века и составлявшие прежде единую композицию. На одной из них изображена притча о слепце и хромце (Русский музей). В этой композиционно раздробленной иконе подробно рассказано, как Христос-хозяин
"Введение Иоанна Листвичника" (XVI в)
наставляет поступивших к нему в услужение работников, один из которых хромой, а второй слепой; как эти работники, допущенные в хозяйский сад, придумывают остроумный способ воровства: хромец залезает на плечи слепцу и крадет плоды с деревьев. Дальше показано, как Христос разоблачает их, тайком подстраивая ловушку, и затем с позором изгоняет их из своих владений. В иконе метко передан ряд бытовых моментов. Особенно выразительна фигура хозяина сада, пристраивающего петлю, в которую
должны попасть воры. В другой иконе — «Видение Иоанна Лествичника» (Русский музей) — не без юмора изображены монахи, торопливо взбирающиеся вверх по ведущей на небо лестнице или стремительно летящие вниз головой в самое адское пекло. Наконец, в иконе «Видение Евлогия» (Русский музей) изображено, как во время богослужения, совершаемого монахами, в церкви незримо присутствуют ангелы. В иконе множество фигур; эта многолюдность становится одной из характернейших черт искусства XVI века. Вместе с тем эта
икона сохраняет еще композиционную стройность — фигуры монахов и ангелов составляют треугольник, вершина которого заканчивается изящно поднятым кверху крылом одного из ангелов. Этот небольшой штрих придает своеобразную «окрыленность» несколько тяжеловесной и темной по цвету группе. Богослужение представлено на фоне высокого белого храма с причудливо украшенными закомарами, с типично русскими луковичными главами. Подобный храм, начиная с конца XV века все чаще появляется на фоне икон и фресок.
Самой ранней московской росписью XVI века является роспись кремлевского Благовещенского собора, исполненная в 1508 году артелью художников во главе с сыном Дионисия — Феодосией. Фрески неоднократно поновлялись и записывались. В конце XIX века в результате неудачной реставрации красочный слой некоторых фресок был уничтожен. В 1947 году была предпринята систематическая расчистка, в результате которой была восстановлена почти вся роспись. Фрески расположены в четыре ряда.
Пятый, нижний, ряд занят изображением орнаментальных полотенец. В украшении основных частей храма — куполов и сводов — художники следовали старой традиции. Необычно только обилие композиций, посвященных сиенам Апокалипсиса. Повышенный интерес к теме возмездия не случаен в пору обострившейся социальной борьбы, в пору судов над еретиками и казней. В росписи можно обнаружить еще одну тему, актуальную для политической идеологии начала XVI века, — тему преемственности власти московских князей
от князей киевских и византийских императоров. Это проявилось в сознательно подобранных и расположенных на столбах храма фигурах, ряд которых начинается изображением византийского императора Константина и доводится до Дмитрия Донского и его сына Василия. По своему стилю роспись Благовещенского собора обнаруживает значительное сходство с фресками Ферапонтова монастыря. Вместе с тем в ней усиливается подробная, порой даже несколько утомительная повествовательность, сочетающаяся со сложными дидактическими
композициями. К 1515 году относятся фрески Московского Успенского собора (на стене, отделяющей жертвенник от
Роспись Успенского собора в Московском Кремле. Фрагмент (1515)
придела Петра). По-видимому, к этому же времени относятся и фрески Похвальского придела собора. Наиболее интересная из них представляет Богоматерь на троне, окруженную радужным сиянием. Перед ней склоняются воспевающие ее певцы и пророки. В этой композиции находит отражение та тема, которая лежит в основе ферапонтовской росписи Дионисия. Самый характер образов, их крупные вытянутые фигуры, радужные разноцветные круги, которыми обрамлена фигура Богоматери, сочетание розового, голубого, светло-зеленого
и вишневого — все это напоминает работы Дионисия. Новая, более сложная система росписи складывается во фресках Успенского собора в Свияжском монастыре, расписанного в 1561 году. В основе этой росписи лежит идея отвлеченно символическая по своему характеру. В своде купола представлено так называемое Отечество — богословски осложненный вариант Троицы. Вся верхняя часть храма занята изображением эпизодов ветхозаветной истории, ниже в ряде сложных символов представлено воплощение Христа; в качестве символа
Богоматери фигурируют открытые врата рая. В следующем цикле рассказана история земной жизни Христа и Богородицы. В алтаре обычная композиция (Евхаристия) впервые заменена изображением так называемого Великого выхода, куда включены портреты Ивана Грозного, митрополита Макария и настоятеля монастыря Германа. Вся роспись представляет собой своеобразный богословский трактат, посвященный доказательству основного догмата христианства о воплощении. Очень знаменательно и включение в роспись портретных изображений
современных государственных и церковных деятелей.
Кроме этих двух больших фресковых циклов от первой половины XVI века сохранилась интересная роспись шатровой церкви Александровой слободы и фрагменты фресок церкви Чуда архангела Михаила Чудова монастыря Московского Кремля. Второй половиной века датируется фреска, изображающая святого Трифона на коне, с наружной стены церкви святого Трифона в Напрудной в Москве (хранится в Третьяковской галерее).
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.